Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Миронов В.В. Философия. (2005)

Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 10

PDF-файл Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 10 Современная философия и методология науки (63745): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf) - PDF, страница 10 (63745) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Миронов В.В. Философия. (2005).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Т. 3 (1). С. 326.34Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону,составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словамПлатона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферустановления, т. е. чувственный мир:бытие — становление,вечное — временное,покоящееся — движущееся,бессмертное — смертное,постигаемое разумом — воспринимаемое чувствами,всегда себе тождественное — всегда иное,неделимое — делимое.Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифагорейцев. Но у Платонаесть и существенное отличие от элеатов: ведь идей много, а поэтому возникаетвопрос: как обеспечить их связь, единство самого мира идей? Не рассыпаются лиони на множество изолированных сущностей?Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается к понятию единого,которое он толкует иначе, чем его предшественники — элеаты.

Единое, говоритПлатон в диалоге «Парменид», само не есть бытие, оно — выше бытия и составляетусловие возможности бытия, т. е. идей. Единое, по Платону, выше всякогосуществования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможныи сами идеи, и даже множественность: ведь каждое из многих тоже есть нечто одно,а значит, оно тем самым причастно единому. Это единое Платон отождествляет свысшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственноебытие. Само же высшее благо — по ту сторону всякого бытия и, следовательно,недоступно разуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний,указывающих только, чем оно не является.

У последователей Платона дляобозначения единого закрепился термин «трансцендентное» («то, что по тусторону»).Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно осуществил следующийважный шаг в движении философии от метафорического к понятийному мышлению. Чтобыобъяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря,его понятие: что постоянное и устойчивое, неизменное в нем, что не подверженочувственному восприятию. В диалогах Платона даны классические образцыисследования природы понятия.35Идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворить мыслителей, пытавшихсяобъяснить реальный мир природы: ведь согласно платоновскому идеализму о движениии изменении нельзя составить строгого знания, а можно иметь только «мнение».Критику платоновской концепции бытия предпринял его ученик Аристотель (384—322до н. э.). Последний видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеямсамостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, длякоторого характерно движение, изменение.При этом у Аристотеля сохраняется характерное для элеатов и Платона пониманиебытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного.

Однако, в отличие отэтих своих предшественников, он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее,непреходящее в чувственном мире, чтобы сделать возможным достоверное идоказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира. Врезультате Аристотель дает понятию сущности иное, чем у Платона, толкование. Онотвергает учение об идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах,отделенных от «причастных» им вещей. Платон признавал реально существующими видыи роды. Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивиды (индивид — неделимое),например, вот этого человека, вот эту лошадь, а виды и роды, по его учению, сутьвторичные сущности, производные от указанных первичных.Понятие сущности (субстанции) у АристотеляСущность — это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от егосостояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от времени, места,от связей с другими сущностями и т.

д. Именно сущность может быть выражена впонятии и является предметом строгого знания — науки. Аристотель стремилсяпознать сущность вещей через их родовые понятия, а потому в центре внимания унего находится отношение общего к частному. Он создал первую в истории системулогики — силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил,позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центраристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах,основанных на отношениях общего и частного. Логика, созданная Аристотелем, напротяжении многих веков служила главным средством научного доказательства.36Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализавысказываний о бытии — здесь вполне очевидна связь теории силлогизма иаристотелевского понимания бытия.

«Высказывание» по-гречески — «категория».Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, ноближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому ее, какправило, отождествляют с бытием). Все остальные категории — качества,количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания— соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос:«Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю,даем ей определение, получаем понятие вещи.

Остальные девять категорий отвечаютна вопрос: «Каковы свойства вещи?» — и определяют признаки, свойства вещи, ееатрибуты. О сущности, таким образом, высказываются все категории, но она сама нио чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само посебе, безотносительно к другому.

Для логики Аристотеля характерно убеждение втом, что сущность первичнее различных отношений.Важная особенность аристотелевского учения о сущности заключается в том, чтохотя под бытием, а следовательно, под близкой ему сущностью Аристотель понимаетотдельный предмет (индивид), однако сама сущность вовсе не есть что-товоспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или инойсущности, сама же она — единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств— то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими.

Каквидим, характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости(неизменности) остается важнейшей у Аристотеля; при этом неделимы как первичныесущности «этот человек», так и сущности вторичные: «человек», «живое существо».Такое понимание также сталкивается с определенными трудностями.

Ведь поисходному рассуждению сущность — начало устойчивости и неизменности, а потомуона может быть предметом истинного знания — науки. В то же время «вот этот»индивид в его «вотэтости» как раз не может быть предметом всеобщего инеобходимого знания. С другой стороны, общее понятие «человек» являетсяпредметом знания, но в то же время «человек вообще» не имеет самостоятельногосуществования, это только отвлеченное понятие.37Тут возникает проблема: единичное существует реально, но в своей единичности неесть предмет науки; общее же является предметом научного знания, но неясно,каков его статус как бытия, — ведь Аристотель отверг учение Платона, согласнокоторому общее (идея) имеет реальное существование. Эта проблема обсуждалась нетолько в античной, но и в средневековой и в новоевропейской философии. Напротяжении многих веков философы спорили о том, что существует реально —единичное или общее? Мы еще вернемся к этим спорам при рассмотрениисредневековой философии.Понятие материи.

Учение о космосеАнализ учения о бытии будет неполным, если не рассмотреть понятие материи,игравшее важную роль в представлениях Платона, Аристотеля и других философов.Впервые понятие материи (hyle) было введено Платоном, который хотел с егопомощью пояснить причину многообразия чувственного мира. Если идея у Платонаесть нечто неизменное и тождественное себе, если она определяется через«единое», то материю он мыслит как «начало иного» — изменчивого, текучего,непостоянного. Именно в этом своем качестве она и служит для Платона принципомчувственного мира.

Материя, по Платону, лишена определенности и потомунепознаваема, вещи и явления мира «становления» не могут сделаться предметомнаучного знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в раннихдиалогах Платона материя отождествляется с небытием. В более позднем диалоге«Тимей» Платон уподобляет материю лишенному качеств субстрату (материалу), изкоторого могут быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно тому каксамые разные формы могут быть отлиты из золота. Поэтому Платон именует здесьматерию «восприемницей и кормилицей всего сущего».

Платон полагает, что материяможет принять любую форму именно потому, что сама она совершенно бесформенна,неопределенна, есть как бы только возможность, а не действительность. Понятуютаким образом материю Платон отождествляет с пространством, в котором заключенавозможность любых геометрических фигур.38Не принимая платоновского отождествления материи и пространства, Аристотель в тоже время рассматривает материю как возможность (потенцию). Для того чтобы извозможности возникало что-то действительное, материю должна ограничить форма,которая и превращает нечто лишь потенциальное в актуально сущее.

Так, например,если мы возьмем медный шар, то материей для него, говорит Аристотель, будетмедь, а формой — шарообразность; по отношению к живому существу материейявляется его телесный состав, а формой — душа, которая и обеспечивает единство ицелостность всех его телесных частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активноеначало, начало жизни и деятельности, тогда как материя — начало пассивное.Материя бесконечно делима, она лишена в самой себе всякого единства иопределенности, форма же есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна ссущностью вещи.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее