Диссертация (Социальные детерминанты гражданского участия в современной России), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социальные детерминанты гражданского участия в современной России". PDF-файл из архива "Социальные детерминанты гражданского участия в современной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Концептуализация социальных детерминант гражданского участияАктуальность изучения социальных детерминант гражданского участия всовременной науке связана, главным образом, со стремлением исследователейпонять, что лежит в основе общественно полезной деятельности, что ее детерминирует. В общепринятом понимании «детерминированность» означает определенность, причинную обусловленность какого-либо события, явления.В социологии исследуются социальные детерминанты политических процессов, экономического развития, здоровья, преступности, гражданского поведения и др.
Анализ работ, посвященных этим вопросам, свидетельствует, чтоученые по-разному идентифицирует детерминанты гражданского участия. Рядавторов полагает, что реализация гражданского участия осуществляется по психологическому принципу опосредования внешних воздействий на субъект еговнутренними психическими особенностями (мышления, мотивации, эмоционального интеллекта, целеполагания и т.д.). При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.Однако мы полагаем, что и внешние детерминанты оказывают существенное воздействие на процесс гражданского участия, которые складываютсяв процессе непрерывного взаимодействия лица с внешним миром.
В основахтакого взаимодействия люди находятся в поисках внутреннего «я», руководствуясь сложившимися мнениями о себе, возможной роли в решении первенствующих социально-политических, экономических, экологических проблем.Исходя из этого, на процессы гражданского участия влияют множество предпосылок экономического, политического, социального и культурного характера.43Поэтому, детерминанты гражданского участия сложно ранжировать по значимости, условно их можно классифицировать на внешние и внутренние факторы.К внешним можно отнести такие, как глобальная экономическая среда, климат,экологические проблемы и некоторые другие.
Важнейшими внутренними факторами формирования и развития гражданского общества являются: деятельность государства, качественное состояние и противоречия внутри самого социума.Рассмотрим далее детерминанты гражданского участия в контексте предложенной авторской типологии гражданского участия (Приложение II).Участие в волонтерстве и иных добровольческих сообществах.Волонтерство - это, прежде всего, широкий круг работ, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставлениеуслуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности, как правило безвозмездно.Исследование волонтерства особенно активно развивается западноевропейскими и американскими исследователями.
Дж. Уилсон даже разделил теории, объясняющие волонтерство, на два подхода. Одна точка зрения предполагает сложность человеческого характера, рассматривая контекст как фон; относится скорее к субъективистскому подходу в социологическом объяснении; еепредставители в первую очередь нацелены на поиск мотивов, стоящих за действиями волонтеров. Вторая группа теорий основывается на том, что человекдвижим довольно простыми механизмами, в то время как контекст, в которыйвписаны эти механизмы, довольно сложен; относится ближе к бихевиоризму;сторонники этой группы теорий объясняет через рациональное действие и анализ затрат и выгод. Ученый считает, что «мотивы являются главным организующим элементом повседневной жизни» [166, р. 218].Большинство зарубежных социологов рассматривают мотивы как компоненты действия, несущие осознанность и формирующие чье-либо поведение (в44данном случае речь идет о волонтерах) [163, р.
28], и, несомненно, играют важную роль во взгляде общества на волонтерство: действия, которые кажутся действительно бескорыстными и ценятся больше всего [143, р. 375].К примеру, мотивация занятия волонтерством появляется, когда родителиучат ребенка социальной ответственности, взаимному сотрудничеству и справедливости. Родители могут даже поощрять про-социальное отношение тем,как они их воспитывают. Сильная поддержка (например, любовь, привязанность, похвала, поощрение) связана с целым рядом положительных результатовсреди детей и подростков, в том числе «демонстрацией внимательного к другими альтруистического поведения» [132, р.
17]. Мотивационная атрибуция можетбыть привита ребенку не только родителями, но и другими агентами социализации, например, школами.Если мотивация к волонтерству усваивается как часть более широкогоконтекста культурных смыслов, то можно ожидать, что воспитанный образмышления может влиять на решение быть добровольцем напрямую. Добровольцы действительно работают больше, чем те, кто ими не являются, над улучшением жизни в своих сообществах, помогая менее богатым, и делая что-то наблаго своей страны. Среди их жизненных целей благотворительность и помощьдругим находятся выше, чем у людей, не занимающихся добровольчеством.
Однако в целом связь между ценностями и добровольчеством является слабой инелогичной (религиозные и гражданские ценности слабо способствуют принятию решения быть добровольцем) [162, р. 39].Вторая группа теорий о волонтерстве основана на допущении, что волонтер - это рациональный актор, который ищет возможности получить выгоду отданного вида деятельности в контексте различных объемов индивидуальныхили социальных ресурсов.Согласно теории добровольчества, основанной на бихевиористских предположениях, решение о добровольчестве основано на рациональном рассмотрении личных затрат и выгод.
Более ранние теории, как правило, ассоциируют45добровольчество со статусной дифференциацией. Делая добрые дела, как полагают, часть ансамбля характеристик дает человеку престиж и уважение [164, р.247].Т. Яноски, М. Мазек и Дж. Уилсон в своем исследовании устанавливалисправедливость двух теорий о причинах волонтерской активности. Так, «нормативистская» точка зрения основана на допущении, что волонтерское поведение берет свое начало в социализации и про-социальных позициях; теория «социальной практики» подчеркивает образующую роль практического опыта исоциального участия» [149, р. 495].«Нормативистский» взгляд основывается на трудах Э.Дюркгейма и А.
деТоквиля, подчеркивает роль ценностей норм и отношений в объяснении человеческого поведения. Образцы поведения отражают социализированность людей, выраженную в принятии общепринятых легитимных ценностей [149, р.497]. Этика заботы воспитывается в семье. Позже это происходит в волонтерской деятельности, инициированной агентами вторичной социализации, таких,как церковь, школа и общественные организации.Таким образом, положительное отношение к какому-либо поведению будет иметь положительное влияние и зависит от того, будет ли индивид принимать в нем участие или нет [139, р.
810]. Так, люди, для которых помощь другимявляется ценностью, с большей вероятностью будут действовать в русле социальной ответственности [138, pp. 218-227].Так называемая «теория социальной практики», включает в себя идею отом, что модели социального поведения не должны отражать нормы и ценностив той же мере, в какой они отражают привычные способы действия, полученныев результате практического опыта [149, р. 497]. Следовательно, добровольчество не относится к результату воздействия объективных социальных структур,таких как ценности и системы норм. Однако также оно не может быть объяснено индивидуальными мотивами и субъективными интерпретациями.
Вместоэтого для объяснения добровольчества можно использовать концепт «габитус»,46принадлежащий П. Бурдье. Габитус представляет собой систему предрасположенностей, склонностей [28, с. 40-58.].В ходе повседневной практики люди привыкают к определенных способам поведения в различных ситуациях. Так они учатся и воспроизводят то, чтоР.Коллинз назвала «цепью ритуальных взаимодействий» [144, р. 464]. Людиприобретают «привычку» быть добровольцами, потому что они регулярно оказываются в социальных ситуациях и участвуют в социальных отношениях, гдеразвиваются социальные навыки и склонности, необходимые для волонтерскойдеятельности.
Следствием этой точки зрения является то, что люди не обязательно могут иметь какие-либо предварительные знания, или желание заниматься волонтерством [149, р. 498].Однако, сам же Уилсон впоследствии отмечал, что в рассмотренных имтеориях и результатах эмпирических исследований недостаточно изучено влияние характеристик организаций, к которым принадлежит индивид, общества ирегиона на индивидуальные решения о волонтерстве.Л. Гастинкс и Ф.
Ламмертин изучали добровольчество с точки зрения социальной модернизации. Они выделили коллективный/традиционный и рефлективный/современный стили волонтерства [147, р. 170], где традиционныйстиль существовал до модернизации общества, а рефлективный появился всвязи с недавними изменениями в жизни общества: во-первых, это идеи и ключевые институциональные последствия первого этапа модернизации (например, несбалансированные по половому признаку семьи, идея стандартной полной занятости, сильная эксплуатация природы во имя прогресса) больше не воспринимаются как самоочевидные и непогрешимые [136, р. 23-24]; во-вторых,«индивидуальное отражение изменяющихся институциональных условий»[147, р. 170], что включает в себя переход от коллективной биографии индивида к самостоятельному, активному и постоянному самостоятельному контролю за своей жизнью.47Мы солидарны с Л.
В. Киреевой [55, С. 19-25] относительно социализации участников добровольческого движения, в ходе которой у добровольца появляются возможности личностного роста и развития (личностная значимость),а именно:- потенциал в применении знаний, умений и навыков в актуальной ситуации;- потенциал при подготовке к дальнейшей трудовой (профессиональной)деятельности;- усиление уровня ответственности в отношении других граждан, окружающей среды и самоорганизации;- улучшение толерантности, эмпатийных навыков;- потенциал для знакомства и общения с небезразличными товарищами;- стремление служить социально важным целям, готовность брать ответственность при решении острых социальных проблем на себя.В научных трудах недостаточно освещен феномен «стихийного» добровольчества, когда отдельные группы активных граждан объединяют свои усилия по противодействию каким-либо острым социальным проблемам (мошенничество в сфере долевого строительства, распространение детской порнографии, насилие в семье, профилактика наркозависимости, суицида, использование рабского труда и работорговля, нелегальная миграция, поиск пропавших ит.п.).