Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 14
Описание файла
PDF-файл из архива "Миронов В.В. Философия. (2005).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Идеи неоплатонизма проникли вфилософию Возрождения (флорентийские платоники), а также Нового времени(кембриджские платоники), ими интересовались представители немецкого идеализма ифилософии романтизма.Глава 2. Средневековая философияЕсли греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества,то философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XV вв.).Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного кдругому общественному укладу произошел, так сказать, внезапно: на самом делепериод формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. Ихотя чаще всего начало Средневековья связывают с падением Западной Римскойимперии (476 г.), такая датировка весьма условна.
Завоевание Рима не могло водночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненногоуклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи.Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры ифилософского мышления справедливо было бы датировать I—IV вв. В эти несколькостолетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев,неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новойверы и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии ифилософии. При этом христианская мысль нередко пыталась ассимилироватьдостижения античной философии, особенно неоплатонизма и стоицизма, включая их вновый, чуждый им контекст.Греческая философия, как мы видели, была связана с языческим многобожием(политеизмом) и при всем различии представлявших ее учений в конечном счетеносила космологический характер, ибо тем целым, в которое включалось все сущее,в том числе и человек, была природа.Что же касается философской мысли Средних веков, то она уходит своими корнями врелигии единобожия (монотеизма).
К таким религиям принадлежат иудаизм,христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской,так и арабской философии Средних веков. Средневековое мышление по существусвоему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является неприрода, а Бог.В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждыхрелигиозно-мифологическому сознанию и соответственно философскому мышлениюязыческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собойсвязаны, ибо предполагают единого личного Бога.
Идея творения лежит в основесредневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундаментучения о познании. Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии оттеологии, а всех средневековых институтов — от церкви.1. Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философииПрирода и человек как творение БогаСогласно христианскому догмату, Бог со- творил мир из ничего, сотворил актомсвоей воли, благодаря своему всемогуществу.
Божественное всемогуществопродолжает каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое мировоззрениеносит название креационизма — от латинского слова «creatio», что значит«творение», «созидание».Догмат о творении переносит центр тяжести с природного на сверхприродное начало.В отличие от античных богов, которые были как бы родственны природе,христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому являетсятрансцендентным Богом, подобно единому Платона и неоплатоников. Активноетворческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; всредневековой философии космос поэтому уже не есть самодовлеющее и вечное бытие,не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческихфилософов.55Другим важным следствием креационизма является преодоление характерного дляантичной философии дуализма противоположных начал — активного и пассивного: идейили форм, с одной стороны, материи — с другой.
На место дуализма приходитмонистический принцип: есть только одно абсолютное начало — Бог; все остальное —его творение. Водораздел между Богом и творением — непереходимый; это двереальности различного онтологического (бытийного) ранга. Строго говоря,подлинным бытием обладает только Бог, ему приписываются те атрибуты, которымиантичные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен, ни отчего не зависит и является источником всего сущего. Христианский философАвгустин Блаженный (354—430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшаясубстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо.
Отождествляя Бога сбытием, Августин следует Священному Писанию. В Ветхом Завете Бог сообщает о себечеловеку: «Я есмь Сущий». В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такойсамостоятельностью, ибо существует благодаря не себе, а Другому; отсюдапроисходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мывстречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе не доступен для познания,тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священныхтекстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.Таким образом, знание о нетварном (несотворенном) божественном бытии (илисверхбытии) можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такомупознанию является вера — способность души, неведомая античному языческому миру.Что же касается тварного (сотворенного) мира, то он — хотя и не до конца —постижим с помощью разума; правда, о степени его постижимости средневековыемыслители вели немало споров.Понимание бытия в Средние века нашло свое афористическое выражение в латинскойформуле: ens et bonum convertuntur (бытие и благо обратимы).
Поскольку Бог естьвысшее бытие и благо, то все, что им сотворено, в той мере, в какой оно несет насебе печать бытия, тоже хорошо и совершенно. Отсюда вытекает тезис о том, чтозло само по себе есть небытие, оно не есть положительная реальность, не естьсущность. Так, дьявол с точки зрения средневекового сознания — это небытие,прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет блага, поэтому в конечномсчете добро правит миром, а зло, хоть и умаляет благо, не в состоянии уничтожитьего.
В этом учении выразился оптимистический мотив средневековогомиросозерцания, отличающий его от умонастроении поздней эллинистическойфилософии, в частности от стоицизма и эпикуреизма.56Синтез христианского откровения и античной философииМировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначальноформировались в противостоянии языческому миру. Однако, по мере того какхристианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потомустало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попыткииспользовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом имдавалось новое истолкование.Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разныетрадиции: христианское откровение, с одной стороны, и античную философию — сдругой.
Эти две традиции, конечно, не так легко было согласовать друг с другом.У греков, как мы помним, понятие бытия было связано с идеей предела(пифагорейцы), единого (элеаты), т. е. с определенностью и неделимостью.Беспредельное, безграничное осознавалось как несовершенство, хаос, небытие.Этому соответствовали приверженность греков всему завершенному, обозримому,пластически оформленному, их любовь к форме, мере, соразмерности.Напротив, в библейской традиции высшее бытие — Бог — характеризуется какбеспредельное всемогущество. Не случайно своей волей он может останавливать рекии осушать моря и, нарушая законы природы, творить чудеса.
При таком воззрении наБога всякая определенность, все, что имеет границу, воспринимается как конечноеи несовершенное: таковы сотворенные вещи, в отличие от их творца.Если представители одной традиции склонны были видеть в Боге прежде всего высшийразум (и поэтому сближались с античными платониками), то представители другойподчеркивали как раз волю Бога, которая сродни Его могуществу, и видели в волеглавную характеристику божественной личности.Сущность и существованиеВ средневековой философии проводится различение бытия, или существования(экзистенции), и сущности (эссенции).
У всех средневековых философов познаниекаждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что онатакое? 3. Ка57кова она? 4. Почему (или для чего) она есть? Первый вопрос, как видим, требуетустановить существование, а второй и последующие — сущность вещи. У Аристотеля,всесторонне исследовавшего категорию сущности, еще не было проведено стольопределенного различения сущности и существования, хотя некоторые подходы к немуи намечались. Четкое различие этих понятий дает римский философ Боэций (ок. 480—524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующееразвитие средневековой схоластики (термин «схоластика» происходит от греческогослова «schole» — «школа»; схоластика — значит «школьная философия»).
СогласноБоэцию, бытие (существование) и сущность — это вовсе не одно и то же; только вБоге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Что жекасается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всеговыражается в том, что их бытие и их сущность нетождественны. Чтобы та или инаясущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или, прощеговоря, должна быть сотворена божественной волей.Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мыпостигаем разумом.
О существовании же вещи мы узнаем из опыта, т. е. из прямогоконтакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из актавсемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом,понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится дляосмысления догмата творения.Полемика реализма и номинализмаМногие характерные особенности средне вековой философии проявились впроисходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма.Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современнымзначением этого термина.