Диссертация (1094981), страница 42
Текст из файла (страница 42)
Недавно осуществил идею оформить духовные стихи батюшки на отдельных свитках и поместить их в тубус. Есть отдельные сборники акафистов святым, молит-196вословы, молитвы для детей. Пользуются вниманием изречения святых, ИгнатияБрянчанинова, например. Такие книжки берут и для души, и в подарок. Тема православия звучит и в книгах по истории Вятского края.
Написать вручную Евангелие я, естественно, не решаюсь. И настрой соответствующий нужен, и цель, иблагословение. Из серьёзной церковной литературы написал «Книгу Екклесиаста», – сообщает в личной беседе Е. Ю. Мусохранов. Подробное интервью с автором рукописной книги Е.
Ю. Мусохрановым «Современная рукописная книга –благородно, интересно и красиво» было представлено нами на официальном сайтеВятской епархии в целях ознакомления православной общественности с феноменом современной авторской рукописной книги в Вятке (Баёва. 2014в. URL:http://xn--7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai/news/eparchy/8157/).Анатолий Валентинович Лысов – единственный в Вятском крае реставраторстаринных книг. Он за 24 года кропотливого труда переплёл более 15 тысяч книг,обновил и отреставрировал сотни ценных изданий, в числе которых напрестольные Евангелия минувших эпох.
«У меня есть специальные тетради регистрации,куда записываю все сделанные книги с 1991 г. Всего на сегодняшний день (беседасостоялась 23 декабря 2014 г.) учтено 15 857 книг. Старинных книг в этом спискенемного, – отмечает в личной беседе А. В. Лысов. – Всегда можно отыскать заказчика, сколько ему переплёл, какого цвета, формата. Связь с некоторыми людьми длится десятилетиями. Протоиерей Андрей Дудин – мой заказчик уже 21 год.В 2012 г.
библиотека имени Герцена проводила выставку "Православная книга",так почти все книги были "наши" с отцом Андреем: собранные им, а отреставрированные мной за 20 лет. Отец Андрей переживает за каждую книгу, сквозь векапрошедшую, и заставляет меня иногда делать невозможное ради какого-нибудьиздания ХVII в. Таково было "Учительное Евангелие" 1646 г. Его я назвал "Книгой года", потому что делал целый год» (Баёва, 2015б, с. 12–13).Из личной беседы с реставратором мы усмотрели, что книг, изданных вВятке, в числе отреставрированных А. В.
Лысовым практически не значится, несмотря на то, что реставрация церковных книг – один из основных видов работыпереплётчика. «Больше всего заказов по реставрации церковных книг было в 90-е197годы. В 1991 г. начал переплетать напрестольные Евангелия.
Возрождались храмы, книг не хватало, службы совершали по дореволюционным изданиям. В каждом храме города обязательно найдется отреставрированное мною Евангелие илиАпостол, а также Минеи, требники – и этих книг в церквах тогда было недостаточно, – сообщает А. В. Лысов. – Сейчас уже другой поток: ранее реставрированные мною книги меняют бархат, получают утерянные застёжки.
Здесь и новыеЕвангелия 2000-х годов, их тоже нужно чинить и обслуживать. И сейчас батюшкизаказывают служебники в кожаном переплете, требники, везут с дальних приходов напрестольные Евангелия и Апостолы (там же).Среди ценителей церковных книг в Вятском крае, помимо священнослужителей, реставратор Анатолий Валентинович Лысов отмечает В. А. Журавлёва, частную коллекцию которого мы представим в разделе 3.3. «Православная книга вколлекциях вятских библиофилов». «По роду своей деятельности общаюсь с истинными ценителями старинных книг.
Таковыми являются, например, многие батюшки. Для них Церковная книга, по которой совершаются Богослужения – этосвятое. Но среди моих заказчиков есть особенный ценитель книг, в том числе иправославных вятских, светский человек – директор школы, учитель истории, Валерий Анатольевич Журавлёв, – утверждает А. В. Лысов. – …Журавлёв собралпочти всю старообрядческую литературу, изданную в Вятском регионе. Практически все они были мною отреставрированы.
Эти книги – культурное достояниенашего края. Журавлёв не жалеет ресурсов на приобретение и реставрацию этихкниг. Сам он не раз замечал: это единственное что мы можем сделать для сохранения нашей культуры». Подробный материал о деятельности реставратора «Ккниге отношусь, как к человеку.
Лечу её как доктор» представлен нами на страницах газеты «Вятский епархиальный вестник» (Баёва, 2015б, с. 12–13).Данные факты – о вятской рукописной книге и реставрации церковных книгв Вятском крае – впервые описываются в научном плане и при детальном изучении могут стать составной частью более объёмного исследования по книжнойкультуре Вятского края.1983.3. Православная книга в коллекциях вятских библиофиловВ числе источников, исследованных в процессе реконструкции репертуараправославного книгоиздания Вятки, были изучены книжные собрания вятскихбиблиофилов. На основании анализа собраний частных библиотек местных книголюбов: коллекционера Валерия Анатольевича Журавлёва, священника Вятскойепархии протоиерея Андрея Дудина, библиофила Олега Васильевича Рогожникова – составлены коллекции вятских православных книг XIX – начала XX в.
(Приложение 4). Каждая из коллекций имеет свои особенности, раскрывающие книжное наследие Вятского края и наследие духовных авторов, почитаемых и сегодня,в частности, иеромонаха Стефана (Куртеева). Поэтому мы поставили задачу врамках данного раздела лаконично охарактеризовать каждую из названных коллекций.
Однако сначала коснёмся историографии вопроса.Личные библиотеки на Вятке известны с XVII в. Первые частные книжныесобрания связаны с именами епископов Вятской епархии. Историк А. Г. Мосин всвоём исследовании «Книжная культура и рукописная традиция русского населения Вятского края (XVII – сер. XIX в.)» посвящает данной теме параграф «Крупные книжные собрания частных лиц». Исследователь отмечает, что «в числе 36книг, положенных епископом Александром (1658–1674) в Коряжемский монастырь, было 30 рукописей» (Мосин, 1986, с.
17). Анализ состава этого книжногособрания и написанных епископом Александром в Вятке полемических сочинений в защиту «древлего благочестия» свидетельствуют об образованности архипастыря и широте круга доступных епископу Александру книг. Книгами епископаАлександра пользовался другой известный деятель раннего раскола – игумен Златоустовского монастыря Феоктист, после ареста которого в 1666 году из Хлыновав Москву вывезли в качестве «улики» целый архив – 88 связок тетрадей, столбцов, отдельных листков.
По А. Г. Мосину, собрание рукописей и бумаг Феоктистабыло его инструментом в идейной борьбе вокруг принципов организации церкви.Подобный вариант библиотеки, состоявшей в основном из тетрадок с выписками,позднее получит широкое распространение среди старообрядческих полемистов.199В первой половине XVIII в. крупнейшей в Вятке библиотекой владел епископ Лаврентий Горка. «Согласно описи, в ней было 355 книг, почти две трети изних – на латинском, греческом, еврейском и польском языках. Часть библиотекиепископа составила основу вятской семинарской библиотеки» (Мосин, 1986, с.17–18).
Фонды библиотеки воссозданы в книге «Библиотека Лаврентия Горки:Материалы для реконструкции» (Мосин, 1997). Данное издание хранится в краеведческом отделе Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена.На протяжении XVIII – первой половины XIX вв. большими книжными собраниями в крае располагали в первую очередь представители духовенства, атакже местной интеллигенции, чиновничества, отдельные богатые купцы и мещане. Однако А. Г. Мосин отмечает, что посылавшиеся на Вятку для распространения книги расходились плохо: даже на собрание сочинений А.
С. Пушкина подписалось во всей Вятской губернии только 12 человек (купцы, мещане, чиновники).Исследование историка А. Г. Мосина ограничивается серединой XIX в. Однако в фондах библиотеки им. А. И. Герцена сегодня хранятся личные библиотеки, подаренные в своё время известными учёными, писателями или их родственниками. Они выделены в отдельные коллекции. Среди дореволюционной частифонда встречаются издания с владельческими записями, штемпелями и экслибрисами священнослужителей Н. Н. Блинова, В.
Н. и Н. В. Огнёвых, купцовН. Ф. Рязанцева, А. Н. Кузнецова и др. Все они были когда-то частью книжныхсобраний и в настоящее время рассеяны по фондам библиотек региона. Одной иззадач отдела редких книг библиотеки им. А. И. Герцена является обнаружение таких коллекций с последующим их изучением и составлением на них библиографических указателей. Отметим далее некоторые из личных библиотек известныхвятчан.Известно, что в первые годы советской власти частные коллекции попадалив библиотеку в том числе и как реквизированные. Одной из таких коллекций, скоторой в данный момент ведётся работа, является книжное собрание слободского купца, владельца Бакулевского колокольного завода Валентина Петровича200Куршакова (1865–1929).
Большая часть коллекции в количестве 300 различныхизданий по истории, юридическим наукам, искусству, а также художественнаялитература и справочные издания находится в муниципальном учреждении культуры «Слободской музейно-выставочный центр» – фондовая коллекция «Редкаякнига».В библиотеке им. А. И. Герцена хранятся также книжные коллекции из частныхбиблиотекИванаИгнатьевичаХалтурина,АнатолияВасильеви-ча Эммаусского, Евгения Дмитриевича Петряева.
Однако, по сведению библиографов отдела редкой книги, анализировать данные коллекции на предмет православной книги не рационально: издания данной направленности в описаниях коллекций не значатся, а возможные редкие экземпляры должны быть отражены вдоступных читателю каталогах краеведческого отдела.Поиск православных изданий, вышедших в Вятском крае до 1917 г., былпродолжен в частных собраниях современных книголюбов – В.
А. Журавлёва,О. В. Рогожникова, протоиерея Андрея Дудина. Представим в данной части работы результаты исследования, акцентируя внимание на том, какими духовными авторами представлена обнаруженная литература.Коллекция Валерия Анатольевича Журавлёва, имя которого уже упоминалось выше при характеристике старообрядческой книги, представлена как книгами канонического православия, изданными до 1917 г. в Вятке, так и старообрядческими изданиями, которые отражают высокую культуру книгоиздания и полиграфического исполнения провинциальных вятских типографий начала XX в. Директор школы, учитель истории В.
А. Журавлёв уже 30 лет занимается собиранием книг. Коллекция кировчанина сегодня представлена в 26 шкафах. Почётноеместо на стеллажах отведено церковным книжным памятникам, в частности, коллекции изданий Луки Гребнева, вышедших в печать в начале XX в.