Барятинский М., Коломиец М., Кощавцев А. - Советские тяжелые послевоенные танки (1053674), страница 8
Текст из файла (страница 8)
На танке был установлен инерционный сухой матерчатый воздушный фильтр с двумя ступенями очистки и автоматическим удалением пыли из бункера с использованием энергии выхлопных газов. Емкость мягких топливных баков, изготовленных из специальной ткани и выдерживавших давление до 0,5 атм., была доведена до 1300 л. На новом танке был установлен вариант трансмиссии, разработанный в 1946 году совместно с МВТУ им.
Баумана. Ходовая часть включала в себя семь опорных катков большого диаметра на борт и не имела поддерживающих роликов. Катки выполнялисьдвойными, с внутренней амортизацией. Для улучшения плавности хода были применены гидравлические амортизаторы двустороннего действия, поршень которых располагался внутри балансира подвески. Амортизаторы разрабатывались группой ишкенеров под руководством Л.З.Шенкера.
Гусеница шириной 710 мм имела литые траки коробчатого сечения с резинометаллическим шарниром. Их применение поэволилоувеличитьизносоустойчивостьи уменьшить шум при движении, но в то же время они были сложны в производстве. Автоматическая система пожаротушения конструкции М.Г.Шелемина состояла иэ датчиков и огнетушителей, установленных в моторно-трансмиссионном отделении, и была рассчитана на трехразовое включение в случае загорания.
Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Председателем Государственной комиссии назначили генерал-майора А.М.Сыча. Танк произвел сильное впечатление на членов комиссии: при массе 68 т машина беэ труда развивала скорость 60 км!ч, обладала отличной проходимостью.
Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия, Во время испытаний был проведен любопытный эксперимент по выяснению воздействия на экипаж прямых попаданий в танк артиллерийских снарядов. На места экипа.ка посадили собак, после чего подвергли ИС-7 обстрелу.
Однако на состоянии животных результаты обстрела никак не сказались. Небезынтересно привести воспоминания об ИС-7 Главного испытателя Министерства транспортного машиностроения СССР Е.А.Кульчицкого: «Мне была оказана большая часть, я получил предложение первым придать движение этому Опытный образец 194В года во дворе завода. Нз этой машине отсутсшушт пулеметы в норме башни и эенитнав установка. «Броиекоппекция» йа 3'96 21 замечательному танку. Трудно передать словами свои ощущения.
При скорости более 60 км7ч эта тяжелая машина легко откликается на самые незначительные усилия, прикладываемые к рычагам и педалям. Передачи переключаются маленьким рычажком, машина абсолютно покорна водителю», Тем не менее испытания танка не обошлись без ЧП. Так, во время одного из обстрелов на полигоне снаряд, скользнув по гнутому борту, ударил в блок подвески, и тот, видимо, слабо приваренный, отскочил от днища вместе с катком. Во время пробега другой машины двигатель, выработавший уже гарантийный срок на испытаниях, загорелся.
Система пожаротушения дала две вспышки для локализации пожара, 22 кгэроиеколлекция» йв 3'96 но погасить возгорание не смогла. Экипаж покинул машину, и она полностью сгорела. Но, несмотря на ряд критических замечаний, в 1949 году военныв выдали Кировскому заводу заказ на изготовление партии из 50 танков.
Заказ этот по неясным причинам не был выполнен. Главное бронетанковое управление обвиняло завод, который, по его мнению, всячески задерживал изготовление оснастки и приспособлений, необходимых для серийного производства. Заводчане ссылались на военных, которые «зарубили» машину, требуя снизить массу до 50 т.
Достоверно известно только одно — ни один иэ 50 заказанных танков не покинул цехов завода. Тяжелый танк ИС-7 беэ преувеличе- ния можно считать шедевром советского тяжелого танкостроения. Он не имел себе равных в мире по совокупности основных боевых показателей. При боевой массе, как у «Королевского тигра, ИС-7 значительно превосходил этот один из сильнейших и самый тяжелый серийный танк второй мировой войны, созданный всего на два года раньше, как по броневой защите, так и по вооружению. Остается только сожалеть, что производство этой уникальной боевой машины так и не было развернуто. Единственный сохранившийся до наших дней образец танка ИС-7 (модель 1948 года) находится в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
е В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении Советской Армии состояли три типа танков — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу. В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новый тяжелый танк. Основным требованием являлось ограничение боевой массы машины — не более 50 т, Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР.
Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового ких испытаний, которые закончились только к декабрю 1952-го. При этом проект менялся несколько раз, в результате чего танк получил сначала индекс ИС-9, а затем и ИС-10. В марте 1953 года умер И.В.Сталин, после чего, естественно, аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. Сварной корпус его имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта — составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей.
Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным — для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корыто- образной формы. В задней части )под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины.
Для посадки в танк имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора; один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТНП вЂ” в окнах верхней части лобовых листов корпуса. Башня — литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной — от 250 мм в носовой части до 40 мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки — семь приборов наблюдения ТНП.
Кроме того, в башне имелись вще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Один ив первых еврияных танков Т.Ю. й й 3 е. о танка), назначили Ж.Я.Котина. Официальна машина получила название ИС-8. В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС- 3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нас», питая башня обтекаемой формы вызывали прямые ассоциации с ИС-«третьим».
В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет танка в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворяет условиям техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле— мае 1950 года на НИБТПолигоне в подмосковной Кубинке состоялись госиспытания. По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство танка ИС-8, но с доработками. В частности, недостаточным признали ресурс двигателя, Поэтому летам 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены испытания на гарантийный ресурс двигателя,' а осенью— войсковые испытания, Однако не все было хорошо с новой машиной; пришлось производить много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводс- еБроиеколлекция» )4в 3'96 23 Танки Т-1вд иа Красной длощвди.
Москва, 7 ноебре 1957 тода. 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету — в трех специальных патронных коробках. 550 патронов пулеметного боекомплекта находились в цинковых коробках. Двенадцатицилиндровый четырехтактный Ч-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим обьемом 38 880 куб. см и максимальной мощностью (беэ воэдухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л.с.
(515,2 кВт) при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками. Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: — установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволила увеличить его мощность; — установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров; И и Ф Б а в Тежельот танк 7-1ОМ. 3 е Механизм поворота башни — планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами. 122-мм танковая пушка Д-25ТА с длиной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор.
Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня — 15 000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3 — 4 выстр./мин, а при эаряжании вручную — 2 — 3 выстр./мин. На турели люка заряжающего устанавливался зенитный ! 2,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках.