Информационные преступления в сфере государственного и муниципального управления - законотворческие и правоприменительные проблемы (1098298), страница 7
Текст из файла (страница 7)
К ним следует отнести всю совокупность предусмотренных уголовным кодексом преступлений, посягающих на законную деятельность органовгосударственной власти, местного самоуправления и охраняемый государствомофициальный информационный оборот. В будущем, как мы прогнозируем, этипреступления должны занять самостоятельное место в системе особенной частиУК.Рассматриваемая группа охватывается категорией «информационные преступления», т.е. общественно опасные посягательства, в которых охраняемая государством официальная информация является предметом преступления либо используется как средство совершения преступления. При конструировании составов преступлений, предусматривающих ответственность за незаконный информационныйоборот, законодатель выделил охраняемую государством официальную информа30цию как предмет посягательства или средство совершения преступления в названии главы 28 УК - «Преступления в сфере компьютерной информации».
Иныевиды информации регулируются нормами, содержащимися в других главах уголовного закона, что напрямую связано с ее характеристиками: свойствами носителя, правовым содержанием, общественной значимостью. На сегодняшний деньдостаточное количество уголовно наказуемых деяний совершается путем использования различной охраняемой государством официальной информации в качествесредства совершения преступления или предмета посягательства.Необходимо признать охраняемую государством официальную информациюна различных носителях (машинном, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, бумажном, памяти человека) элементом охраняемого государством официального информационного оборота. Охраняемый официальный информационный оборотпредстает как система урегулированных нормами права общественных отношений, обеспечивающих защиту установленного государством порядка обращенияохраняемой государством официальной информации в зависимости от характеристики носителя, на котором закреплена информация.
Он включает в себя: сбор,анализ, структурирование, внесение изменений, хранение, учет, регистрацию,пересылку, передачу, замену, уничтожение, изъятие, использование, копирование,утрату, замену и иные операции для правомерных собственников, владельцев,пользователей. На основании выделения перечисленных стадий оборота считаемнеобходимым формулирование составов посягательств на охраняемый государством официальный информационный оборот, причиняющих или могущих причинить существенный вред правоохраняемым интересам в сфере порядка управления.Глава вторая «Охраняемая государством официальная информация набумажных носителях как предмет уголовно правовой охраны» посвящена исследованию теоретических и правоприменительных проблем уголовно-правовойохраны традиционных предметов информационного оборота в сфере порядкауправления - официальных документов, в параграфе первом второй главы31рассмотрено их понятие и правовая природа.
Информационный взрыв диктуетгосударству необходимость внедрения новых информационных технологий, в томчисле в сферу управления, на что направлены положения федеральной целевойпрограммы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г., Доктриной информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. и «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральныхорганов государственной власти до 2010 года», иных актов.В то же время материально-техническая, экономическая, правовая, кадроваябазы, регулирующие электронное обращение официальной информации, не достигли уровня, при котором возможно отказаться от использования исторически ипрактически проверенного информационного оборота на бумажных носителях.Управленческое значение официальных документов достаточно велико, последствия незаконного использования полномочий в сфере информационного оборотанастолько общественно опасны, что государство охраняет их уголовно-правовымисредствами.
Однако долговременность такого регулирования не означает четкостьи ясность.В настоящее время основные правоудостоверительные функции государстводелегирует должностным лицам государственных органов управления, органовместного самоуправления. Проблема заключается в том, что в установленныхнормативными актами случаях такими полномочиями могут наделяться иныеюридические или физические лица (например, нотариусы, администрация негосударственных вузов). В случае противоправного оборота охраняемых государствомофициальных документов указанные субъекты будут нести неодинаковую ответственность.Выдаваемые уполномоченными государством лицами документы имеютдвойную функцию: с одной стороны, они гарантируют владельцу тот круг прав иобязанностей, которые они могут требовать у иных субъектов; с другой стороны,для неопределенного круга лиц, противостоящих обладателю акта, доказывают егополномочия и могут обязывать последнего совершать (или не совершать) опреде32ленные действия.
Должностные и иные уполномоченные лица, изготавливая илиподписывая официальный документ, тем самым производят не простую техническую операцию, а напротив – юридически значимую, при обязательном наличии уних достоверного убеждения в истинности изложенных фактов, то есть, по сути,они должны выступать гарантом подлинности фактов, содержащихся в документе,что, по нашему мнению, должно быть закреплено нормативно. Считаем целесообразным при заключении трудового контракта с должностными лицами (служащими органа местного самоуправления) предусмотреть пункт следующего содержания: «При введении в оборот, обращении официальной документированной информации должностное лицо (служащий органа местного самоуправления), несетот своего имени обязательства о достоверности (подлинности) изложенных в нейфактах».Уголовное право, определяя понятие охраняемого государством официального документа для своих целей, не должно противопоставлять его терминам нормразличных отраслей права: административного, гражданского, информационного идругих.
В этой связи необходимо конкретизировать понятие документа применительно к каждой из них. Проблема заключается в том, что на сегодняшний деньчеткого определения или исчерпывающего законодательного перечня охраняемыхгосударством официальных документов не существует, что в ряде случаев порождает обоснованные трудности у правоприменителя, так как указанные выше видыдокументов в силу их публичного характера не могут быть предметами рассматриваемых преступлений, в свою очередь документы, признаваемые таковыми предметами посягательств, легально не названы «официальными».По нашему мнению, общим видовым понятием для всех предметов информационных преступлений следует признавать указанное ранее понятие «охраняемогогосударством официального документа».Во втором параграфе второй главы проанализированы правовые признакиофициальных документов - предметов посягательств в главах 30 и 32 УК.
Содержащиеся в уголовном законе, в теории уголовного права и в правоприменительной33деятельности документы имеют разное назначение и признаки, которые обусловливают их неодинаковое правовое регулирование, однако они зачастую необоснованно объединяются или разграничиваются, последствием чего может быть неправильная квалификация преступлений. Анализ всей опубликованной судебнойпрактики, дел, рассмотренных судами различных регионов России, а также имеющихся научных публикаций позволил сделать вывод о целесообразности сокращения видов документов - предметов указанных преступлений.В ст.
324 и ч. 1. ст. 327 и УК предметами преступлений названы официальныедокументы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, а в ч. 1ст. 327 указано удостоверение. Выделение понятия «удостоверение» было продиктовано его основной функцией - акта, удостоверяющего юридический факт. Считаем, что понятие «удостоверение» является родовым по отношению к понятию,использованному законодателем в ст. 327 УК «иной официальный документ,предоставляющий права и освобождающий от обязанностей».
Не всякое удостоверение предоставляет права или освобождает от обязанностей, в свою очередьлюбой официальный документ, предоставляющий права или освобождающий отобязанностей, можно считать удостоверением. Предметами преступлений, предусмотренных главами 30 и 32 «Преступления против порядка управления» и «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы ислужбы в органах местного самоуправления», являются удостоверения - охраняемые государством официальные документы, оборот которых осуществляется всфере порядка управления.Таким образом, удостоверение – это охраняемый государством официальныйдокумент установленной формы, который подтверждает юридические факты,например, статус личности или наличие прав или освобождение от обязанностей;создан уполномоченным лицом и подпадает под действие системы регистрации,строгой отчетности и контроля за обращением, оборот которого осуществляется всфере порядка управления.Для того чтобы избежать ошибок на практике при признании того или иного34документа предметом преступлений, предусмотренных действующими редакциями ст.ст.
324, 325, 327, 292 УК, считаем возможным из текста статей исключитьпонятия: «документ, предоставляющий права и освобождающий от обязанностей»,«официальный документ», «важный личный документ» заменив его на термин«удостоверение», при этом в примечании к одной из статей дать его определение.Указанное объединение позволило бы единообразно применять закон и упростилобы сложности при квалификации преступлений, посягающих на охраняемыйгосударством официальный информационный оборот, тем более что и за рубежомта же тенденция.
Например, УК Австрии определение документа дает в общейчасти уголовного закона – это официальная бумага, которая создана для того,чтобы подтвердить какое-либо право или правоотношение, изменить или отменитьего или доказать факт, имеющий правовое значение.Одним из видов документов, являющихся предметом преступлений главы 32УК являются марки акцизного сбора, специальные марки или знаки соответствия.Учитывая их экономическое содержание, юридически целесообразно статьи,предусматривающие ответственность за их изготовление в целях сбыта, сбыт, атакже использование заведомо поддельных марок акцизного сбора, специальныхмарок или знаков соответствия, защищенных от подделок, как и ст. 171.1, отнестив главу 22 УК «Преступления в сфере экономической деятельности».Параграф третий второй главы посвящен рассмотрению особенностейуголовно-правовой охраны реквизитов охраняемых государством официальныхдокументов.