Русский язык и культура речи. Т.В. Кортава (2015) (распознанная), страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Русский язык и культура речи. Т.В. Кортава (2015) (распознанная)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "русский язык" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
С. Пушкин; 2) в узком смысле - языкопределенного синхронного среза.Овладение богатствами современного русского литературногоязыка требует каждодневной и кропотливой работы. Умение правильно и убедительно говорить - важное качество любого профессионала. Русский язык - это достояние мировой культуры.Д остоинства русского язы ка определяются следующими признаками:• огромным словарным запасом;• широкой многозначностью слов;• богатством синонимов;• разнообразием способов словообразования;• подвижностью ударения (во многих языках оно фиксированное);• стройным синтаксисом, который характеризуется разнообразием смысловых отношений между частями высказывания и отражается в широком наборе союзов и союзных средств;• разнообразием пунктуации.Следует четко различать понятия русский национальны йязы к и русский литературны й язы к. Первое - более широкое.Русский национальны й язы к - это общенародный русскийязык.
Он охватывает все сферы речевой деятельности, независимоот образования, воспитания, территории проживания индивида,и включает в себя литературный язык с его функциональными стилями, диалекты, профессиональные жаргоны, регионализмы и просторечие.Диалект (или говор) - местная разновидность языка, обладающая отличительными языковыми особенностями и распространенная на определенном географическом пространстве.33Просторечием называется социальная разновидность языка,которая обладает несистемными свойствами, маргинальной позицией в отношении языковой нормы и большой способностью стихийного распространения.На периферии национального языка находятся жаргон (профессиональная речь), сленг (молодежный жаргон) и арго (разновидность речи различных асоциальных групп); в отличие от диалектизмов, они составляют агрессивную по отношению к литературномуязыку речевую стихию.Объективные процессы нивелирования диалектных различий,которые объясняются, с одной стороны, влиянием СМИ, с другой несбалансированным развитием городов и сел и стремительнымперемещением людских потоков из различных диалектных зон,привели, по мнению ученых, к появлению лингворегионализмов(местных слов).
Примерами регионализмов, отражающих местныйколорит на общерусском культурном фоне, могут служить такиеслова, как: тремпель (белгор.) - ‘вешалка’ (возможно, от имениместного мебельного фабриканта XIX века); синенькие (белгор.) ‘баклажаны’, баклажаны (белгор.) - ‘помидоры’, оттудоветь(владим.) - ‘выздороветь’, балаболка (белгор.) - ‘колокольчик’,поребрик (петерб.) - ‘бордюр’, посекунчик (перм.) - ‘пирожок’ и др.Р усский л итературны й язы к - понятие более узкое. Это язык, ’обработанный мастерами слова: писателями, общественными деятелями, учеными.В образовании литературного языка большую роль сыгралм осковский приказны й язы к X V I-X V II вв. - административноделовой по происхождению язык московских канцелярий, где профессиональные писцы составляли тексты по установленным образцам-формулярам.
Приказный язык по сути своей является языкомюридическим, его корни уходят в дописьменную эпоху, в устноеобычное право, точное время возникновения которого неизвестно.В древнейшую эпоху суды совершались в устной форме на основенорм обычного права. На письме впоследствии был закреплен отработанный и кодифицированный практикой устный текст. Ученыеполагают, что в дописьменную эпоху язык играл посредническую,34второстепенную роль в интерпретации правовых норм. Впоследствии правовой статус языка в юридической практике принципиально изменился.Развитие письменного юридического языка примерно совпадаетс развитием письменности на Руси.
В ранний письменный периодсформировалась особая каста профессиональных писцов, которыезанимались составлением не только юридических, но и бытовыхтекстов. В пору образования централизованного государства, с появлением «дьячьих изб», а затем и приказов (административногосударственных учреждений) началось становление московскогоприказного языка - единого административно-государственногописьменного языка.Под соврем енны м русским литературн ы м язы ком принятопонимать состояние языка в период с первой трети XIX в. до нашихдней.Выдающаяся роль в создании современного русского литературного языка принадлежит А. С.
Пушкину, который считал язык«первы м училищ ем для ю ной душ и». Его произведения открыли целую эпоху в развитии нового русского литературного языка.Ф орм ы русского литературного язы каСовременный русский литературный язык существует в двухформах: книжно-письменной и устно-разговорной. Принято считать, что письменность является ключевым условием прогресса.Однако эта точка зрения разделяется не всеми. Древнегреческийфилософ Платон в диалоге «Федр» привел и другое мнение:«Сократ.
Так вот, я слыш ал, близ египет ского Н авкрат иса р о дился один из древних т ам ош них богов, Тевт. Он первы й изобрелчисло, счет, геомет рию , аст рономию , вдобавок игру в ш аш кии в кости, а т акж е и письмена. Ц арем над всем Е гипт ом был т огда Тамус, правивш ий в великом городе верхней област и, кот оры йгреки назы вали египет ским и Фивами. П ридя к царю, Тевт показалсвои искусст ва и сказал, что их надо передат ь ост альны м египт янам.
Ц арь спросил, какую пользу приносит каж дое из них. Тевтстал объяснять, а царь, см от ря по тому, говорил ли Тевт, по егомнению, хорош о или нет, кое-чт о порицал, а кое-чт о хвалил. Когда35ж е дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эт а наука, царь, сделаетегипт ян более м удры м и и пам ят ливы м и, т ак как найдено средст водля памят и и м удрост и». Ц арь ж е сказал: «И скуснейш ий Тевт,в душ и научивш ихся им они вселят забы вчивост ь, т ак как будетли ш ена упраж нения памят ь: припом инат ь ст анут извне, доверяяписьм у, по пост оронним знакам, а не изнутри. Стало быть, тынаш ел средст во не для памяти, а для припоминания.
Ты даеш ь у ч е никам мнимую , а не ист инную м удрост ь. Они у тебя будут м ногоезнат ь понаслыш ке, без обучения, и будут казат ься м ногознаю щ ими, ост аваясь в больш инст ве невеж дами, лю дьми, т рудны м и дляобщ ения; они ст анут м ним ом удры м и вм ест о мудры х».Платон был писцом и секретарем Сократа. Он высоко ценилпамять, называя ее «вольером с птицами». Чтобы поймать нужную,требуется большое искусство.
Владение искусством запоминанияи припоминания высоко ценилось древними греками и римлянами.У греков был институт м нем онов - «живых справочников», которые должны были помнить юридическую информацию и выдаватьее по запросу. В Древнем Риме ту же функцию выполняли рабыg raeculi (‘маленькие греки’), специализировавшиеся на интеллектуальном труде. Античная богиня памяти М нем озина была и покровительницей искусства.Много веков прошло, а вопрос не потерял своей остроты. Последние наблюдения физиологов из UCL (University College of London) свидетельствуют, что способность говорить генетически обусловлена, в отличие от способности читать, которая не заложенав наших генах.
Человеку приходится обучать свой мозг раскодированию письменных знаков. Ученые установили, что отделы мозга,управляющие памятью и интерпретацией зрительной и звуковойинформации, работают по-разному. И записанный текст не всегдастановится достоянием памяти - хранителя знаний.В наши дни лингвисты активно изучают способы записи информации с помощью интернет-ресурсов и мобильных телефонов.Появился термин texting (‘пальчиковая речь’) - ‘способ передачи36информации с помощью s m s \ С терминами язы к И нт ернет а , язы кsm s вряд ли можно согласиться.
Это не новые знаковые семиотические системы, а, скорее, способы кодирования и декодированиянекоторого объема информации в условиях высокоскоростныхмассовых потоков информации.отличают общепризнанность,определенность, продуманность, правильность и редакторская обработка.
Для письменной речи характерно следующее:• сложная система графики, орфографии и пунктуации;• строгое соблюдение литературных норм;• тщательный отбор лексики и фразеологии;• употребление сложных и осложненных предложений;• особая роль порядка слов;• монологическая форма.Главная характеристика устно-разговорной ф орм ы - спонтанность. Кроме этого, отмечаются:• смыслообразующая роль интонации;• наличие просторечной лексики и фразеологии;• редкое использование причастных и деепричастных оборотов,сложноподчиненных предложений с разнообразными типами связи;• диалогическая форма;• широкое применение паралингвистических средств: мимики,жестов.Родному языку надо учиться постоянно.
Это занятие более серьезное и кропотливое, чем изучение иностранного языка. Оченьдоходчиво написал об этом Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души».В лирическом отступлении о слове, «излетевшем из уст» Чичикова,автор сатирически высмеивает нежелание читателей высшего сословия совершенствовать владение родным языком: «К аж ет ся ,К ниж но-письм еннуюф орм уиз уст наш его героя излет ело словцо, подм еченное на улице. Чтож делат ь? Таково на Руси полож ение писат еля! Впрочем, еслислово из улицы попало в книгу, не писат ель виноват , виноват ы читатели, и преж де всего чит ат ели вы сш его общ ест ва: от них первых не услы ш иш ь ни одного порядочного русского слова, а ф ранцузскими, нем ецким и и английским и они, пож алуй, наделят371в т аком количестве, что и не захочеш ь, и наделят даж е с сохранением всех возмож ных произношений: по-ф ранцузски в нос карт авя, по-английски произнесут как следует птице, и даж е ф изионом ию сделают птичью, и даж е посмеют ся над тем, кто не сумеетсделат ь пт ичьей ф изиономии; а вот т олько русским ничемне наделят, р а зве из пат риот изм а вы ст роят себе на даче избув русском вкусе.
Вот каковы читатели высш его сословия, а за нимии все причит аю щ ие себя к вы сш ем у сословию ! А м еж ду тем какаявзы скат ельност ь! Х от ят непременно, чтобы все было написаноязы ком самым строгим, очищ енны м и благородным, - словом, х о тят, чтобы р усски й язы к сам собою опуст ился вдруг с облаков,обработ анны й как следует, и сел бы им прямо на язы к, а им быбольш е ничего, как т олько разинут ь рт ы да выст авит ь его».Гоголь призывает читателей любить родной язык и постоянносовершенствовать свои навыки владения им.Современный литературный язык - строго норм ированнаяи кодиф ицированнаяязыка.форма общ енародногонациональногоПод язы ковой нормой понимается совокупность наиболееустойчивых, общеобязательных правил произношения, употребления слов, грамматических форм и стилистических средств.Норма литературного языка - это социально-историческаякатегория.