Диссертация (1100522), страница 17
Текст из файла (страница 17)
А. Свет в ночи. Опыт медленного чтения. Франкфурт на Майне. 1967. С. 81.Там же. С. 82.81обозначающую,всвоюочередь,противоположныедуховныесилы,действующие на героя: божескую, дьявольскую, государственную, силународной нравственности и т. д.82Глава Ⅲ Второстепенные персонажи§ 3. 1 Петр Петрович ЛужинС эстетической и культурологической точки зрения своим отчеством, атакже и звучанием фамилии он напоминает одного из эпизодическихперсонажей романа Достоевского “Бедные люди” (1846) — Петра ПетровичаЛужина, стряпчего, занимающегося хождением по разным искам и тяжбам. Этодало основания М. С. Альтману назвать Лужина «человеком такого жепожиба»68. По мнению С. В.
Белова, «в имени и отчестве Петра ПетровичаЛужина можно видеть намек на принадлежность к чиновничьей касте,созданной ПетромⅠ»69.На наш взгляд, данные этимологии имени и отчества Лужина неточны.Да, Петр Петрович Лужин из «Бедных людей» (1846), действительно«законник» в том его традиционном виде, который издавна на Руси именовался“стряпчим”70. Однако, как ясно уже из письма, полученного Раскольниковым отего матери, Лужин — не стряпчий, а адвокат, т. е. законник в понятиях Россиине дореформенной, а эпохи либерально-буржуазных реформ 1860-х годов,когда и происходит действие в романе «Преступление и наказание».
Да, он«уже надворный советник» и «служит в двух местах» (с. 31) и по этой причинепринадлежит или принадлежал «к чиновничьей касте». Однако перед героями«Преступления и наказания» он предстает в тот момент его жизни, когда «онотправляется <...> в Петербург», где «хочет открыть <...> публичнуюадвокатскую контору» (с. 32). Иначе говоря, — создать собственноеюридическое предприятие на коммерческой основе, с которым мать и сестраРаскольникова поначалу связывают возможную будущую карьеру их сына и68Альтман М.
С. Достоевский по вехам имен. С. 171.Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Комментарий. М.,2011. С. 83.70Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. Ⅳ. С. 346.8369брата в качестве либо секретаря Лужина, либо его успешного и хорошооплачиваемого сотрудника.Думается, в имени Лужина для Достоевского наиболее важна самасемантика слова “Петр”, с онтологической точки зрения, в переводе сгреческого означающего «скала, каменная глыба», «камень» 71 . Основныесвойства камня — тяжесть, крепость, но и заведомые бездуховность ибездушность. Если два первые его качества позволяют камню служитькраеугольной опорой какого-то массивного и долговременного сооружения, тоот последних его свойств на человека веет холодом и жёсткостью.
А ведь вантропониме Лужина его каменная составляющая к тому же заявлена дважды— не только именем, но и патронимом.Сложнее обстоит дело с фамилией этого героя — Лужин. Не заключая всебе явной смысловой характеристики, она, как нам представляется, сэстетической точки зрения, способна достичь этого результата косвенно —череззвуковуюассоциациюсизвестнойэгоцентрическоймаксимойфранцузского короля Людовича ⅩⅤ: «Apre moi le cleluge»72 («после меняхоть потоп»).
По крайней мере гипотетически можно соотнести фамилиюЛужин в ее корневой части “луж” и с французским прилагательным “louche”, всемантике которого, наряду со значением «косой, косоглазый», есть и значение«двусмысленный, подозрительный», а в том случае, когда это прилагательноевыступает в функции существительного (“le louche”) — и — «нечтоподозрительное, темное».Как было уже сказано, впервые читатель «Преступления и наказания»знакомится с Лужиным по впечатлениям, произведенным этим человеком намать Раскольникова Пульхерию Александровну. Затем мы видим его вкомнате-шкафе Раскольникова, где он, по слову последнего, “рекомендуется”,таким персонажам, как студент Дмитрий Разумихин, доктор-психиатр Зосимов,а также сам хозяин комнаты. В дальнейшем он невольно или вольно7172Тихонов А.
Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имен. С. 284.Французско-русский словарь. Составила проф. К. А. Ганшина. М., 1946. С. 15184нравственно раскроет себя в своей «записке», адресованной ПульхерииАлександровне, еще больше — во время своей встречи с матерью, сестройРаскольникова и им самим в тех номерах, куда он поселил свою невесту иПульхерию Александровну, позднее — в иронических выпадах по адресуАндрея Семеновича Лебезятникова» (с. 115), которого Лужин называл своим имолодымдругом»,клеветническихнаконец,действияхвитоговыхпротивСонитщательнопродуманныхМармеладовойиРодионаРаскольникова.Рассмотрим подробнее каждую из этих сцен произведения, фиксируя теотдельные черты, жесты и суждения этого жениха Авдотьи РомановныРаскольниковой,которыенравственно-этическомскладываютсяоблике, отнюдьвегонесовпадающемсцелостномсобственнымпредставлением этого героя о себе. Параллельно этой задаче будет выясняться,насколько указанный итоговый портрет Лужина оправдывает семантическиеаллюзии его антропонима.Вот что мы узнаем о Лужине из письма матери Раскольникова: «...
вообщечеловек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бывысокомерный. <...> В первый же свой визит он объявил нам, что он человекположительный, но во многом разделяет, как он сам выразился, “убежденияновейших поколений наших” и враг всех предрассудков. Многое и еще онговорил, потому что несколько как бы тщеславен и очень любит, чтоб егослушали... Я, разумеется, мало поняла, но Дуня объяснила мне, что он человекхотя и небольшого образования, но умный и, кажется, добрый».Правда, мать Раскольникова явно озадачена сугубо деловым приемом,которым Лужин осуществил свое сватовство к Авдотье Романовне: «на другойдень» после первой встречи с нею и ее матерью прислав «письмо, в которомвежливо изъяснил свое предложение и просил скорого и решительного ответа»(с. 31).
Смутило Пульхерию Александровну и сказанное ей Лужиным «непреднамеренно, а очевидно проговорившись», именно, что он уж и прежде, не85зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого и непременнотакую, которая уже испытала бедственное положение; потому <...> что мужничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считаетмужа за своего благодетеля» (с. 132).
Наконец, от Пульхерии Александровныне укрылось и главное качество претендента на руку ее дочери, хотя, знаясвоего сына, она и толкует его в пользу Дуни: «К тому же он (Лужин. — М. В.)человек очень расчетливый и, конечно, увидит, что его собственноесупружеское счастье будет тем вернее, чем Дунечка будет за ним счастливее»(с.
31. Курсив наш. — М. В.).Уже приведенные наблюдения матери Раскольникова едва ли могутпородить у читателя “Преступления и наказания” благоприятное Лужинумнение о нем. Не устранит читательского недоверие к этому герою и еговосприятие комнаты Раскольникова и самого ее хозяина в сцене, где Лужинвпервые знакомится с ним.«Это был господин, — говорит романист о госте Родиона Романовича, —немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливоюфизиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом собидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: «Куда жэто я попал?» Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть лидаже не оскорбления, озирал он тесную и низкую «морскую каюту»Раскольникова. С тем же удивлением перевел и уставил потом глаза на самогоРаскольникова...
Затем, с тою же медлительностью, стал рассматриватьрастрепанную, небритую и нечесаную фигуру Разумихина, который в своюочередь дерзко вопросительно глядел ему прямо в глаза, не двигаясь с места.<...> Сообразив, должно быть, <...> что преувеличенно-строгою осанкой здесь<...> ровно ничего не возьмешь, вошедший господин <...> вежливо, хотя и небез строгости, произнес, обращаясь к Зосимову и отчеканивая каждый слогсвоего вопроса:86— Родион Романыч Раскольников, господин студент или бывшийстудент?» (с.
111. Курсив наш. — М. В.).Вся сцена есть миниспектакль, в котором гость Раскольникова, судя о немпо его нищенском жилище, сразу же пытается и своим осанистым видом ичетким, «не без строгости» голосом поставить своего возможного в скоромбудущем родственника, что называется «на место».С этой целью он обращается лишь к респектабельно одетому докторуЗосимову («Зосимов, чуть ранее сообщал романист, был в широкомщегольском легком пальто, в светлых летних брюках, и вообще все было на немшироко, щегольское и с иголочки...». С. 103) и нарочито называетРаскольникова «бывшим студентом».















