Диссертация (1105906), страница 4
Текст из файла (страница 4)
1 В литературе нет единства в практике использования понятий «правовая идея» и «руководящее начало», «ос
нова», «принцип». Некоторыми авторами указанные понятия отождествляются, и принципы права определяют
ся через понятие руководящей, основной идеи. См., например: Грибанов В.П. Указ. соч. С. 219; Семенов В.М.
Конституционные принципы гражданского судопроизводства. С. 6-8; Советское гражданское процессуальное
право / Под ред. К.С. Юдельсона. 1965. С. 35; Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. С. 8; Чечина
Н.А. Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление С. 78-79. В
этом отношении интересной представляется позиция С.С. Алексеева, различающего принципы права как явле
ния позитивного права и правовые идеи как явления правосознания. См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 289-293.
2 См.: Грибанов В.П. Указ. соч. С. 220-221; Гурвич М.А. Принципы советского гражданского процессуального
права // Труды ВЮЗИ. М.( 1965. Т. 3. Вопросы гражданского процессуального, гражданского и трудового
права. С. 4; Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. С. 6, 51; Советский
гражданский процесс / Под ред. М.А. Гурвича. 1967. С. 24; Советское гражданское процессуальное право / Под
ред. К.С. Юдельсона. 1965. С. 35; Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. С. 8; Чечина Н.А.
Принципы гражданского процессуального права. С. 53; Ее же. Принципы советского гражданского
процессуального права и их нормативное закрепление С. 78.
3 См.: Грибанов В.П. Указ. соч. С. 225.
4 См.: Кожевников С.Н., Кузнецов А.П. Общеправовые и отраслевые принципы: сравнительный анализ //
Юрист. 2000. № 4. С. 64.
См.: Советское гражданское процессуальное право / Под ред. К.С. Юдельсона. 1965. С. 35.
'' См.: Чечина Н.А. Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление
С. 78-79.
7 См.: Грибанов В.П. Указ. соч. С. 225.
16
служить выражением указанного содержания, поскольку именно посредством их раскрывается сущность принципа.
Выведение принципов права из норм действующего законодательства и объяснение их также с точки зрения норм права приводит к тому, что не только понятие и содержание принципов, но даже наличие и состав принципов становятся предметом научных дискуссий1.
Принципы права не только определяют содержание институтов и норм отраслей права, но оказывают влияние и на практику применения правовых норм. Более того, при отсутствии конкретной нормы права, регулирующей общественные отношения, необходимо руководствоваться общими началами и смыслом закона (ч. 4 ст. 11 АПК РФ, ч. 5 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РСФСР2 (в ред. Федерального закона № 120-ФЗ от 7 августа 2000 г.3), п. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации4), то есть применять на практике непосредственно принципы права. Вместе с тем невозможно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что принципы являются нормами прямого и непосредственного действия и могут быть реализованы вне конкретизирующих их норм5, так как, во-первых, принципы, что отмечалось выше, не следует отождествлять с нормами права, в которых первые лишь находят свое выражение, а во-вторых, далеко не все принципы являются нормами-принципами6, что затрудняет их реализацию без конкретизирующих норм.
' См.: Гражданский процесс / Под ред. К.С. Юдельсона. 1972. С. 33, 52.
Например, А.Т. Боннер, возражая против выделения принципа доступности судебной защиты, выделял принцип процессуальной экономии. См.: Боннер А.Т. Принцип диспозитивности советского гражданского процессуального права. С. 14. В.М. Семенов, не признавая принцип состязательности, выделял в то же время принцип равенства сторон при состязательной форме судопроизводства. Ученый выделял также принципы доступности судебной защиты, правдивости и добросовестности лиц, участвующих в деле. См.: Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. С. 99, ПО, 121, 124; Его же. Демократические основы гражданского судопроизводства в законодательстве и судебной практике. Уч. пособие. Свердловск, 1979. С. 51, 60 и др. Принцип добросовестности лиц, участвующих в деле, выделялся и другими авторами. См.: Рязановский В.А. Единство процесса. М.: Городец, 1996. С. 60; Советское гражданское процессуальное право / Под ред. К.С. Юдельсона. 1965. С. 53. В.Ф. Тараненко выделял принципы арбитрирования, активного воздействия арбитража на улучшение хозяйственной деятельности, принцип оперативности. См.: Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. С. 53-65 и т.д.
Уместным будет также отметить, что в свете подобного подхода нормы ст. 33 АПК РФ и ст. 32 ГПК РСФСР являются нередко основанием для смешения принципов диспозитивности и состязательности. См., например: Гражданский процесс / Под ред. К.С, Юдельсона. 1972. С. 50; Ретхер В.В. Проблемы реализации принципа состязательности в арбитражном процессе // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. № 11. С. 96. Смешение принципов диспозитивности и состязательности имеет место и при рассмотрении процедуры банкротства. См., например: Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Отв. ред. проф. А.Ю. Кабалкин. М.: БЕК, 1998. С. 21.
2 Утвержден Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407 (далее по тексту - ГПК РСФСР).
1 См.: РГ. 2000. 15 августа.
4 Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года // РГ. 1994. 8 декабря (далее по тексту - ГК РФ).
5 См.: Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. С. 7.
6 А.А. Мельников, рассматривая нормы гражданского процессуального права, называл нормы, в которых сфор
мулированы принципы гражданского процессуального права, дефинитивными. При этом автор отмечал, что,
несмотря на декларационный характер, эти нормы также являются регулятивными, поскольку деятельность
17
Принципы права влияют и на последующее развитие права1, в том числе на разработку новых нормативных актов. Здесь нельзя не обратить внимания на следующее обстоятельство: как отмечалось выше, руководящие, основные начала становятся правовыми принципами с момента закрепления их в нормативных актах. Следовательно, до момента нормативного их закрепления говорить о существовании тех или иных правовых принципов не приходится, поскольку они существуют на этом этапе лишь как идеи, как явления правосознания, и в строгом смысле не являются правовыми .
На этапе разработки и принятия нормативных актов наиболее четко проявляется взаимодействие категорий субъективного и объективного в праве. Субъективные представления, правовые идеи ложатся в основу нормативных актов, которые будучи принятыми, закрепляют указанные идеи в виде правовых принципов. Необходимо при этом видеть, что идеи, ложащиеся в основу разработки нормативных актов, формируются не в последнюю очередь под влиянием правовых принципов, уже закрепленных законодательством. Так принципы права, непосредственно воздействуя на правосознание, на субъективные представления, на формирование правовых идей, опосредованно влияют на разработку правовых актов, представляя собой обратное взаимодействие объективного права на сферу субъективного.
Принципы права, таким образом, не есть нечто застывшее и неизменное, они, отражая развитие общественных отношений и права, развиваются вместе с ними3. При этом изменения касаются не только содержания, но и состава принципов.
Принципы права могут быть закреплены в законодательстве различными способами. Они могут быть сформулированы в одной или нескольких нормах права либо не быть конкретно сформулированными в норме (нормах) права4, пронизывая многие нормы и институты отрасли (отраслей).
суда и поведение других участников процесса должна соответствовать им. См.: Мельников А.А. Советский гражданский процессуальный закон. С. 14-15.
1 См.: Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. С. 55.
См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 289; Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства. С. 7.
Поэтому невозможно согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что принципы права существуют до формирования права, до принятия нормативного акта, до закрепления принципов в нормативном акте. См., в частности: Кожевников С.Н., Кузнецов А.П. Указ. соч. С. 64; Общая теория государства и права. Академический курс... / Под ред. М.Н. Марченко. 1998. Т. 2. С. 23 (автор главы - проф. М.Н. Марченко). Думается, точка зрения, приведенная в данном курсе, логически не выдержана. Противоречие ее заключается в том, что, с одной стороны, принципы права признаются правовыми, поскольку они получают нормативное закрепление и, следовательно, общезначимость, а с другой стороны, принципы признаются ориентиром правотворческой деятельности и, следовательно, существуют до формирования права, до закрепления их в нормативных актах.
См.: Гражданский процесс / Под ред. К.С. Юдельсона. 1972. С. 36; Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. С. 9.
4 См.: Гражданский процесс / Под ред. К.С. Юдельсона. 1972. С. 33; Советский гражданский процесс / Под ред. М.А. Гурвича. 1975. С. 17; Чечина Н.А. Принципы гражданского процессуального права. С. 57-58.
18
Вне зависимости от способа закрепления принципов в законодательстве они пронизывают все содержание отрасли права, все ее институты и нормы. Поэтому даже если принцип сформулирован в конкретной норме права (как, например, принцип состязательности арбитражного судопроизводства в ст. 7 АПК), то эту норму нельзя рассматривать в отрыве от остальных норм данной отрасли, раскрывающих содержание принципа1, поскольку последние формируются под непосредственным воздействием и в развитие принципа2.
Количественная совокупность принципов образует их состав . Выделение такой категории важно в познавательных целях. Необходимо обратить внимание, что состав принципов объективен, т.е. принципов столько, сколько их есть на самом деле4, однако ученые нередко, по указанным выше причинам, привносят в определение состава принципов субъективное начало и, в связи с этим, число принципов, их наименование неодинаковы у разных авторов.
Принципы любой отрасли права представляют собой систему (от греч. «systema» -целое, состоящее из частей, соединение5), т.е. упорядоченную совокупность элементов, находящихся во взаимной связи и обусловленности6. Система является единым образованием и существует лишь в целом. Исключение какого-либо элемента системы влечет за собой ликвидацию данной системы.
По указанной причине принципы необходимо рассматривать в системе, вне отрыва их друг от друга'. Рассмотрение принципов в единстве позволяет выявить связи между ними, между отдельными правовыми нормами, выражающими их сущность, и, следовательно, цельно воспринять правовую отрасль либо несколько отраслей, либо все право. Нарушение
В.П. Грибанов считал, что принцип права может быть закреплен в форме правового предписания ненормативного характера (например, в преамбуле закона) (Указ. соч. С. 220). Думается, мнение уважаемого профессора следует уточнить указанием на то, что даже при закреплении принципа в форме правового предписания ненормативного характера он находит свое выражение во многих нормах права и таким образом приобретает общеобязательную силу.
' См.: Боннер А.Т. Принцип диспозитивности советского гражданского процессуального права. С. 6; Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. С. 5.
2 См.: Гражданское процессуальное право России: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. Заслу
женный юрист РФ, д.ю.н., проф. М.С. Шакарян. М.: Былина, 1999. С. 29 (автор главы - А.Т. Боннер).
3 См.: Арбитражный процесс / Под ред. М.К. Треушникова и В.М. Шерстюка. 2000. С. 44; Гражданский процесс
/ Под ред. М.К. Треушникова. 1998. С. 26 (автор главы - В.Н. Аргунов).
4 См.: Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. С. 14.
5 См.: Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина и др. С. 596.
6 См.: Боннер А.Т. Указ. соч. С. 13; Быков А.Г., Витрянский В.В. Предприниматель и Арбитражный суд. Прак
тическое пособие по применению Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 1992. С.
128; Чечина Н.А. Принципы советского гражданского процессуального права и их нормативное закрепление С.
80.
7 См.: Чечина Н.А. Принципы гражданского процессуального права. С. 54; Тараненко В.Ф. Указ. соч. С. 16.
19
системного рассмотрения влечет получение лишь отрывочных, неупорядоченных сведений и представлений'.
Рассмотрение принципов в системе важно и по другой причине. Принципы права гарантируют и дополняют друг друга. Один принцип является предпосылкой для реализации других принципов, и наоборот2. Вследствие этого нарушение одного принципа влечет с неизбежностью нарушение другого или многих других принципов3.
В системе принципы располагаются не произвольно, они в зависимости от основания группируются (классифицируются) различным образом. Классификация принципов позволяет определить место одного принципа среди других в пределах отрасли, нескольких отраслей, либо права в целом.