Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Миронов В.В. Философия. (2005).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Поэтому философия выступалане просто как констатация сущего мира в том его виде, как он непосредственнопредстоит человеку, а раскрывая глубинные слои бытия, открывая мир в егонаиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках, онастремилась выявить полноту возможностей и тем самым обязанностей человека в этоммире. Таким образом, она формулировала теоретическое обоснование программыдействий человека в мире, реализации должного или желательного, идеальногомиропорядка и общего склада человеческой жизни.Эта социальная установка философского знания и ее вклад в будущее прогнозируемоенаправление развития общества и человека не всегда лежат на поверхностижизненных процессов и явлений.
Чаще всего они достаточно закамуфлированы,упрятаны в глубине других духовных, культурных целей, задач, ожидаемыхперспектив. Но если бросить взгляд на магистральную линию развития человеческогообщества за достаточно продолжительный период времени, то эти прогностическимировоззренческие социальные функции философии выступают весьма наглядно.Сегодня в нашей стране, в мире в целом активно обсуждаются такие актуальныепроблемы, как сущность и пути становления гражданского общества, правовогогосударства, свободы личности и т.
д. Чтобы понять вклад философии в решениеэтих проблем, достаточно вспомнить, что они впервые были поставлены во весь ростименно в философии почти триста лет назад в трудах таких крупных философов XVIIIв., как Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж.
Локк.14Теоретическое обоснование программы действий человека, провозглашение новыхмировоззренческих идеалов и ценностей, выдвигаемых философией, всегдаорганически связано с нравственностью и другими формами ценностного сознания.Однако в отличие от нравственного сознания, в котором ценности выступают какнекие безусловные основания деятельности, философия подвергает их критическомуанализу, рассматривает их в качестве исходных принципов человеческого отношенияк миру, реализации должного в контексте бытия универсума в целом, обосновывает вэтом контексте их смысл и значение.Претензии философии на обоснование деятельных установок сознания в светемиропонимания, опирающегося на универсальную модель бытия, отличают философию иот идеологии, в которой всегда явным образом просматривается частный интерескакой-либо группы людей — социальной, этнической, конфессиональной и т. д.Конечно, всякое мировоззренческое сознание, в том числе философское, теснопереплетено с идеологией, с интересами реальных общностей людей.
Однакосоциальная и культурная значимость философии как теоретического ядрамировоззрения заключается в том, чтобы способствовать преодолению такого родазамкнутости. Вместе с тем это стремление к истине как общечеловеческой ценностиреализуется философией в ходе выполнения ею не только своей непосредственноймировоззренческой функции, но и той методологической роли, той методологическойфункции, которую она выполняет во всей системе наличного знания, в сложившейсясовокупной культуре человечества. Философия берет на себя функцию интеграции,синтеза всего наличного знания и совокупной человеческой культуры, помогает всемотраслям специально-научного знания и отдельным отраслям культуры более четкоосознать и наметить как смысл и содержание выдвигаемых ими задач, так и пути испособы их достижения.
Реализуя эту методологическую функцию, философияспособствует обогащению, приросту как системы имеющегося наличного научногознания, так и достижению новых культурно-творческих результатов.15Опираясь на опыт различных форм жизненно-практического, познавательного иценностного освоения мира, осмысливая и перерабатывая в своих понятиях (которыеназываются философскими категориями) мировоззренческие идеи, порождаемыенравственным, религиозным, художественным, политическим, научно-техническимсознанием, осуществляя синтез многообразных систем практических знаний, а сразвитием науки — и нарастающих массивов научного знания, философия призванаосуществлять интеграцию всех форм деятельности человека в данный историческийпериод, выступая в качестве самосознания эпохи. По меткому определению Гегеля,философия — это «эпоха, схваченная в мысли».В современных условиях задачи философии как самосознания эпохи связаны преждевсего с выработкой сознания, предполагающего ответственность людей перед лицомглобальных проблем, порождаемых современной стадией постиндустриальной,техногенной цивилизации, от которых зависит выживание человечества, - таких, какэкологический кризис, расширяющаяся пропасть между небольшой группой наиболееразвитых в промышленном и научно-техническом отношении стран и остальной частьючеловечества, потеря устойчивости и надежности собственно человеческогосуществования и его духовных оснований и т.
д. В этих условиях философияпризвана внести свой существенный вклад в выработку консенсуса, согласия впроцессе конструктивного взаимодействия различных духовно-культурных позиций итворческого общения их носителей. Весьма важную роль в этом сложном и внутреннепротиворечивом процессе может сыграть и более систематическое обращение косвоению опыта в рамках философской традиции, развивавшейся в странах Востока, сее акцентом на внутреннее духовно-нравственное совершенствование человека, поискгармонии во взаимоотношениях человека с окружающей природой.
Весьма позитивныйвклад в это может внести и постоянный пристальный интерес к опыту развитияотечественной философской мысли.3. Структура философииО структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкойзрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанныхчастей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) иаксиологии (всеобщая теория ценностей).16На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений междумиром и человеком.
Человек как особая мыслящая структурная единица бытия иреального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводитчеловека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, чтолежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человекпытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един илимножественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.В чем специфика постановки такого рода вопросов, например в отличие от частныхнаук?Философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общихпредпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, овсеобщих закономерностях бытия как такового.
Это порождает разнообразиефилософских систем по их решению онтологических проблем. Например, философы, поразному отвечающие на вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя,дают нам идеалистическое или материалистическое решение данного вопроса.Мыслители, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовныхили материальных), подразделяются на монистов и дуалистов и т. д.
Философовобъединяет их общее проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется вединых предметных рамках.Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоитему и осознает это свое противостояние.
Одна из реализаций такой ситуациипозволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем вкачестве объекта может выступать не только внешний мир, но и сам человек какчасть мира, общество как организованная совокупность людей. На этом уровнефилософия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованностинаших знаний о нем.
Это гносеологический уровень, в рамках которого строитсятеория познания как философское учение о знании и закономерностях познавательнойдеятельности человека. Здесь на первый план выходит проблема взаимодействиямежду познающим субъектом и познаваемым объектом. Предельность гносеологическойпозиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, оназатрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представительчастных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемостимира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, котороепозволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле.17Человек является существом одухотворенным.
Он не только познает мир, но и живетв нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование,взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемырешаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщихценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности иповедения.
Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания,а прежде всего человеческое отношение к бытию.Праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человекапо освоению реального бытия, предметного мира. В этом смысле практика являетсякак бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием имышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость длясвоего развития и развития человечества в целом, имея возможность творческиприменять полученные знания.
Он способен активно воздействовать на окружающуюего действительность, используя познанные им закономерности, может направитьтечение каких-то событий в желаемое русло, практически реализуя, например, своисобственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человекможет производить и такие преобразования, которые становятся угрозойсуществованию самого человечества.