Информационные преступления в сфере государственного и муниципального управления - законотворческие и правоприменительные проблемы (1098298), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Следует в федеральных, ведомственных нормативных детализировать законный оборотуказанной информации и установить уголовную ответственность за ее незаконныйоборот в общих составах информационных преступлений.В третьем параграфе первой главы работы обоснован новый объектуголовно-правового регулирования – официальный информационный оборот всфере государственного и муниципального управления. Современное обществодостигло такого уровня, что законный оборот охраняемой государством официальной информации требует увеличения и усложнения способов ее охраны, в томчисле уголовно-правовыми средствами.
В связи с тем что информация представляет собой сложноорганизованную систему, которую невозможно урегулироватьнормами одной отрасли права, законодатель стремится регламентировать правоотношения, возникающие в информационной сфере нормами различных отраслей:уголовного, гражданского, административного, международного и др. Интенсивноразвивается новая самостоятельная отрасль права – информационное право.Информационная безопасность в сфере порядка управления является частьюполитики информационной безопасности государства. О том, что угроза информационной безопасности велика, свидетельствуют источники права, теоретическиеразработки ученых, практика.
Национальные интересы России - это совокупностьсбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической,внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной,пограничной, экологической и других сферах (Указ Президента РФ от 10 января2000 г. "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации").
25октября 2005 г. распоряжением Правительства РФ одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 гг., где указано, чтоуровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органовгосударственной власти.Способы воздействия угроз на объекты информационной безопасности в Рос-26сийской Федерации подразделяются на информационные, программные, физические, радиоэлектронные, организационные, правовые. Под информационной безопасностью, в том числе сферы порядка управления, следует понимать состояниезащищенности охраняемой государством официальной информации, технологийее формирования и использования, а также прав субъектов информационнойдеятельности.
Продолжающийся рост преступности, активная миграция преступников, межрегиональный характер и организованность их действий требует новыхподходов в стратегии борьбы за обеспечение безопасности государства, общества,отдельных граждан.Информационные преступления в сфере государственного и муниципальногоуправления являются частью информационной преступности. Анализ сложившихся отношений в сфере информационного оборота, а также характер возникшихвидов посягательств на него приводит к выводу о необходимости формулированиясамостоятельногообъектауголовно-правовойохраны.Информационнаябезопасность в сфере государственного и муниципального управления как объектуголовно-правовой охраны не была предметом специального исследования. Мывыделяемследующиепричины,вызывающиенеобходимостьвыделенияуказанного объекта: во-первых, модернизация средств и способов передачи,хранения, сбора охраняемой государством официальной информации; во-вторых,кардинальное качественное ее изменение, наличие у определенных ее видовзаконной стоимости и почти у всего остального объема – незаконной «рыночной»стоимости; в-третьих, появление новых видов посягательств на охраняемую государством официальную информацию или способов ее использования припосягательстве на иные охраняемые общественные отношения; в-четвертых,потенциальнаявозможностьпричинениязначительногоматериального,морального и другого ущерба иным охраняемым законом правоотношениям припосягательстве на информационные; вследствие чего, в-пятых, объективновызванноезаметноеотставаниеуголовно-правовыхмеррегулированияимеющейся ситуации в информационной сфере; в-шестых, современные информационные технологии, используемые органами государственной власти и органами27местного самоуправления, не позволяют обеспечить эффективную охрану и использование информации; в-седьмых, потенциальная возможность перевода всехуправленческих процессов на сетевой уровень (система Интернет); в-восьмых,должностные лица и иные специальные субъекты органов государственногоуправленияимуниципальногосамоуправлениянаделеныгосударствомосновными властными полномочиями в сфере законного информационногооборота, что в случаях посягательства на него, должно влечь дополнительнуюответственность; в-девятых, наличие информационной составляющей в иных, врядеслучаевболееобщественноопасныхдеяниях:коррупционных,киберпреступлениях, терроризме и других.Применительно к управленческим отношениям в сфере оборота охраняемойгосударством официальной информации следует выделить две группы посягательств на нее, которые можно объединить в понятие «информационные преступления».
Первые управленческие отношения - «субординационные» - складываютсяв сфере управления между органами власти, с одной стороны, и гражданами, сдругой, по поводу осуществления первыми административных, распорядительныхфункций и требуют подчиненности, управленческой дисциплины вторых. Посягательства на охраняемую государством официальную информацию в этом случаеосуществляются как бы «извне, снаружи» лицами, не уполномоченными осуществлять юридически значимые управленческие функции. К ним относятся преступления, предусмотренные главой 32 УК (ст.ст. 324, 325, 327). Вторая группа управленческих отношений в сфере оборота охраняемой государством официальнойинформации складывается между специальными субъектами, уполномоченнымина ее законный оборот и органами управления, доверившими им его совершать.Эти посягательства происходят «изнутри», так как лица, обязанные производитьили контролировать законные операции с охраняемой государством официальнойинформацией, используя свои должностные полномочия, совершают общественноопасные деяния.
К указанным информационным преступлениям следует отнестидеяние, предусмотренное в ст. 292 главы 30 УК.Значительным объемом информационных преступлений продиктована необ28ходимость сужения предмета нашего исследования, поэтому мы ограничилисьанализом преступлений в сфере государственного и муниципального управления,предусмотренные главами 30 и 32 УК. Повсеместное использование информационных технологий для обращения охраняемой государством официальной информации привело к необходимости законодательно установить ответственность запосягательства на компьютерную информацию, поэтому в круг анализируемыхсоставов преступлений включена глава 28 УК.Свойства информации таковы, что информационные преступления предусмотрены во всех главах действующего уголовного закона.
Так, интересы личности нарушаются при совершении незаконных деяний с охраняемой информацией,предусмотренных ст.ст. 127.1, 127.2, 129, 130, 137, 138, 140, 142, 142.1, 144, 155УК; посягательство на законную деятельность в сфере экономики может бытьсовершено с помощью информации, наказания за которые предусмотрены ст.ст.159, 164, 170, 171, 171.1, 179, 180, 181, 183, 185, 185.1, 187, 188, 189, 195, 197, 198,199, 199.1, 199.2, 202 УК; на общественную безопасность и общественный порядок– ст.ст.
205.2, 207, 233, 237, 238, 242, 242.1; на основы государственной власти ст.ст. 275, 276, 280, 282, 283, 284, 285.1, 285.2, 287, 292, 296, 298, 302, 303, 305,306, 307, 309, 310, 311, 320, 322, 322.1 УК 324, 325, 326, 327, 327. 1 УК; на интересы военной службы – ст. ст. 336, 339 УК; на интересы мира и безопасности человечества – ст.
354 УК. Отсюда - наряду с общепризнанными объектами уголовноправовой охраны во всех указанных деяниях посягательство осуществляется и надополнительный объект – охраняемый государством официальный информационный оборот.Таким образом, приведенные выше аргументы свидетельствуют о настоятельной необходимости комплексного исследования вопросов уголовно-правовойохраны официального информационного оборота в условиях возросшей значимости охраняемой государством официальной информации. Научная платформаконцепции правового регулирования общественных отношений, сформировавшихся в информационной сфере, включает в себя системное исследование в целях29выявления тенденций взаимодействия информационного права с уголовным.Анализ действующего уголовного закона и тенденций его развития в областиохраны информации позволяет сделать вывод, что в настоящее время уголовныйкодекс переживает этап формирования цельного по своей природе, системного похарактеру взаимосвязи элементов объекта уголовно-правовой охраны - общественных отношений в сфере охраняемого государством информационного оборота.Они модифицировались в связи с изменением характера и свойств охраняемойгосударством официальной информации.Указанные общественные отношения в сфере законного оборота информацииследует считать родовым объектом информационных преступлений.
В настоящеевремя они разбросаны по различным главам и статьям уголовного закона, чтовполне объяснимо исходя из истории их возникновения в УК. Исторически онибыли привязаны к тем сферам, в которых эта информация обращалась (должностные, компьютерные преступления). Однако проблема заключается в том, что кругинформационных преступлений в сфере государственного и муниципальногоуправления нельзя сузить до деяний, предусмотренных главой 30 «Преступленияпротив государственной власти, интересов государственной службы и службы ворганах местного самоуправления» и главой 32 «Преступления против порядкауправления».