Р. Хайнд - Поведение животных (Синтез этологии и сравнительной психологии) (1112608), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Хотя я полагаю, что при исследовании причинности поведения следует стремиться к объяснениям на физиологическом уровне, объем этой книги и недостаток моих собственных знаний не позволил мне, за немногими исключениями, детально рассмотреть нейрофизиологические механизмы. С другой стороны, я лишь коснулся вопросов общественной организации, иерархии и других проявлений индивидуального поведения в группе. Я был вынужден ограничиться только теми аспектами исследования обучения, которые легче всего сопоставить с этологическими наблюдениями, и совершенно не рассматривал генетики поведения. Там, где это было возможно, я пытался показать, каким образом рассматриваемая мною проблема связана со смежными областями, и давал ссылки на одну-две современные ключевые работы — для тех, кто хотел бы ознакомиться с данным вопросом подробнее. В этих пределах я и собирал материал для книги, пользуясь в основном исследованиями поведения позвоночньгх, в меньшей степени исследованиями членистоногих и моллюсков и очень редко— более низкоорганизованных форм.
Чем шире набор рассматриваемых видов, тем более разнообразные механизмы поведения удается выявить и, следовательно, тем поверхностнее обобщения, которые мы могаем сделать. Удовлетворительная во всех отношениях классификация материала оказалась невыполнимой задачей. Такие традиционные категории, как мотивация и восприятие или созревание и обучение, могут оказаться искусственными. Поскольку книга все же должна быть разделена на главы, я вынужден был часто прибегать к перекрестным 1О ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ АВТОРА К ПЕРВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ ссылкам на страницы. Книга разбита на четыре части. В первой обсуждаются общие вопросы методологии и теории. Во второй рассмотрены непосредственные причинные факторы поведения, а в третьей — его развитие. Вопросы зволюции и функции поведения, уже более сжато, обсуждаются в четвертой части.
Роберт Хайнд Часть 1 цели и методы ГЛАВА 1 ВВЕДЕНИЕ гл. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Приступая к изучению поведения, мы неизбежно прибегаем к абстрагированию. Это необходимо прежде всего потому, что с помощью методов, которыми мы располагаем, невозможно исследовать уникальные явления,— а при достаточно точной оценке нам пришлось бы каждое явление, связанное с поведением, признать уникальным, Следовательно, практически мы вынуждены группировать поведенческие явления в классы на основании искусственно выделенных (с большей или меньшей степенью точности, в зависимости от поставленной задачи) особенностей, характерных более чем для одного явления. Есть н другие причины, в силу которых мы не можем обойтись без абстрагирования.
Одна из них заключается в том, что, изучая какой-то один аспект поведения, например гнездостроение, мы вынуждены выделять определенные виды активности, пренебрегая другими, протекающими одновременно. При этом остается проблемой степень взаимосвязи между различными совпадающими во времени видами активности. Если мы изучаем, как строит гнездо канарейка, то нас может нисколько не интересовать ее дыхание, однако если предметом изучения будут гнезда бойцовой рыбки (Вегга гр1елЫепг), состоящие из воздушных пузырьков, то пренебречь ее дыханием мы не можем.
чАсть 1 11клн н методьг Далее, наши наблюдения по необходимости ограничены определенным промежутком времени. Однако любой изучаемый вид активности находится под влиянием других видов активности, непосредственно предшествующих ему во времени, например электрических или химических изменений в нервных волокнах или деятельности эндокринных желез.
Эти виды активности могут быть также связаны с явлениями, протекающими одновременно с ними, но не служащими в данный момент объектом исследования. Необходимо учитывать и то, что все эти процессы и события происходят в связи с определенными структурами, имеющими свою онтогенетическую историю. Если взглянуть на дело с точки зрения последствий тех видов активности, которые выбраны нами для изучения, то станет очевидным, что эти последствия выражаются в изменениях в организме, среде или и в том и в другом.
Некоторые из них будут влиять на последующее поведение органиама, другие будут для него безразличны, и в любом случае одни окажутся кратковременными, тогда как другие повлияют на шансы организма выжить и размножиться в данной среде. Эти-то важные последствия изучаемых поведенческих процессов через механизмы наследственности и естественного отбора могут оказать влияние на поведение будущих представителей вида. Все это говорится не для того лишь, чтобы в очередной раз отметить сложность такого феномена, как поведение.
Правильно сформулировать постановку проблемы мы сможем только тогда, когда уясним себе, что поведение состоит из сложного сплетения событий, протекающих во времени, и что исследование поведения включает как выбор интервала времени, так и отбор явлений в этом интервале. В свою очередь сами проблемы, на которых мы остановили выбор, предопределят, как нам описать поведение, чтб отобрать для анализа, а что отбросить.
1,2. ПРОБЛЕМЫ Исследование поведения предполагает выявление связей между поведением н различными событиями и процессами, протека«ощими вне и внутри организма, которые предшествуют данному поведению, сопровождают ого нли же следуют за ним. Для удобства можно разделить возникающие при этом проблемы на три группы, которые, хотя и являются в теоретическом отношении самостоятельными, практически тесно связаны друг с другом. Суть проблем первой группы состоит в установлении связи между изучаемыми явлениями и теми событиями или условиями, которые непосредственно предшествовали им. Обычно такого рода анализ называется «причинным анализомв. Здесь мы можем смело использовать термин «причина» в его обыденном смысле, однако не должны упускать из виду, что временные связи могут быть самыми различными. и Ввндкнив Для причинного анализа поведения нет какой-то определенной сле»1ы, однако он всегда проводится в несколько этапов, и далеко не все из них удается осуществить даже при исследовании простейших случаев.
Важным предварительным этапом подобного анализа является идентификация и классификация поведенческих актов (см. далее, равд. 2.2). Затем должны быть определены связи между поведенческими актами и предшествующими условиями, что приведет к выявлению «прнчинных факторов». Это могут быть или реальные факторы реальной окружающей среды, например различные раздра.кители, или постулированные переменные, связывающие зти факгоры с поведением, или, наконец, сами поведенческие акты по отношенин> друг к другу. Если мы обнаружили, что определенная демонстрационная поза большой синицы всегда сочетается с такими формами поведения, как удары клювом, наносимые другой птице, то можем отнести наблюдаемые поведенческие акты к одной группе явлений (равд.
16.3), назвав все это, скажем, «агрессивным поведением». Если такую же реакцию вызывает у птицы ее собственное отражение в аеркале, то становится ясно, что здесь важны зрительные раздражители, природу которых и следует далее изучать (гл. 4 — 6). Если такое поведение легче всего вызвать в определеннг«е сезоны или а определенные часы суток, то очевидно, что в данном случае немалова»иную роль играют и внутренние факторы (гл. 8 — 14).
Такой уровень описания может быть достаточным для предвидения и контроля поведения, во всяком случае в пределах определенного диапазона условий. Однако чтобы полностью понять поведение, требуется анализ на каждом структурном уровне — анализ не только определенных типов поведения животного, но н функционирования рецепторов и эффекторов, а также связывающих их нервных механизмов.
Один из путей такого анализа следующий: сначала определить особенности, которыми должны были бы обладать нервно-мышечные механизмы, чтобы возникла иаучаемая форма поведения, а затем попытаться выявить механизмы с такими свойствами в системе рецептор — нервная система — эффектор. Отсюда можно перейти (следуя той же схел«е) к следующим этапам — нейронному, субнейронпому и физико-химическому уровням анализа. Вторая группа проблем также связана с анализом причин, но этот анализ предполагает более глубокое проникновение в прошлое.
В процессе развития организма меняется поведение, и ати онтогенетические иаменення поведения необходимо проанализировать и понять. Здесь нас интересуют следующие вопросы: как иаменяется поведение, в какой степени эти изменения зависят от воздействий окружающей среды, каким образом эти воздействия вызывают соответствующие изменения3 Поведение, изучаемое в любой определенный промежуток времени, находится под влиянием процессов развития, которые привели к возникновению существующей функциональной структуры животного, и в свою очередь влияет на дальнейшее изменение этой структуры.
Таким образом, проблемы онтогенеза тесно связаны с чАсть х цели и метОды проблемами «непосредственных причин». В самом деле, различия между изменениями поведения в ходе развития организма и изменениями,происходящими от момента к моменту, весьма условны, хотя нам и удобно рассматривать длительные, в той или иной степени необратимые изменения и изменения сезонные или еще более кратковременные раздельно. Процессы, изучаемые при анализе непосредственных причин, являются следствием процессов, изучаемых при анализе развития. Однако и они имеют свои следствия.
Действительно, поскольку промежуток времени, выбранный для конкретного причинного анализа, имеет определенную длительность, более ранние события в этом промежутке могут влиять на последующие, и следствия поведения сами становятся причинами. Кроме того, непосредственные следствия данной формы поведения лшгут через посредство изменений в самом организме и в окружен>щей среде влиять на вероятность повторения этой формы поведения в последующие промежутки времени.