Диссертация (1101519), страница 31
Текст из файла (страница 31)
Evelyn Waugh: TheCritical Heritage. P. 396-397.Patey. Op. cit. P. 342-344.230Allitt P. Op. cit. P. 36; в том же хвалебном духе пишет Джозеф Пирс (Pearce J. LiteraryConverts. P. 256). 229142 философские трактаты, юмористические и сатирические романы, детективы,эпиграммы и стихи. Во написал о Ноксе восторженную статью в «Хорайзон», атот, в свою очередь, посвятил Во свою книгу «Энтузиазм» («Enthusiasm: AChapter in the History of Religion with Special Reference to the XVII and XVIIICenturies»,1950),богословскоеисследованиевзглядовверующих,утверждавших, что живут по прямым указаниям Святого Духа.
В восторге отсамого произведения и от оказанной ему чести, Во пишет Ноксу: «Мнеприслали «Энтузиазм». Не могу с ним расстаться. Я так горжусь этимпосвящением, что готов иметь копию этой книги в каждой комнате»231. Вопосылал книги Нокса друзьям и советовал прочитать определенные труды ипроповеди священника, когда у тех возникали религиозные вопросы. Однакообщественность не разделяла уверенность Во в гениальности друга, которыйбыл известен прежде всего как церковный оратор, богослов и писательюморист.
В авторской установке, лежащей в основе биографии (Рональд Нокс –современный кардинал Ньюмен), сомневался К. Сайкс, знавший Нокса лично исчитавший, что тому далеко до роли непризнанного гения. Равнодушиеширокой публики к таланту Нокса расстраивало Во, и в биографии онпостарался восстановить справедливость, создав в образе Нокса очереднуюжертву современного мира.
Жалуясь на отсутствие интереса публики к Ноксу,Во пишет Энн Флеминг: «Когда люди говорят, что в Англии нетантиклерикализма, я думаю о том, какой огромной популярностью обладал быРонни, будь он неверующим»232.Издатели еще при жизни Нокса обращались к нему с просьбой написатьпродолжение его автобиографии «Духовная Энеида» («A Spiritual Aeneid»,1918), но Нокс возложил это поручение на Во, согласившегося стать еголитературным душеприказчиком. В последней болезни Нокса Во был рядом сним, и Нокс даже какое-то время жил в доме писателя в Ком-Флори. Послесмерти друга Во исполнил его поручение, работая над архивом Нокса, 231232The Letters of Evelyn Waugh. P. 390. Ibid.
P. 531. 143 встречаясь с его близкими и знакомыми, знакомясь с документами по историицеркви. Два года ушло на создание книги, которая не просто встретилаблагожелательный прием читателя, но принесла Во хорошее вознаграждение.В отличие от биографии Кэмпиона, которая в силу историческойдистанции по отношению к объекту биографии читается почти какисторический роман, последняя созданная Во биография целиком опирается надокумент и, конечно, на личные воспоминания автора, что, разумеется,сковывает авторскую свободу. Биография недавно скончавшегося друга,действующими лицами которой являются многие общие знакомые героя иавтора, требовала от Во такта, который он постарался проявить в соответствиис жанровой нормой233, что обернулось известной сухостью изложения.
Складуталанта Во был противопоказан панегирик; бремя этических ограничений авторпытался компенсировать как можно более полным изложением своей позициипо религиозным и внутрицерковным делам. С этой точки зрения можнорассматривать биографию Рональда Нокса как подведение итогов в планерелигиозных взглядов.Биография «Жизнь преосвященного Рональда Нокса» (The Life of theRight Reverend Ronald Knox», 1959) состоит из 3 частей, главные темы которыхможно условно обозначить как «поиск предназначения», «первый шаг ксовершению предназначения» и собственно «совершение предназначения».Таким образом, написанная на 20 лет позже, биография Нокса схожа поструктуресбиографиейЭдмундаКэмпиона,вкоторойпутьгерояпрослеживается от академической карьеры через изгнание и героизмсвященнослужителя к призванию мученика.
И в той, и в другой биографиимученичество становится кульминацией жизни героя, хоть в случае с Ноксомоно происходит не в физическом, но в моральном, эмоциональном плане, ввиде отвержения труда, который должен был стать итогом его жизни. О соответствии «Рональда Нокса» конвенциям биографического жанра см.: Blayac Alain.Evelyn Waugh, Biographer // Waugh Without End.
Pp. 91-102.233144 Несмотря на схожую структуру, читательское впечатление от двухбиографийдиаметральнопротивоположноблагодаряизменившемусяавторскому пафосу. Смерть Кэмпиона была не поражением, но триумфомистинной веры; биография Нокса оставляет ощущение тоски и безысходности.Нокс, со всеми его заслугами и талантами, словно знаменует своей смертьюконец эпохи, утрату ценностей, ключевых не только для героя, но и для автора.Несмотря на практически полное отсутствие комизма, биография напоминаетранние сатирические романы Во тем, что и здесь наивный и слабый геройобнаруживает себя беззащитным перед натиском толпы, рушащей его жизнь иидеалы, потерянным во враждебной среде. Нокс в биографии представляетсятакой же жертвой людей и обстоятельств и кажется, вопреки приписываемойему святости, слабым и неспособным на что-либо реально повлиять.
БиографияНокса в полной мере является выражением настроения и отношения ксовременности самого Ивлина Во, голос которого слышен на страницах книгигораздо громче, чем он, казалось, сам того хотел.Путь англиканина к католицизмуВ силу свойств жанра биографии в обрисовке ее объекта присутствуюттакие же элементы автопортрета автора, какие мы прослеживали в героинеромана «Елена». Так же и Нокс оказывается в известной степени отражениемсвоего биографа, что дает нам возможность через изображение героя заглянутьво внутренний мир автора.Во начинает с углубления в генеалогию Рональда Нокса, мы узнаембогатую религиозную историю семьи героя. Родственным ему по духуоказывается его дед по матери, англиканский миссионер, движимый своимпредназначением прочь от покоя семейного очага.
Несмотря на свою неприязньк протестантской вере, особенно обострившуюся в последние годы жизни, Во,насколько можно судить, вполне объективно пишет о карьере этого деда Нокса,Томаса Френча, англиканского епископа, служившего миссионером в Индии, азатем в Восточной Африке.
Периодически автор подчеркивает уважение,145 которое Френч питал к католикам и тот факт, что «the end of his spiritual life wasfed almost entirely from Catholic sources»234. Англиканскими епископами были идед Рональда по отцовской линии, Джордж Нокс, и его отец. Можно сказать,что религиозное призвание было у Ронни в крови, как у Ивлина Во –литературное. Однако, в отличие от Во, Нокс в молодости не сопротивлялсяпризванию, и только в зрелом возрасте стал сознавать, что идет по накатаннойдороге англиканства, несовместимой с его совестью.Во не останавливается подробно на детстве Нокса до его поступления вИтон. Он дает лишь набросок, в котором отдельные штрихи помогаютвоссоздать эмоциональную атмосферу первых лет жизни героя.
Мать Рональдаумерла, когда ему было 4 года, оставив шестерых детей. Их отец во второй разженился на молодой женщине, которая, преобразила жизнь семьи: заняласьобразованием старших детей, устроила их в лучшие школы, стала приучать их ксвоим любимым писателям, к детским книгам, о которых они не имелипонятия, постепенно завоевала их сердца и привнесла в дом недостающее емутепло. Тем не менее, Во, ненавистник фрейдизма, отмечает, что некоторые иззнакомых Нокса много лет спустя замечали в нем «something of the uncertainity,loneliness and persistent hunger of the heart which springs from a motherlesschildhood» (32), и сам подчеркивает, что для продуктивного труда Ноксутребовались любовь и поддержка окружающих.
Подобная особенность, илислабость, – потребность в любовной атмосфере – контрастирует со складомхарактера самого Во, который буквально подпитывался конфликтами ираспрями. Нокс же с самого начала представляется человеком мягким, частозависимым от мнения окружающих, что Во делает частью особенной святости,сверхъестественного смирения героя.Десятилетний Ронни пишет для семейного журнала длинную, запутаннуюпьесу на латыни, сюжет которой разрастался с каждым новым номером, а в 12лет сочиняет стихи, используя различные стили и размеры. Страсть к языку и 234Здесь и далее цитируется издание: Waugh, Evelyn. The Life of Right Reverend Ronald Knox/ Evelyn Waugh. – Penguin Books, 2011.
P. 9. Номера страниц указываются в тексте в круглыхскобках. 146 овладению различными литературными жанрами начинает проявляться у Ноксауже в детстве, раньше и очевиднее, чем тяга к религиозной карьере. Два этихстремления будут развиваться параллельно и в итоге сплетутся воедино. Во,приводя примеры детских опусов Нокса, обращает внимание на первичность вгерое литературного таланта.Итон предоставил подростку идеальную атмосферу для самораскрытия.Привязанность героя к Итону, даже более крепкую, чем любовь Нокса кОксфорду, Во объясняет уникальным отношением школы к своим ученикам:«Most candid Englishmen recognize it as a school sui generis […] which whilecorrecting affectation allows genuine eccentric to go his own way unmolested; whichnourishes its rare favourites – among whom Ronald was immediately numbered – ina rich and humane traditional culture which admits no rival» (52).












