Диссертация (Субъект права в философии И.А. Ильина)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Субъект права в философии И.А. Ильина". PDF-файл из архива "Субъект права в философии И.А. Ильина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Государственное образовательное учреждение высшего образованияМосковской области Московский государственный областной университетНа правах рукописиКрасова Елена МихайловнаСубъект права в философии И.А. ИльинаСпециальность 09.00.03 –История философииДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукнаучный руководитель –доктор философских наук,доцент Виноградов А.И.Мытищи – 20192ОглавлениеВведение ……………………………………………………………………3Глава 1. Истоки и духовно-нравственные основы представлений И.А.Ильина о субъекте права ………………………………………………….171.1.
Истоки представлений И.А. Ильина о субъекте права в мировоймысли ……………………………………………………………………….171.2. Истоки представлений И.А. Ильина о субъекте права вотечественном философском и культурном пространстве………………351.3. Духовно-нравственные основы понимания И.А. Ильинымсубъекта права ……………………………………………………………...49Глава 2. Аспекты учения И.А. Ильина о субъекте права ……………….632.1. Отличительные признаки субъекта права в представлении И.А.Ильина ………………………………………………………………………632.2. Трактовка И.А. Ильиным смыслового объема понятия «субъектправа» ……………………………………………………………………….802.3.
Принципы существования субъекта права по И.А. Ильину………...892.4. Понимание И.А. Ильиным государства как субъекта права……….. 102Заключение ………………………………………………………………… 115Список литературы ………………………………………………………... 1183ВведениеАктуальность исследования. Проблема субъекта права представляетсобой одну из центральных проблем всей философии права. Субъект праваявляется необходимым элементом любого правоотношения и без его учетаневозможно построить адекватное представление о функционировании права,поскольку немыслимо анализировать ни один из видов социальных отношенийбез учета людей, которые эти отношения осуществляют.
При этом те, ктозанимается законотворческой и правоприменительной деятельностью, зачастуюигнорируют адресата права, исходят не из интересов субъекта, а из юридическихабстракций. Как справедливо пишет по этому поводу Е.В. Березовская, «в центреправовой системы юридическая наука традиционно помещает норму права», адолжен быть помещен ее субъект1.
Изучение опыта тех мыслителей, которые всвоих размышлениях о праве исходили из его субъекта, как это делал И.А. Ильин,может помочь скорейшему решению этой проблемы.Кроме того, не смотря на длительную историю изучения этой темы, общейконцепции субъекта права, которая давала бы разностороннее, но достаточноцельное представление об этом феномене, до сих пор не создано. Как отмечаетС.И. Архипов, «еще предстоит разработать полноценную теорию субъектаправа»2. Поэтому анализ представлений тех мыслителей, которые стремилисьизучитьразличныеаспектысубъектаправа,охватываяихединымифилософскими принципами, является исключительно актуальным.Вместе с тем, что особенно важно, тот или иной характер пониманиясущности и значения субъекта права в определенном обществе предопределяетположение человека в правовой сфере этого общества: его отношения сгосударством, его возможности, уровень его свободы и прочие аспекты правовой1Березовская Е.В.
Субъекты права: теоретико-методологический анализ // Вестник Казанского юридическогоинститута МВД России. 2014. № 1. (15). С. 23.2Архипов С.И. Субъект права: теоретическое исследование. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центрПресс», 2004. С. 9.4жизни человека. Отношение к субъекту права как к инструменту государственнойволи порождает принципиально иные последствия для социальной жизничеловека, чем восприятие его как носителя неотчуждаемых прав, находящихсявне компетенции государства.
В современных условиях жизнь настойчиводиктует необходимость смещения в сторону второго подхода.Назреланеобходимость, используя широкие возможности философской методологии,вооружить юридическую науку современным представлением о субъекте права,построенном на основе антропологической парадигмы. Помощь в решении этойзадачи могут оказать традиции русской философии права, одна из характерныхчерт которой, по определению Н.В. Михалкина, состояла в том, что в нееизначально «включалась тема человека, его судьбы, смысла жизни, а также егоотношения к закону, государству, сочетание прав человека и моральнорелигиозной ответственности за судьбы Отечества, за его настоящее и будущее» 3.Русская школа философии права дала миру прекрасные образцы анализа правовойреальности, построенные на понимании человека, как субъекта, через которогоправо получает свое подлинное значение.
В представлениях В.С. Соловьева, Б.Н.Чичерина, П.И. Новгородцева и других русских мыслителей право предстает некак внешний и чуждый человеку регулятор его поведения, но как выражение еговнутренних духовных потребностей и устремлений. К этой же когортепринадлежал и И.А. Ильин, посвятивший изучению субъекта права многовремени, последовательно раскрывавший его природу и основные аспекты егожизнедеятельности.Мысли И.А. Ильина о субъекте права носят исключительно актуальныйхарактер,чтоопределяетсясоциально-политическимипроцессами,происходящими в нашей стране. Развитие институтов гражданского обществадиктует вполне определенный тип отношения к его участникам.
Он предполагаетотношение к человеку как существу универсальному, чья личность не ограниченаправовыми рамками государства, географического местоположения, и даже3Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. Философия права: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры – 2-еиздание, перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. С.
156.5отчасти времени. Права человека, его свободы являются и целью и мерой права.Международно-правовое признание человека в качестве высшей социальнойценности предполагает первичность индивида. Совершенно очевидно, чтоподобные подходы должны получить воплощение в конкретных юридическихпрактиках. А философский анализ субъекта права в творческом наследиивыдающихся мыслителей прошлого призван стать связующим звеном междудекларируемыми ценностями и их практической реализацией, так как он долженраскрыть сущность и основные характеристики субъекта права в качественосителя этих ценностей.Степень научной разработанности проблемы.Проблема субъекта права в творчестве И.А.
Ильина специально в научнойлитературе до настоящего исследования не рассматривалась, но различные ееаспекты затрагивались в работах, посвященных философско-правовым взглядамИ.А. Ильина, или субъекту права, как таковому.К первой группе работ можно отнести публикации, авторы которых, хотя ине делали учение И.А. Ильина о субъекте права главным предметом своегоисследования, но, изучая его творчество, в той или иной степени, касались этойтемы.
В центре внимания в этих работах находились представления И.А. Ильинао духовно-нравственном обосновании права, о регулятивной функции морали иправа в жизни человека и общества, о формировании и функционированииправосознания и о влиянии на философско-правовые построения И.А.
Ильина,оказанном его идейными предшественниками.В своем исследовании И.Д. Осипов4 уделил внимание практически всемперечисленнымвышеаспектам:онрассмотрелнравственно-религиозныеоснования права и правовой культуры личности у И.А. Ильина, его пониманиесоотношения морали и права, а также категорию правосознания – те элементы,которые в своей совокупности и образуют субъект права.
И.Д. Осиповконстатирует: «в центре философии права Ильина находится духовный и4Осипов И.Д. Философия права И.А. Ильина // Иван Александрович Ильин / под ред. Евлампиева И.И. М.:РОССПЭН, 2014. С. 60-71.6нравственный человек, который выступает как субъект права и носительнормального правосознания»5.Значительное число исследований по философии права И.А. Ильинапосвящено духовно-нравственным основам существования правовой жизничеловека. Духовная природа права в наследии И.А. Ильина была подробнорассмотрена В.М.
Загребиным6, Т.Б. Сазоновой7, Е.В. Будянской8, Н.А. Ткачевой9.И.А. Дудина10 исследовала представления И.А. Ильина о духовности, как способеподлинного бытия человека и общества. М.В. Рутковская11 проанализироваланравственные принципы государственно-правовой теории И.А. Ильина.