Диссертация (1099141), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Н. Веракса и Е. Ю. Коробейникова провели пилотажныйэксперимент с применением айтрекинга в стрельбе из лука: изучалисьособенности движений глаз спортсменов при прицеливании (в выборке былипредставлены спортсмены, специализирующиеся в стрельбе из блочного иклассического типов лука). Было установлено, что в момент прицеливанияглазодвигательные особенности большинства участников исследованияхарактеризуются тремором и микросаккадами. В описании перспектив своихдальнейших исследований авторы предположили, что у спортсменов болеевысокого уровня подготовки (кандидат в мастера спорта и выше) могутсформироваться устойчивые паттерны движения глаз во время прицеливания,которые зависят от индивидуальных личностных качеств спортсменов,спортивного опыта и вида лука, из которого они стреляют (Веракса,Коробейникова, 2013).Позднее, 2015 году, А.
Н. Веракса, Е. Ю. Коробейникова, С. В. Леонов,Е. И. Рассказова представили работу, в которой более подробно описываютсяглазодвигательныепаттерныспортсменов-лучниковвпроцессеприцеливания. В эксперименте приняли участие 27 спортсменов, которые всоответствии с задачами исследования были поделены на 3 группы, взависимости от вида лука: «классики» – спортсмены, стреляющие из62классического вида лука, «блочники» – спортсмены, стреляющие из блочноговида лука, а также «универсалы» – спортсмены, имеющие опыт стрельбы изобоих видов лука. Участники исследования выполняли последовательносерию заданий, моделирующих стрельбу и различающихся по степенисложности. В результате авторами было установлено, что опыт стрельбы изразных видов лука формирует различные глазодвигательные паттерны привыполнении задач на прицеливание (Веракса и соавт., 2015).Такжев2012годукомпания«SensoMotoricInstruments»продемонстрировала возможность применения устройства SMI Eye TrackingGlasses в горных лыжах – на видео, представленном компанией, можнонаблюдать скоростной спуск с горы «от первого лица».
Согласно даннымвидеозаписи, можно отметить, что для спортсмена, осуществляющегоскоростной спуск, перед прохождением препятствий-флажков свойственныфиксации взгляда на них (SMI, 2012).В работе Д. Ханкока и Д. Сте-Мари (Hancock, Ste-Marie, 2013)исследовались движения глаз хоккейных судей. В качестве испытуемыхвыступили 30 человек: 15 судей высокой квалификации и 15 – низкойквалификации. Все участники являлись рефери (т. е.
судьями на льду), а небоковыми судьями. Следует отметить, что рефери чаще, чем боковые судьи,принимают решения и взаимодействуют с игроками и тренерами. Участникамна экране компьютера предъявлялись короткие видеоклипы (по 3–6 с),представляющие ситуации, с которыми мог бы столкнуться рефери во времяигры: в 50% клипов присутствовали нарушения, а в остальных случаяхнарушений не было. Задачей рефери было принятие адекватного решения вкаждой ситуации. Видеоклипы предъявлялись в случайном порядке и неповторялись. По окончании каждого эпизода экран становился черным на 4секунды,ииспытуемымАнализировалисьбылоследующиенеобходимопараметры:озвучитьколичествосвойиответ.средняяпродолжительность фиксаций взора, точность решения (число правильныхответов, в том числе ложных тревог) и др.
В результате исследования,63несмотря на предположения авторов, у судей высокой и низкой квалификациине было выявлено различий в паттернах движений глаз, при этом у болееопытныхсудейколичествоправильныхответовоказалосьбольше.Полученные данные подтверждаются результатами другого исследования(Catteeuw, Helsen et al., 2009), проведенного на выборке ассистентов(помощников) рефери в международных соревнованиях по футболу. Несмотряна то что движения глаз у них не отличаются от движений глаз судей на поле,они склонны принимать решения с меньшей точностью.
Исследователипредположили, что полученные результаты связаны не с тем, каквоспринимается информация, а с тем, как она впоследствии используется иинтерпретируется. К примеру, все судьи в хоккее могут видеть игрока, вопределенном эпизоде держащего клюшку параллельно льду, однако опытныесудьи воспринимают это как потенциальное нарушение, тогда как менееопытные – нет. Д.
Ханкок и Д. Сте-Мари предполагают, что судьи высокойкатегории более эффективно извлекают информацию и используют ее дляпринятия решений (Hancock, Ste-Marie, 2013; Горовая, Коробейникова, 2013).Коллективом авторов под руководством Г. Я. Меньшиковой в 20132014 гг. была представлена работа, посвященная сочетанию методоввиртуальной реальности и айтрекинга. В исследовании приняли участие 15профессиональныхфигуристов,контрольнуюгруппусоставили15студентов.
Оценивались вестибулярные функции спортсменов в условияхдинамической 3D-стимуляции, в том числе оценке иллюзии векции (иллюзиидвижения собственного тела). В качестве оценки нарушений вестибулярнойфункции авторы использовали такой показатель движений глаз, как нистагм(колебательныеИсследователидвижениядляпредположили,стабилизациичтопроявлениеположениянистагмавзора).являетсякомпенсаторным механизмом, отражающим степень эффективности работывестибулярного аппарата для редуцирования сенсорного конфликта вусловиях динамической и объемной стимуляции (в данном случае сенсорныйконфликтвозникаетмеждуданнымизрительногоанализатора,64проприоцептивнойчувствительностии вестибулярногоаппарата).Врезультате авторы выявили наличие усиленных движений глаз спортсменовфигуристов по сравнению с движениями глаз участников контрольнойгруппы (нетренированных испытуемых) в условиях динамической объемнойзрительной стимуляции.
Авторы пришли к выводу, что спортсменыфигуристывсилупрофессиональнойсформированностиданнойфункциональной системы, демонстрируют более активное использованиемеханизма глазодвигательного нистагма для компенсации вестибулярныхнарушений, непроизвольно совершая движения глаз для стабилизациивзгляда и уменьшения чувства потери равновесия (Ковалев, Климова, 2014;Kovalev, Klimova, 2013; Menshikova et al., 2014).В 2014 году М. Тиммис и соавт. (Timmis et al., 2014) продолжилиразвивать линию исследований, посвященных анализу движений глазфутболистов при реализации 11-ти метрового удара. Основной интересавторов был направлен на сопоставление глазодвигательных паттернов приреализации двух типов пенальти: ориентированного на силу и на точностьисполнения.
В эксперименте приняли участие 12 футболистов, выступающихв составе университетских команд любительского и полупрофессиональногоуровня. В результате исследования было установлено, что при выполнениипенальти, ориентированного на точность попадания в определенную зонуворот, игроки дольше фиксируют взор на цели, в направлении которойпланируется осуществление удара. В процессе исполнения «силового»пенальти, для спортсменов оказались свойственны более длительныефиксации на мяче и действиях голкипера, вследствие которых и ударсмещался в центральную область ворот.Примером использования систем регистрации движений глаз в водныхвидах спорта является проведенное в 2015 году пилотное исследованиекомпании SensoMotoric Instruments (рис.
6).65Рис. 6. Пример использования айтрекинга в серфинге (SMI, 2015)10.На видео представлены возможности применения мобильных систем вранеенеисследованномпродемонстрированывидефрагментыспортасерфинге,-выполнениятехническихатакжедействийспортсменами-профессионалами.Обобщая результаты проведенного литературного обзора, можносделать следующие выводы. Несмотря на многообразие и «мозаичность»проведенных с начала 1980 гг. исследований, направленных на анализ разныхвидов спорта и отдельных спортивно-специфических задач, по их результатамможно выделить основные направления психологической подготовки сиспользованием систем регистрации движений глаз.Впервуюочередькнимотноситсяповышениеточностныххарактеристик спортивной деятельности.
К данному направлению относятсяработы, ориентированные на оценку роли движений глаз при осуществленииточного попадания в цель (во время выстрела, броска, удара, реализациипенальти и др.) (Adolphe et al., 1997; Harle, Vickers, 2001; Vickers, 1992, 1996,2007; Vickers, Williams, Rodrigues, 1999; Vine et al., 2011; Ward, 2008; Causer etal., 2010; Williams, Singer, Frehlich, 2002; Wood, Wilson, 2010, 2011 и др.), атакже анализ глазодвигательных показателей, характерных для сохраненияточности выполнения двигательной программы, при наличии дистракторов(Di Russo, Pitzalis, Spinelli, 2003 и др.) и/или пространственно-временныхограничений (Panchuk, Vickers, 2006).10Рис. публикуется с письменного согласия авторов66Кроме того, было показано, что точность исполнительских действий вспорте тесно связана с эффективностью зрительного поиска и/или выборомоптимальных стратегий зрительной ориентировки: спортсмены, тренеры исудьи более высокого уровня подготовки совершают меньшее количествосаккад (Vickers, 1992; Vaeyens, 2007 и др.), и / или дольше фиксируют свойвзор на «ключевых» элементах (Hancock, Ste-Marie, 2013; Lee, 2010; Moreno etal., 2002; Piras, 2009, 2010 и др.).
Результаты подобных исследованийпредоставляютвозможностьболееглубокогоизученияфеноменаантиципации и принятия решений в разных видах спорта. В целом, развитиеисследований в рамках данного направления является перспективным дляигровых и стрелковых видов спорта, единоборств, т. е.














