Кауза сделки в гражданском праве (1105847), страница 41
Текст из файла (страница 41)
8 ГК РФ), а также принцип свободы договоров (ст. 421 ГК РФ) обуславливают вывод о допустимости абстрактных сделок, не предусмотренных законом. Однако, отсутствие для абстрактных сделок особого порядка ф передачи прав требования является препятствием для распространения абстрактных сделок в РФ. Как отмечалось выше, целью свойства абстрактности сделки является, как правило, не сама по себе легкость осуществления права кредитора, а его оборотоспособность, что предполагает ограничение каузальных возражений должника проп1в требования добросовестного кредитора.
Порядок передачи прав из абстрактных сделок, препятствующий должнику выдвигать против добросовестного приобретателя права такие возражения, о которых он не знал и не должен был знать, существует в германском праве. Третье лицо не обязано принимать претензии, вытекающие из отношении, в которых оно не участвовало . Кроме того, 402 См. Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве. М., 2000, с. 133-134; Гражданское право / Учебник для ВУЗов под ред. А.Г. Калнина и А.И. Масляева. М., 1997, ч. 1, с. !53; Гражданское право / Учебник для ВУЗов под ред. Сергеева А.П., Толстого 1О.К., ч. 1., М., 1996, с. 196-197; Новицкий И.Б. Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве, М., 1950, с. 224. ел Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве. М., 2000, с. 134. '~~ Мйпс!зепег Кощщеп!аг гпщ ВОВ. Вб. 5. - 3. Апй. МйпсЬеп. 1997. Б.1020; Беркгефть Ф., Катер 1. Гражланское право Германии. Спб, 19! О, 295. 170 каузальные возражения, выдвигаемые со ссылкой на неосновательное обогащение кредитора могут быть устранены последующими ; '4» правопреемниками, если право будет передано не по правилам о сингулярной сукцессии, а посредством принятия приказа. Приказодатель дает право приказополучателю совершить уплату приказодержателю, тем самым заменяя цессию подобием перевода ордерных ценных бумаг 403 Наконец, в силу принципа абстракции немецкого права действительность требований из вещных сделок абсолютно независима от своего основания.
Все это ограничивает возможность противопоставления каузальных возражений требованию добросовестного приобретателя. Тем самым абстрактные обязательства приобретают некое подобие свойства публичной достоверности, свойственного ценным бумагам, в силу которого приобретатель может положиться на содержание абстрактной сделки и не опасаться, что он не сможет осуществить свое требование из-за внешних обстоятельств, о которых он в силу абстрактной природы обязательства не может быть осведомлен. В российском праве порядок передачи права, ограничивающий каузальные возражения должника, предусмотрен только для передачи права, удостоверенного предъявительской и ордерной цешюй бумагой.
Общий порядок уступки права требования возлагает риск неудовлетворения требования по причине недостатков каузального момента на добросовестного приобретателя абстрактного требования: против нового кредитора могут быть выдвинуты все возражения, которые должник имел против первоначального кредитора, в том числе и основанные на недостатках каузы сделки. Следовательно, осуществление права нового кредитора ставится в зависимость от таких обстоятельств, о которых он в силу абстрактности сделки не осведомлен. Соответственно, абстрактный характер сделки становится обременительным для добросовестного приобретателя. й б.
Иные функции каузы сделки. 'и Бернгефтв Ф., Колер Ь Гражданское право Германии. Спб, 1910, с. 295. Мы попытались определить те случаи, когда кауза сделки на основании норм гражданского права и закономерностей механизма правового регулирования динамики имущественных отношений имеет юридическое значение для осуществления права кредитора из сделки. Как представляется, кауза сделки выполняет также и иные функции. а) Кауза договора и существенные условия договора.
Понятие каузы сделки, выражая взаимообусловленные предоставления сторон возмездных отношений, как представляется, тесно связано с категорией существенных условий каузального договора и имеет значение для определения круга последних. В самом деле, если абстрагироваться от случая включения в число существенных условий таких, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, то можно сказать, гго круг существенных условий выражает минимум определенности желаний контрагентов, как раз тот минимум, который позволяет говорить о существовании договора как такового и отнести его к тому или иному виду.
Существенные условия — это объективно необходимые для договора условия, выражающие его природу, сущносп* Поэтому достижение соглашения по существенным условиям каузалыюго договора (как правило, о предмете договора) означает внесение минимальной ясности в вопрос о встречных предоставлениях сторон, т.е. артикуляцшо хозяйственной цели договора о5.
Соответственно, становится понятным отнесение к числу существенных необходимых для договора условий, прежде всего условия о предмете договора, поскольку именно оно дает возможность определить содержание предоставлений сторон. б) Кауза договора и толкование договора. Неясности в содержании договора, обуславливающие потребность в его толковании, вызываются как невольным несовершенством юридической техники, так, зачастую, и умышленным насыщением договора размытыми формулировками, не позволяющими однозначно решить вопрос о правах и обязанностях субъектов.
Довольно часто толкование договора сопутствует его си йоффе О. С. Обязательственное право, М., 1975, с. 28. '" Подробнее о соотношении ввузы договора и предмета договора см. 8 3 гл. 4 работы. 172 119 ГГУ) и английской внешним проявлепиям основном разделяемой немецкой (Я 157, цивилистикой, предпочтение отдается волеизъявления, так как для правопорядка в интересах стаб1иьности гражданского оборота воля может иметь значение лишь постольку, поскольку она не выходит за рамки обычного правового смысла, который придает своему волеизъявлению разумный человек.
Соответственно, другая позиция при толковании договора отдает предпочтение воле, обосновывая это принципом автономии воли, согласно которому лишь свободная воля субъектов права порождает правовые последствия и служит источником юридической силы договора "'. Данный принцип последовательно реализуется французской судебной практикой Конечно, хозяйственная цель договора зачастую сама нуждается в определении путем толкования.
Однако, будучи о предел ешюй, она представляет собой единство объективного и субъективного. С одной стороны, опа имеет в своем основании субъективные цели сторон, содержанием которых является получение предоставления от другой стороны. С другой, требование к выраженности данных целей вовне и их акцепте, вытекающее из свойств договора как соглашения, позволяет признать юридически значимой лишь волю выраженную и акцепироваиную. Поэтому использование каузы договора для определения "~ Шали Я. Основы гражданского права Германии. М., 1996, с.
175; Цвайгерт К, Кеглц Х Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1998, т. 2, с. 110-111, 114. "' Яаияпу, Букгев без 'лен!!8еп гоппзсьеп Кесык Ш, !840, я. 258. Ссылка приводится по указ. работе Цвайгерга К. и Кетна Х., с. 107. кв Цвайеергл К, КелпГХ Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М„1998, т. 2, с. 108. квалификации как принадлежащего в определенному виду, а также определеншо его притвориости. Ст. 431 ГК РФ, предписывая использование в качестве средств толкования сопоставление условия договора со смыслом договора в целом, а также учет цели договора, как представляется, имеет в виду, в часпюсти, каузу договора, поскольку последняя, выражая взаимообусловленные предоставления сторон, по сути выражает смысл и цель дашюго договора. Кроме того, использование каузы договора для целей его толкования, возможно, позволит в значительной степени примирить два противоположных подхода к толкованию.
Согласно одной точке зрения, в 173 вида договора и для внесения ясности в иные вопросы, не разрешая проблемы до конца, все же позволяет сочетать указанные подходы к толкованию. в) Кауза сделки и форма сделки. А.С. Кривцов отмечал, что абстрактная сделка может быть только строго формальной, т.е. порождать предусмотренные ею правовые последствия лишь при условии соблюдения строго определешюй формы .
Как уже отмечалось, условием абстрактности сделки является такое ее содержание, из которого следует, что сделка, не упомипающая о встречном предоставлении, является самостоятельным основанием требования (либо перехода права). Такой вывод может быть сделан только тогда, когда слова должника исчерпывают все его волеизъявление и нс допускают возможности какого-либо сомнения , что возможно только при совершении сделки в письменной 4!О форме. Кроме того, такая форма абстракпюго обязательспи, исключающая существование возражений, не вытекающих из документа, фиксирующего обязательспю, обусловливает повышенную передаваемость прав про абстракпюму обязательству.
Именно поэтому, как представляется, сегодня абстрактные обязательства тяготеют к форме ценной бумаги, поскольку именно она идеально соответствует формальным требованиям абстрактности. Признание в праве презумпции каузальности сделки и, соответственно, юридического значения каузы сделки, позволяет отказаться от требования письменной формы в качестве общего правила. г) Кауза сделки и признание недействительной сделки, совершенной под влиянием заблуз!сдения !. Как представляется, по!итие каузы сделки 4!! '~ См.