Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Миронов В.В. Философия. (2005)

Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 102

PDF-файл Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf), страница 102 Современная философия и методология науки (63745): Книга - 9 семестр (1 семестр магистратуры)Миронов В.В. Философия. (2005) (Миронов В.В. Философия. (2005).pdf) - PDF, страница 102 (63745) - СтудИзба2020-08-20СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Миронов В.В. Философия. (2005).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 102 страницы из PDF

В целом же любая монистическаясубстанциалистская установка — не важно, является ли она материалистической илиидеалистической, — не может решить проблему перехода от абстрактной идеи,лежащей в основе бытия, к разнообразным конкретным ее проявлениям, объяснитьфакт и момент «материализации» идеи, особенности единичного объекта, в том числеи процесс творчества отдельного субъекта — человеческой личности.Это приводит к возникновению плюралистических учений.

Плюрализм в онтологииисходит из множества независимых начал, обладающих активностью исамодетерминацией, т. е. выступающих причинами самих себя. Он может быть иидеалистическим (Лейбниц), и материалистическим (Демокрит). Последовательныйплюрализм удачно объясняет активность и внутреннюю свободу человека, но, в своюочередь, сталкивается с трудностями - с невозможностью объяснить происхождениемножества деятельных индивидуальных субстанций, а также факт их очевидноготелесного и духовного единства.Попыткой преодоления материализма и идеализма в философии является дуализм,считающий материальную и духовную субстанции — дух и материю — равноправныминачалами.

Классический пример дуализма — учение Р. Декарта. Сотворенный миробразован, по Декарту, двумя такими несводимыми друг к другу субстанциями:духовной и материальной.Духовная субстанция неделима, вечна, фактически это мышление, от которогопроизводны все иные атрибуты (главные неотделяемые свойства), называемыемодусами мышления, чувства, воображение и др. Идеи такой нематериальнойсубстанции врожденные, они присущи мышлению и не могут быть приобретены в опыте.К ним относится прежде всего идея Бога, идея числа, ряд общих понятий типапротяженности и др.

Выдвинув свой знаменитый исходный принцип «Мыслю,следовательно, существую», Декарт последовательно разворачивает свое пониманиеметафизики.453Бытие, писал он, есть «бытие мысли. Еще точнее, оно есть бытие мыслящегосубъекта». Бытие мысли становится тем исходным принципом, на основе которого,как считает Декарт, можно доказать бытие Бога и как гаранта истины, и какпервопричины материального мира. Соответственно из метафизических идеальныхначал вытекают и сами первоначала физики, и их достоверность.

Вместе с тем дляпостроения целостной философии природы Декарт вынужден вводить вторую субстанцию— протяженную материю.Материальная субстанция, напротив, бесконечно делима, и от нее производны модусыпротяжения — геометрические и физические свойства мира. Соответственно всезнания о мире, развивающемся по естественным законам, могут быть приобретены врезультате опытного знания. Из понятия материи Декарт исключает чувственныепризнаки вещей, а ее единственным атрибутом у него остается протяженность.Материя как чистая протяженность несовместима с понятием пустоты.Протяженность проявляется как пространство и движение, а разнообразие явлениймира связано с количеством движения, которое само по себе неизменно.

Иначеговоря, движение представляет собой перемещение одной части материи или тела вдругое место, т. е. движение сводится к механическому пространственномуперемещению.В таком физическом мире господствуют принципы и законы механики. Это принципсохранения, означающий, что количество энергии в мире постоянно. И принципинерции, означающий, что поскольку материя пассивна, то любое тело нуждается втолчке со стороны других тел.

Два этих принципа с неизбежностью подводят Декартак идее первотолчка.Декарт делает вывод, что истинным бытием, а еще точнее, истиннойсубстанциальностью обладает только Бог, а духовная и материальная субстанциинуждаются для своего бытия в Боге. Таким образом, субстанциальный дуализмДекарта оказывается довольно относительным, и речь, по сути дела, идет обобосновании бытия Бога как первоначала и совершенного существа.

И Декартпоследовательно его осуществляет, исходя из положений, истинных в силу ихочевидности (например, если мы имеем идею совершенства, то она вызванасуществованием совершенного; обладая идеей Бога, мы существуем; созерцаябожественную природу, мы узнаем, что он есть, без всякого рассуждения).454Исходные начала физики также присутствуют в нас в виде ясных и отчетливых идей.Главная проблема, с которой сталкивается дуализм, — это объяснение вопроса овзаимодействии и взаимопроникновении противоположных субстанций, особенноприменительно к человеку как к целостному существу.Другой попыткой объединения материализма и идеализма выступает пантеизм, гдеединой субстанции приписываются бинарные атрибуты, чаще всего — те же дух иматерия.

Природа при этом обожествляется, а Бог натурализуется. Пантеизм снеобходимостью подразумевает органицистское и даже гилозоистическое истолкованиеприроды. Классическим примером пантеистического объяснения мира можно считатьфилософию Б. Спинозы, у которого субстанция является причиной самой себя, а Боготождествляется с субстанцией. Если Бог Декарта рассматривался как внеприродноесущество, привносящее в природу активность, то для Спинозы это скорее мыслящий,интеллектуальный Бог, имманентная первопричина вещей. Бог, заявляет Спиноза,«первая причина всех вещей, а также причина самого себя - познается из самогосебя» [1].

В результате Бог сливается с природой, дух — с материей.Субстанция у Спинозы обладает двумя атрибутами — мышлением и протяженностью, чтопозволяет с единых позиций объяснять и природу, и разумное бытие человека.Метафизика и философия природы у него неразрывны, почти тождественны.В качестве порождаемой природы выступает конкретный мир потенциальнобесконечных, но конечно оформленных вещей. Конечные вещи взаимодействуют «вреальном, эмпирическом пространстве и вполне измеримом времени, обычно именуемомдлительностью. Актуально бесконечная, внепростран-ственная субстанция выключенаиз времени, она всегда существует в вечности» [2]. Иными словами, конечные вещии явления — это модусы субстанции, ее проявления, свойства.

Мир оказываетсяединым, субстанцию и модусы субстанции связывают бесконечные модусы, являющиесяпосредниками между бесконечными атрибутами и конечными модусами. Так,бесконечный модус бесконечного атрибута протяженности — это455движение и покой. В мышлении — бесконечный интеллект. Бог — субстанция,наделенная бесконечными атрибутами, а реальный мир состоит из конечных ибесконечных модусов. Они не могут существовать друг без друга, поэтому мир неслучаен, а необходимое следствие Бога.1 Спиноза Б. Избр.

произв.: В 2 т. Т. 1. С. 82.2 Соколов В. В. Введение в классическую философию. М., 1999. С. 206.Характерная черта онтологии Спинозы — ее способность объединять, связывать междусобой бесконечно разнообразные вещи и процессы, даже, казалось бы, столь далекоотстоящие друг от друга, как мышление человека и мир неживой природы. Правда, впантеизме есть свои принципиальные трудности: во-первых, непонятно, откуда визначально единой субстанции берется такое стремление к движению и различению;во-вторых, не ясны онтологические основания процессов индивидуации, столь зримообнаруживающихся в разумном бытии человека; в-третьих, происходит чрезмерноесближение, почти отождествление духовных и материальных, психических ифизических элементов бытия, что иногда сопровождается утратой понимания ихспецифики, и, в-четвертых, дается слишком статическая картина мировой иэкзистенциальной жизни.Попыткой преодолеть эти недостатки пантеизма и добиться более гармоничногосинтеза ключевых ходов классической онтологической мысли является позициямонодуализма.

Элементы монодуализма содержатся в большинстве онтологическихучений, но наиболее детально разработал данную концепцию Г. В. Лейбниц.Понятие субстанции Лейбниц трактует как особую активную духовную единицу бытия(монаду). Монады просты, лишены частей — это некие внепространственные «духовныеточки», которые присуши конкретным индивидуальным вещам. Главным атрибутоммонады выступает сила, или энергия. Мир, населенный монадами, по Лейбницу, непассивен, как у Декарта или Спинозы, а динамичен.

Субстанция — это главноедеятельное начало мира, центр его жизненной силы. Существует бесконечноемножество монад, и каждая из них индивидуальна, поэтому количественной(механицистской) интерпретации мира недостаточно, необходимо его качественноепонимание. Это была сильная сторона учения Лейбница, направленная противгосподствующего тогда механицизма. Мир при такой трактовке оказывается не толькодинамичным, но и иерархическим — системно, как бы мы сказали сегодня,организованным.456Монады у Лейбница подразделяются на три вида: голые, души и духи.

Голые, илинизшие, монады образуют неорганическую природу, активность которой находится нанизшей ступени. Есть монады, обладающие отчетливой памятью и проявляющие своюжизненную силу более интенсивно. Эти монады называются душами, а душа — этоначало, объединяющее человека с животным миром, некая первичная активная сила.Поскольку душа целостного организма неуничтожима, а стареет и умирает лишьтелесная оболочка, то она реализует свои устремления согласно определеннымцелям, целесообразно (в философии это называется телеологизмом).В наибольшей степени это проявляется в деятельности человека как духовногосущества, наделенного не только даром<b>Текст обрезан, так как является слишком большим</b>.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее