Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Миронов В.В. Философия. (2005)

Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 9

PDF-файл Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 9 Современная философия и методология науки (63745): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf) - PDF, страница 9 (63745) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Миронов В.В. Философия. (2005).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

е. обычным, повседневным представлениям. Этопротивопоставление чувственного мира истинно существующему (миру «знания»)стало, по сути, лейтмотивом всей западной философии.Согласно элеатам, бытие — это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо,как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещейчувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным инеподвижным, тождественным себе. По мнению элеатов, мышление — это и естьспособность постигать единство, в то время как чувственному восприятиюоткрывается множественность, многообразие.

Но это множество, открытоечувственному восприятию, — множество разрозненных признаков.Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для раздумийдревнегреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, апозднее — у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания,а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитиеантичной диалектики.303. Своеобразие античной диалектики. Апории ЗенонаЗенон выдвинул ряд парадоксальных положений, которые получили название апорий(апория в переводе с греческого означает «затруднение», «безвыходноеположение»). С их помощью он хотел доказать, что бытие едино и неподвижно, амножественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и потому онине есть бытие.

Первая из апорий — «Дихотомия» (что в переводе с греческогоозначает «деление пополам») доказывает невозможность мыслить движение. Зенонрассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть даже самое малое,расстояние, надо сначала пройти его половину, а прежде всего — половину этойполовины и т. д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить добесконечности. И в самом деле, если непрерывная величина (в приведенном случае —отрезок линии) мыслится как существующее в данный момент бесконечное множествоточек, то «пройти», «просчитать» все эти точки ни в какой конечный отрезоквремени невозможно.На таком же допущении бесконечности элементов непрерывной величины основана идругая апория Зенона — «Ахиллес и черепаха».

Зенон доказывает, что быстроногийАхиллес никогда не сможет догнать черепаху, потому что, когда он преодолеетразделяющее их расстояние, черепаха проползет еще немного вперед, и так всякийраз до бесконечности.В третьей апории — «Стрела» — Зенон доказывает, что летящая стрела на самом делепокоится и, значит, движения опять-таки нет. Он разлагает время на суммунеделимых моментов, отдельных «мгновений», а пространство — на сумму неделимыхотрезков, отдельных «мест». В каждый момент времени стрела, согласно Зенону,занимает определенное место, равное ее величине. Но это означает, что она вкаждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным,предполагает, что предмет занимает место большее, чем он сам.

Значит, движениеможно мыслить только как сумму состояний покоя, и, стало быть, никакого движениянет, что и требовалось доказать. Таков результат, вытекающий из допущения, чтопротяженность состоит из суммы неделимых «мест», а время — из суммы неделимых«мгновений».31Таким образом, как из допущения бесконечной делимости пространства (наличиябесконечного количества «точек» в любом отрезке), так и из допущения неделимостиотдельных «моментов» времени Зенон делает один и тот же вывод: ни множество, нидвижение не могут быть мыслимы непротиворечиво, а посему они не существуют вдействительности, не являются истинными, а пребывают только во мнении.Апории Зенона нередко рассматривались как софизмы, сбивающие людей с толку иведущие к скептицизму.

Характерно одно из опровержений Зенона философомАнтисфеном. Выслушав аргументы Зенона, Антисфен встал и начал ходить, полагая,что доказательство действием сильнее всякого словесного возражения.Несмотря на то что с точки зрения здравого смысла апории Зенона могутвосприниматься как софизмы, на самом деле это — не просто игра ума: впервые вистории человеческого мышления здесь обсуждаются проблемы непрерывности ибесконечности. Зенон сформулировал вопрос о природе континуума (непрерывного),который является одним из «вечных вопросов» для человеческого ума.Апории Зенона сыграли важную роль в развитии античной диалектики, как и античнойнауки, особенно логики и математики. Диалектика единого и многого, конечного ибесконечного составляет одну из наиболее важных заслуг Платона, в чьих диалогахмы находим классические образцы древнегреческой диалектики. Интересно, чтопонятие актуально бесконечного, введенное Зеноном для того, чтобы с его помощьюдоказать от противного основные положения онтологии Парменида, было исключено изупотребления как в греческой философии (его не признавали ни Платон, ниАристотель), так и в греческой математике.

И та и другая оперировали понятиемпотенциальной (существующей в возможности) бесконечности, т. е. бесконечнойделимости величин, но не признавали их составленности из бесконечно большогочисла актуально данных (существующих в данный момент) элементов.Итак, в понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1)бытие есть, а небытия нет; 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, анебытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.32Понятие единого играло важную роль также у пифагорейцев. Последние объяснялисущность всех вещей с помощью чисел и их соотношений, тем самым способствуястановлению и развитию древнегреческой математики.

Началом числа у пифагорейцеввыступало единое, или единица («монада»). Определение единицы, как его даетдревнегреческий математик Евклид в VII книге «Начал», восходит к пифагорейскому:«Единица есть то, через что каждое из существующих считается единым» [1].Единое, согласно пифагорейскому учению, по своему статусу выше множественности;оно служит началом определенности, дает всему предел, как бы стягивая, собираетмножественное. А там, где налицо определенность, только и возможно познание:неопределенное — непознаваемо.1 Евклид. Начала. М., 1949.

Кн. 7—10. С. 9.4. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытияДемокритДревнегреческий философ Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) отстаивает тезис отом, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое — атом («атом» погречески означает «нерассекаемое», «неразрезаемое»). Он дает материалистическуютрактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимую физическуючастицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самымотвергая утверждение, что бытие — одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой;пустота — это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждениеПарменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен сэлеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокритразличает мир атомов — как истинный и потому познаваемый только разумом — и мирчувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которойсоставляют атомы, их свойства и движения.

Атомы нельзя видеть, их можно лишьмыслить. Здесь, как. и раньше, тоже сохраняется противопоставление «знания» и«мнения». Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте,они соединяются («сцепляются») между собой в силу различия по форме: у Демокритаесть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже «с крючками». Такиз них образуются тела, доступные нашему восприятию.33Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое унего представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, ихслучайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергаетсяположение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не даетвозможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире.Стремясь найти причину движения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменидана множество отдельных «бытии»-атомов, мысля их как материальные, телесныечастицы.Идеалистическая трактовка бытия у ПлатонаИная трактовка принципов Парменида была предложена Платоном (428/427—348/347 дон.

э.). Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное,познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но, в отличие отэлеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное.Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платонрассматривает его как идеальное, бестелесное образование — идею, выступая темсамым и как родоначальник идеализма в философии.

Все, что имеет части,рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно, несуществует (таковыми являются тело и пространство, в котором находятся всетела). Существует же только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит кчувственно-пространственному миру (существование у Платона — характеристикаочень важная и подразумевает вечность, неизменность, бессмертие). Мирусверхчувственных, неизменных и вечных идей, который Платон называет просто«бытие», противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир«становления»): здесь все только становится, непрерывно возникает иуничтожается, но никогда не «есть».

«...Нужно отвратиться всей душой ото всегостановящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцаниебытия...» [1]. Критикуя тех, кто «признает тела и бытие за одно и то же», Платонутверждает, что истинное бытие — «это некие умопостигаемые и бестелесные идеи».Идеи Платон называет сущностями; греческое слово «сущность» (ousia) образованоот глагола «быть» (einai) (так же, кстати, как и аналогичные понятия русскогоязыка «существовать», «сущее», «сущность»).1 Платой. Соч.: В 3 т. М., 1971.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее