Диссертация (1097255), страница 24
Текст из файла (страница 24)
Однако ни «домохозяйки», ни«работающие женщины» не являются однородной, монолитной группой.Кроуз [390] обнаружил, что домохозяйки, которые когда-то нетрадиционнопонимали женскую роль, но вышли замуж за мужчин с традиционнымивзглядами, намного больше неудовлетворены своей ролью и сильнееподвержены депрессии, чем те, кто всегда придерживались традиционныхубеждений относительно роли женщины. Перри-Дженкинс [412] выявил130прямую зависимость между степенью удовлетворенности женщины своейролью дома и на работе и тем, какое значение она придает этой роли.Например, работающие женщины, считающие, что их доход так же важендля семьи, как и доход мужа, выказывали большую удовлетворенность, чемработающие женщины, которые видели, что их доход имеет второстепенноезначение, или те, которые не были уверены, что их работа нужна.Согласно исследованиям В.М.
Погольши [227], женщины с низкимличностным влиянием отличаются от женщин с высоким и среднимвлиянием тем, что имеют самый высокий показатель удовлетворенностиотношениями с близкими людьми, самоуважения, удовлетворенностижизнью. Т.е. это женщины «В- типа», которые не стремятся к активности.По данным И.Н.
Димура [94], феминные женщины обладают низкимсамоконтролем и высокой тревожностью, консервативностью, адекватнойсамооценкой,комфортностью,чувствительностью,общительностьюивысокой социальной смелостью, они хуже справляются, не совпадающей страдиционными половыми ролями [344]. Дж. Плек [415] считает, что когдаобстановка требует проявления качеств, присущих противоположному полуу людей, придерживающихся традиционных гендерных ролей, можетвозникнуть гендерно-ролевой стресс или конфликт.Частомаскулинностьженщинприводиткфрустрированности,поскольку при этом у женщин отмечается противоположно направленныетенденции «зависимость-независимость» и не вполне адекватная самооценка[94].Результаты эмпирических исследований реальных и желаемыхгендерных характеристик показали, что женщины хотели бы существенночаще проявлять практически все маскулинные качества, включенные втрадиционный мужской образ, и существенно реже, чем на самом деле,проявлять большую часть фемининных качеств из традиционного женскогообраза.
Женщины по большинству качеств не стремятся быть болеефемининными и менее маскулинными [134].Маскулинная женщина отличается склонностью к доминированию, криску, самостоятельности, она решительна, смела, физически вынослива,131внешне может быть мужеподобной: ее телосложение не имеет округлыхженских форм, черты лица резкие. На социальном уровне такие женщинычасто стараются походить на мужчин, что во многом вызвано социальнойнеобходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипыповедения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии всоциальном статусе, в уровне власти и т.
п. Поэтому многие женщины частоусваивают мужскую манеру поведения, осваивают «неженские» видыработы или спорта, стремятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность,властность. Эти проявления у женщин чаще обусловлены бессознательнымифакторами, комплексами.Феминная женщина характеризуется повышенной эмоциональностью,непредсказуемостью,физическойисексуальнойпривлекательностью,нуждается в ласке и заботе окружающих, в материальном обеспечении изависимости от других [124]. Высокая степень фемининности у такихженщин обусловливает их особую ранимость, зависимость от окружающих,повышенную тревожность и пониженное самоуважение, что создаетдополнительные проблемы для их выживания в обществе.
То есть высокаяфемининность и крайняя маскулинность требуют специальных условийвыживания и не способствуют жизни в обществе.Характерной особенностью происходивших изменений в социальномконструировании гендера — это его осознанный и осознаваемый характер.Конструирование новых форм гендерной идентичности проявлялось всоздании новых образцов поведения и новых, непривычных форм гендернойатрибуции. Прежде всего, это было связанно с внешним обликом «новойженщины».
Все в ее облике противоречило привычной гендернойидентификации интеллигентно образованной женщины. В наиболее общемвиде изменения можно охарактеризовать как намеренное упрощение. Такимобразом, новые формы гендерной идентичности проявлялись в двухаспектах: в конструировании новых форм гендерных атрибутов (эксперименты свнешностью, манерами, поведением в обществе и т.д.);132 в конструировании новых форм гендерного взаимодействия, новых типовгендерных контрактов (получение образования, работы, вступление вгражданские браки, эксперименты в сфере семейно-брачных отношений)[243].Сущностьженскогоначаларядомученыхопределяласькакреализация природного назначения и соотносилась с биологическойорганизацией. В современных условияхкультурно-цивилизационногоразвития женское начало иначе себя реализует, становится активнымсубъектом деятельности.
Сегодня личность все более отождествляется створчеством, и соотносится с мужским началом. Современная цивилизация,развивающаяся в стандартах «рацио» (мужских стандартах), вызывает«обновление» сущности женщины [152].Существует целый спектр работ, авторы которых осмысливаютженское бытие только через категорию пола (Л. Иригарэ, Р.
Брайдотти,К.Гиллиган, А. Дворкин, Э. Сиксу). При применении гендерного подходачасто происходит нивелирование пола и его замена гендером [108].Гусева Ю.С. выделяет два основных взаимосвязанных причинныхмеханизма,способствующихматериальныйизменению(физический),идеальныйгендерныхпредставлений:(психологический).Причем,идеальным механизмом изменения (или укоренения и усугубления)гендерных представлений можно считать из поколения в поколениепередающиеся идеи о материнском призвании женщины, о том, что мужчинаопора и защита семьи и т.п. [87].Традиционно мужественность связывается с состязательностью,автономностью, стремлением обладать контролем, в то время какженственностьобщительностью,ассоциируетсяатакжессмежличностнымосознаниемивзаимодействием,активнымвыражениемсобственных чувств [351].
Бакан, разделили эти понятия на две большиекатегории: действие и взаимодействие, первая из которых ассоциируется смужским началом, а вторая — с женским. Вильямс и Бест [435] обнаружили,что параметры действия чаще ассоциируются с мужскими стереотипами, апараметры взаимодействия — с женскими.133Многие психологи предлагают совсем отказаться от терминов«мужественность» и «женственность», которые только укрепляют гендерныеразличия и стереотипы [365]. Спенс и Хельмрих [435] предложили вместоэтих терминов использовать следующие: инструментальность, что отражаетспособность к самоутверждению и компетентности (ключевые аспектытрадиционноймужественности),иэкспрессивность,представляющуюкачества, традиционно связываемые с женственностью [356].Принадлежность к конкретному биологическому полу предписываетопределенную социальную и гендерную позицию.
В современном обществеженщины ― это особая социальная группа, которая характеризуетсясистемойсобственныхповедением,социальныхценностей,социально-психологическимисоциокультурнымособенностями,спецификойсоциального статуса, гендерных и ролевых функций и обладающаяопределенной целостностью по отношению к другим группам общества[140].Ряд авторов утверждает, что гендерные стереотипы возникают наоснове гендерных ролей. Установившиеся стереотипы выступают как нормыдля женщин и мужчин и являются моделями для гендерно-ролевойсоциализации [366, 435].Каждыйвзаимодействиеэтапжизненного путимеждуособенностямиженщиныееформируетсячерезпсихо-биологическогоисоциального существования (в терминологии предлагаемого исследованиямежду полом и гендером).
Понятийная сложность и гендера, и полауказывает на необходимость их четкого определения.Самоидентификация современной женщины осуществляется междуполом и гендером в сложном переплетении психо-биологического исоциально конституированного. Поэтому необходимо учитывать, с однойстороны, уже отмеченный мозаичный характер общества, а с другой,гетерогенность самих женщин как социальной группы.Опираясь на исследования О.А.
Ворониной, выделяющей три подходав смыслообразовании гендера – социальное конструирование гендера, гендеркак стратификационная категория и гендер как культурная метафора,134Ершова Т.М. очерчивает значение гендера и пола: гендер есть социальнаяконструкция,возникающаяврезультатепрактикповседневноговзаимодействия между мужским и женским и выступающая в качествеспособа символизации общественного и индивидуального бытия. [108]. Еепонимание прерывает традицию его сведения, с одной стороны, к некойанатомо-физиологической константе, а с другой стороны, к биологическомусубстрату, который необходимо «снимается» в социальном, т.е. подменяетсягендером. Пол рассматривается автором неоднозначно как «пол-функция» и«пол-сущность».По мнению автора, «пол-функция» женщины есть ее телесноэмоциональное бытие.
Половые признаки (как первичные, так и вторичные)подвержены вариативности как со стороны работы гормональной системы,так со стороны культурно-исторического континуума, в пределах которогоживетженщина.Именноиз-заспецифичностисвоегополовогофункционирования женщина вынуждена внимательно прислушиваться ксвоему телу, направляя свою рефлексию в первую очередь на него, а ужепотом на внешний мир [108].ЕршоваН.М.выделилаосновныесистемныеэлементысамоидентификации женщины постиндустриального общества:1.Телесность - отношение к своей телесности у нее выражается в:отчуждение от тела,нормирование,двойственность тела .2. Сексуальность –она «по своей природе» подвержена воздействиюпатологических процессов, и находится под контролем общества черезразличные дискурсивные практики, выступающие в форме оценки исамооценки,которыевозможнытолькоприналичиинормы.Множественность женского сексуального удовольствия (А.А.