Экономическая теория. Под ред. Е.Н.Лобачевой (3-е изд., 2012) (1095901), страница 61
Текст из файла (страница 61)
Это породило недоверие к любымпопыткам централизованного управления деньгами. В итоге паническаябоязнь инфляционного обесценения денег приводила к апологии неэластичной металлической системы денежного обращения, которая усиливалаостроту циклических кризисов перепроизводства.Трансакционный вариант количественной теории И. Фишера. Количественная теория денег органически вписывалась в классическую модельвоспроизводства, которая исходила из того, что в условиях совершеннойконкуренции и полной эластичности цен на всех рынках система автоматически, без какого-либо вмешательства извне приходит к равновесиюпри полном использовании всех производственных ресурсов.
Тем самымотрицалась возможность общего перепроизводства товаров, хроническойбезработицы и т.п. Появление и широкое распространение теории предельной полезности в последней четверти XIX и начале XX в. не коснулось устоявшихся схем в области теории денег. Напротив, количественная теорияполучила новый импульс благодаря работам американского экономистаИрвинга Фишера (1867—1947), где основные постулаты теории были облечены в строгую математическую форму, удобную для статистического анализа, и трудам экономистов Кембриджской школы, где большое вниманиеуделялось факторам накапливания денег у хозяйственных субъектов.Трансакционный вариант количественной теории Фишера основывалсяна двояком выражении суммы товарообменных сделок: как произведениямассы платежных средств на скорость их обращения и как произведенияуровня цен на количество реализованных товаров.
Связь этих величинвыражалась так называемым уравнением обмена:MV = PQ,(16.2)где М — сумма денег, находящихся в обороте в течение известного периода (например, года); V — скорость обращения денег; Р — уровень цен,Q — объем выпуска в реальном выражении.Элементарное событие, которое лежит в основе формулы, —товарообменная сделка (transaction, с чем связано название фишеровской версии).В правой части уравнения фигурирует сумма цен всех товаров, участвовавших в сделках (номинальный объем выпуска); в левой им противостоитсумма денег в обращении. Основываясь на ряде допущений, Фишер вывелиз этой формулы следующие причинно-следственные связи.
Он считал,что уровень цен изменяется:а) прямо пропорционально количеству денег в обращении;б) прямо пропорционально скорости обращения денег;в)обратно пропорционально объему торговли, осуществленному спомощью этих денег.Первое из указанных отношений выражает центральную идею количественной теории. Пропорциональное воздействие изменения количества денег на цены обнаруживается, по мнению Фишера, лишь в долговременнойперспективе. Что же касается краткосрочных периодов, то влияние денегможет существенно искажаться под действием циклических измененийконъюнктуры.
Во время этих переходных периодов закономерности количественной теории могут и не действовать.При анализе уравнения обмена Фишер уделял большое внимание выключению факторов Q h V, предположив их постоянство в краткосрочномпериоде. Он доказывал, что в долговременном плане объем производстваопределяется технико-экономическими условиями (разделение труда,технология, накопление капитала, география различных природных ресурсов), инфраструктурой, определяющей особенности связи производителейи потребителей (транспорт, связь, развитие кредитной системы), изменением характера потребностей и т.д.
Эти факторы изменяются относительномедленно, на протяжении десятилетий, и поэтому, полагал Фишер, от ихвлияния можно абстрагироваться без больших погрешностей для анализа. Производство у Фишера всегда находится в точке максимума. Чтоже касается переходных периодов, то они исключаются из рассмотрениякак нетипичные. При таких искусственных предпосылках потенциальное влияние денег может, естественно, проявиться лишь в измененияхцен. Производство же определяется реальными факторами, и состояниеденежной сферы на него не влияет.
Важную роль играла также трактовкаскорости обращения денег, которая у Фишера определяется медленно изменяющейся институциональной структурой оборота, платежными обычаями и т.п. Исходя из устойчивости платежных обычаев, Фишер утверждал,что среднее время пребывания денег в одних и тех же руках очень точноопределено и что удвоение количества денег оставило бы скорость почтинеизменной. Исследования этого вопроса в XX в.
показали, что скоростьобращения денег может существенно меняться, реагируя на резкие скачкиденежной массы, особенно в периоды разрушительной инфляции. Но вмомент выхода книги Фишера это не было очевидным.Фишер исключал и какую-либо возможность обратного влияния общейсуммы сделок (PQ) на денежную часть уравнения обмена.
Он писал: «Уровень цен обычно служит единственным пассивным элементом уравненияобмена. Он контролируется исключительно другими элементами и порождающими их причинами, но сам не контролирует их». Произвольностьтакого допущения очевидна: в реальных условиях прЬизводства изменениеуровня цен и соответственно суммы товарообменных сделок, несомненно,влияет на потребность в платежных средствах и соответственно на размерыденежной эмиссии. Фишер же абсолютизировал однонаправленную линию влияния «деньги —цены».
Современные монетаристы, поддерживаяконцепцию нейтральности денег для описания долговременных связеймежду динамикой денежной массы и уровнем цен, все же признают влияние предложения денег на реальные величины, но только в краткосрочномпериоде (в пределах делового цикла).Теория кассовых остатков. В начале XX в. в Западной Европе получила распространение другая версия количественной теории, отличная оттрансакционного варианта И. Фишера. Она была названа теорией кассовыхостатков (cash balance theory), или кембриджской версией. Ее активнымипропагандистами были профессора Кембриджского университета А. Маршалл, А.
Пигу, Д. Робертсон. Как и Фишер, представители Кембриджскойшколы пытались обосновать тезис об определяющем влиянии измененийденежной массы на уровень цен. Различия фишеровского и кембриджскоговариантов проявились прежде всего в подходе к исследованию денежныхпроблем. Концепция Фишера в основе своей была макроэкономической;главным объектом исследования являлись агрегатные потоки денег в хозяйственном обороте, взятом как единое целое. Кембриджские экономистысосредоточили внимание на мотивах накапливания денег у индивидуальных участников производства.
Их подход был микроэкономическим. Онипытались дать ответ на следующие вопросы: почему люди хранят деньги?от каких факторов зависит спрос хозяйственных субъектов на кассовыеостатки? чем определяется пропорция, в которой человек делит свой текущий доход между деньгами и альтернативными формами финансовых илиматериальных активов? Важной особенностью кембриджской трактовкибыло то, что размеры накапливания денег не навязывались хозяйственнымсубъектам с «железной необходимостью» свыше, а увязывались с мотивами их поведения.
Иначе говоря, Кембриджская школа делает акцент нажелании хранить деньги, а не на обязанности их хранить, в чем и состоиткоренное отличие этого подхода от фишеровского. Во главу угла ставилисьдва мотива хранения денег: как фонда средств обращения и как резервана покрытие непредвиденных нужд.
Это проявилось в так называемомкембриджском уравнении:M=kRP,(16.3)где М —количество денежных единиц; R —общая величина производства вфизическом выражении в единицу времени; Р —цена произведенной продукции; k —часть RP, которую люди предпочитают хранить в виде денег.При постоянстве k и R возникает обратно пропорциональная связьмежду стоимостью (покупательной силой) денежной единицы и величинойимеющихся в хозяйстве кассовых остатков (количеством денег).
А это ипть основной вывод количественной теории.Различия монетаристской и кейнсианской версий количественнойггории. Разработанная монетаристами версия количественной теориинесколько отличается от ее традиционных вариантов. Исходным пунктомих позиции является утверждение, что количественная теория —это неI(ч>рия производства, денежного дохода или цен, а теория спроса на деньги.Монетаристы в противовес кейнсианцам, утверждавшим, что спрос на'Пневидные активы (благодаря наличию спекулятивного мотива) зависитот быстро меняющихся и непредсказуемых настроений хозяйственныхагентов, выдвинули утверждение, согласно которому спрос на деньги вммешей степени стабилен даже при очень неблагоприятных условиях.!)то обстоятельство они рассматривали как гарантию устойчивости хозяйственного механизма.
Теория монетаристов близка к кембриджскому варианту количественной теории, где проблема спроса на деньги трактуется какмастный случай общей теории потребительского выбора, т.е. оптимальногораспределения запаса ресурсов между альтернативными видами активовнсоответствии с принципом предельной полезности. В отличие от теориитрансакционного типа, где потребность в деньгах определяется суммойтоварообменных сделок, монетаристская количественная теория относитсяк классу портфельных моделей, или теорий предпочтения ликвидности.I[ортфельный подход к спросу на деньги исходит из того, что наличность —это лишь одна из составляющих портфеля финансовых активовэкономических агентов.