Диссертация (Социальные детерминанты гражданского участия в современной России), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социальные детерминанты гражданского участия в современной России". PDF-файл из архива "Социальные детерминанты гражданского участия в современной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
И далее: «В целом опыт дореволюционной России свидетельствует об исключительно важной роли государства, как в ускорении, так и в торможении процесса становления гражданскогообщества. К сожалению, роль эта редко, когда была позитивной: реальный ис-23торический прогресс производительных сил неизменно сопровождался подавлением личной свободы и еще большим отчуждением народа от власти» [95, с.8].Если говорить о Православной церкви, то на протяжении многих веководним из своих основных предназначений она видела в социальном служении,которое в научной литературе трактуется как «важнейший вид деятельности вобщей структуре деятельности религиозных общностей. Представляя собой посодержанию нерелигиозную деятельность, оно, имеет не только доктринальную, но и культовое значение для каждого верующего, так как «творение»добра является» условием достижения будущего спасения» [17; 89, с.
158-164;90, с. 156-165].Известно, что в Киевской Руси «при князе Владимире всем нуждающимсяв помощи позволялось приходить на княжий двор, где их обязательно должныбыли накормить, а больным оказать помощь. Для немощных, которые были нев состоянии прийти самостоятельно отправлялись повозки, обильно нагруженные пищей. Поддержка малоимущих (вдов, сирот, увечных и нищих) осуществлялась в основном в форме обеспечения их продуктами, так как денежное обращение было еще недостаточно развито. Порой помощь выражалась в строительстве жилья, например, в случаях с погорельцами. Существовал и такой вид благотворительности, как выкуп пленных, весьма актуальный для Руси не толькопри Владимире, но и в последующие столетия.
В этот же период закладываетсяфундамент организации при храмах врачебной помощи, доступной всем нуждающимся. Основываясь на свидетельствах, зафиксированных в памятникедревнерусской литературы «Память и похвала князю русскому Владимиру»,приписываемому Иакову Мниху (Черноризцу), можно предположить, что активная благотворительная деятельность разворачивалась не только в Киеве, нои на всей территории, подвластной князю» [80, с. 543].Благотворительная деятельность многочисленных русских монастырей ицерквей широко известна.
Практически при всех имелись либо странноприимный дом, гостиница, лечебница, богадельня либо церковноприходская школа.24Милосердие и благотворительность вообще является неотъемлемой иважнейшей составляющей русской культуры. Во многом такая древняя традиция определила своеобразность постановки моральной проблематики в русскойфилософии ХIХ-ХХ веков. Так, Вл.
Соловьев изучал благо с трех сторон нравственности: добродетель (в узком смысле - как хорошее естественное качество),норма, или правило, добрых поступков и благо нравственное, как следствие[103]. Но еще раньше идеи «общего блага», «общей пользы» стали одними изсамых притягательных постулатов в рассуждениях М.В.
Ломоносова, отстаивавшего просветительский смысл всесословного блага в обществе просвещенного абсолютизма.В толковом словаре В.И. Даля слово благо определено как «добро; всеполезное, доброе, служащее к нашему счастию»; «благость – высшая степеньлюбви и милосердия; соединение всех добродетелей»; «благостыня – благодетельность, милосердие на деле; об имуществе: гостинец, подарок, жалованье,награда, подачка, содержание…» [35, с.
91]; безвозмездность как «без всякоймзды, награды, платы; даровой, дарственный, неоплатный, бескорыстный, ничем не вознаграждаемый; безвозмездье – состояние дела, труда, поступка, неполучившего никакой платы, вознаграждения» [35, с. 59].Несмотря на то, что идеи христианства в русском сознании на протяжении веков укоренялись, один из исследователей русской духовности Г.П. Федотов, написал: «Мы лучше всех культурных народов сохранили природные,дохристианские основы народной души» [116, с. 81].Со времен Петра I до 90-х годов ХХ в. православие в России не было осознанно связано с каким-либо общественным движением, стремившимся к социальным реформам.
Будучи невероятно консервативной [46, с. 173], русская Православная церковь не имела культурно-исторических традиций для развитиябуржуазной этики и правосознания в европейском понимании. Будучи максимально ориентированной на гуманистические ценности, официальное православие оставалось важнейшей опорой, прежде всего, государственной системы25и не могло играть самостоятельной роли в социально-этическом и социальнополитическом аспектах.Этим же объясняется неспособность Русской православной церкви сдержать и противодействовать разгулу революционной стихии, наступлению социально-этического и политического кризиса в государстве.
В этом кровавомбунте погибла и сама церковь, в 1918 г. С.Н. Булгаков констатировал устамигероя одного из своих произведений: «Русский народ вдруг оказался нехристианским» [27, с. 609].Различные формы общественных объединений формировались в Россиипри непосредственном участии или основываясь на государственных институтах, которые существовали с конца ХVIII века в лице приказов общественногопризрения попечительств – народной трезвости, бедных, тюрем и т.п. Создаваемые по инициативе государственных органов, многие из них действовали исключительно благодаря альтруизму, бескорыстному энтузиазму и деятельностиактивистов.Основная цель довольно развитой сети попечительств заключалась в децентрализации усилий и привлечении добровольных помощников. Но, так илииначе, они представляли собой смесь общественной и государственной организации, так как во главе комитетов были поставлены губернаторы, окружныеначальники и городничие, купцам членство засчитывалось как служба выборная.
(Отмечу, что с этой точки зрения современное российское общество малопродвинулось в своем развитии).Гораздо большего общественным организациям удалось добиться в сфере«призрения бедных», в областях народного просвещения и благоустройства. Всередине ХIХ века общество сконцентрировало внимание на приоритете детского попечения и одновременно начинает организовывать помощь малоимущим. Такая помощь начинает изучаться не как самоцель, а как средство возвращения малоимущих к обычному гражданскому состоянию, «не нуждающемусяв общественных подачках».26В целях структурирования деятельности различных общественных организаций в 1862 г. был принят специальный документ, в котором было указано:«Во изменение изъясненного порядка, учреждение обществ для взаимноговспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутреннихдел» [76, с.
61]. С этого момента отмечается заметный рост благотворительныхучреждений и к 1890 г. их насчитывалось примерно 2 тыс. [22, с. 9]Революция 1905-1907 гг. стала своего рода катализатором общественнойактивности, как в плане количественного роста гражданских институтов, так ис точки зрения их качественного уровня. 4 марта 1906 г. принимается Указ «Овременных правилах об обществах и союзах» [86], где благотворительным обществом признавалось «объединение нескольких лиц, которые, не ставя цельюполучение прибыли от ведения какого-либо предприятия для себя, выбралипредметом своей общей деятельности определенную цель», а союзом - «соединение двух или нескольких таких обществ». Этот документ явился первым вистории Российской империи законодательным актом, допускавшим деятельность различных, в том числе и оппозиционных, политических организаций.Д. Бредли, описывая появление общественных организаций на примередореволюционной Москвы, полагает, что они в высокой степени оказали влияние на формирование русского гражданского общества, помогли развитию истановлению независимой личности, защищая ценности, которые традиционноигнорировались в самодержавной России [26, с.
77-89]. Исследователь отмечает, что в Городском справочнике Москвы от 1912 года перечисляется более600 различного вида обществ, клубов и организаций, и, конечно, объединений,которые охватывали значительный диапазон таких сфера деятельности, как литературная, артистическая, научная, техническая, благотворительная, спортивная и культурно-просветительская [26, с. 78-79].Если попытаться классифицировать основные организационные формынеполитической общественной инициативы периода ХVIII - начала ХIХ вв., тоони следующие: государственная; городская; церковная; общественная.27Но, находим ли мы в российском обществе того времени наличие условийдля формирования групп и объединений, отвечающих основным критериямгражданского общества, которые были сформированы европейской традицией?Могут ли проповедники идей гражданского общества найти хоть какой-нибудьзначительный отзыв между массового обывателя? Ясно, что нет.В результате, корректно утверждать, что в российской истории формирование гражданского общества было всегда тесно связано с тенденцией огосударствления.