Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 35

PDF-файл Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 35 Философия (58583): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности) - PDF, страница 35 (58583) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 35 страницы из PDF

Medison:University of Wisconsin Press, 1992. P. 125, 128.4621602.Языческий и христианский концепт верность продолжают сосуществовать водномкультурно-историческомхристианскаяинтерпретацияпространстве,верностиоднако,становитсявпоследствиипревалирующейивытесняет древнеримский концепт, который оказался менее жизнеспособен,чем модель, предложенная христианством, по ряду причин: потеряфизическогоконтактамеждукоммуникантами,объектверностиабстрагировался и обезличивался, в отличие от христианской модели, вкоторой идея персонифицировалась. Христианский концепт fides отличаетсяот классического древнеримского по ряду характеристик.Во-первых, активностью, то есть fides не может быть нейтральна илипассивна; по своей природе, она обязательно должна быть выражена вдействии.

Активные проявления отличали верность христиан от пассивнойверности язычников и обеспечивали превалирование христианской fides всоциокультурном и философском поле поздней Античности. Христианскаяfides не просто предполагает веру в существование Бога, но требуетопределенных действий и конкретных поступков от верующего. Христианепервых веков показывают яркий пример такой активной позиции, ведьвысшее проявление верности для них это мученическая кончина.

Поэтомупоявляется новое определение границ верности «даже до смерти» (Откр.2.10). Хотя в древнеримский концепт верности имел такой же признак, но,как показывает анализ, проведенный в главе II, в изучаемый период римскийконцепт верность теряет активный характер.Во-вторых, это вербальная и символическая выраженность. Практикаобязательного присутствия визуальных образов и символических действий вобряде отречения от Христианства или поклонение гению императора,которое заключалось в символических жертвах богам или отказом на словахот своих убеждений, – связаны с культурным осмыслением верности.В-третьих, персональность или интерперсональность – отношения верностиявляются более крепкими, если они имеют межличностный характер.

ИменноХристианство, в отличие от других религий, подчеркивает личные161отношения между верующим и Богом. Парадоксально, но при выборе междуимператором земным и Небесным, Христос являлся более близким дляверующих, чем правитель, дистанция с которым, по мере его обожествления,все более увеличивалась.Влияние, которое оказало христианство на трансформацию и формированиенового типа концепта верность, подтверждает слова Н.

А. Бердяева оважнейшемзначениирелигиозногомировоззрениянаформированиекультуры. «Культура связана с культом, она из религиозного культаразвивается, она есть результат дифференциации культа, разворачивания егосодержания в разные стороны. Философская мысль, научное познание,архитектура, живопись, скульптура, музыка, поэзия, мораль – все заключеноорганически целостно в церковном культе, в форме ещё не развернутой и недифференцированной»463.463Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Канон, 2002.

C. 208.162ЗАКЛЮЧЕНИЕВерность – это концепт, состоящий их кластера смежных концептов, всфере которых он выражается и осуществляется. Древнеримская верность как«кластерныйконцепт»совокупностиобозначаетсяродственныхсловомконцептовиfidesихарактеризуетсямикроконцептов:в«доверие»,«уверенность», «гарантия», «защита», «вера», «честность», «благочестие».Концептдревнеримскойверноститрансформировалсякаквнутритрадиционной языческой, так и в христианской культуры. Мы выделилиследующие этапы в развитии fides: «архаический этап развития древнеримскогоконцепта верность» (VIII–I вв.), «классический этап древнеримского концептаверность» (I–V вв.), «христианский этап развития древнеримского концептаверность » (I–V вв.).

Превалирующий в научной литературе взгляд на развитиеверности:трехэтапноеразвитиесвыделениемкакосновного«иудео-христианского» этапа (по классификации С. Брайан), в русле полученных данных,расширяется и конкретизируется до «римско-иудео-христианского» или «римскохристианского».Концепт верность состоит из микроконцептов: коммуникантов – субъекта иобъекта,междукоторымипроисходитобмендоверием/верностью.Насемантическом уровне концепт реализуется как прототипическая ситуация, впроцессе последовательных этапов: обмен доверием, договор, испытание иявляется насущной частью каждого из этих этапов. Объект и субъект ситуацииверности определяются путем определения источника импульса доверия,характера перемещения верности / доверия между коммуникаторами.

Поэтомуопределение векторной направленности имеет принципиальное значение дляхарактеристик верности, и изменение ее диспозиции влияет на все свойствамодели верности, является катализатором дальнейшей трансформаций еехарактеристик и качеств.Трансформация поздней Античности в рамках традиционного языческогомировоззрения заключается в том, что значение «верность» внутри концепта163переходит в сферу влияния коммуникатора (В). Диахронические измененияконцепта fides связаны с изменением диспозиции микроконцептов (субъекта,объекта, fides-сущности (доверие, гарантия), которая передается между ними).Эта трансформация является принципиальной для последующего развитиязначенияверность.Еслиfidesнаходитсявсферевлияния/обладаниякоммуниканта (А) с более высокой социальной позицией и значимостью –концептполучаетпревалирующиезначение«гарантия/защита/покровительство/доверие», когда fides переходит в сферукоммуниканта (В) – ядерным значением концепта становится непосредственно«доверие/верность».

В разные эпохи значение «верность» могло становитьсяядром концепта или уходить на концептуальную периферию в зависимости отвнутренней диспозиции микроконцептов, прежде всего субъекта и объекта.Внутренние позиционные изменения в структуре концепта образуют еготрансформацию в диахронии, в то же время единство структурных компонентовсамого концепта, преемственность структурной субъектно-объектной моделиверности и ряда характеристик позволяют рассматривать древнеримский концептверность на протяжении всей Античности как единое целое.Зафиксированныекультурно-историческойвнутриконцептуальныепроцессыдействительностьюс происходящим разрывом–имелисвязьстрадиционной системы патроната, являющейся в социокультурном планеструктурой реализации fides. Культурно-исторические события I в. до н.э.

–гражданские войны, расширение границ римского государства, образованиеИмперии, обожествление императора и учреждение присяги на его имя – все этисобытия способствовали разрыву традиционных социальных связей междупатроном и клиентом и послужили фоном для концептуальных трансформацийверности: прежде всего на изменение диспозиции субъекта и объекта. Переходархаическогоэтапаразвитияверностивклассический,ознаменовалсяпоявлением новых видов патроната: императорского и военного. В этих моделяхреализовывалась попытка реконструкции архаической модели верности спревалирующим характером патрона, однако, в условиях новой исторической164реальности расширяющейся империи основное условие реализации архаическойверности–межперсональностьиналичиеличногоконтактамеждукоммуникаторами – невозможно было реализовать.

Поэтому императорскаяверность – разновидность патроната между правителем и подданными –оказалась нестабильной, что объясняется разрывом личного контакта в«пирамидальной» модели верности. Военная верность (клиентела), напротив,была актуальна и действенна на протяжении всей поздней Античности, так какимела межличностный характер, реализуясь в узкой группе людей, в визуальномконтакте, что способствовало укреплению верности между участникамикоммуникации.Христианскаякультуразаимствоваладревнеримскийконцептfidesосознанно, так как заложенный в нем характер неравнозначности (который вхристианскойинтерпретациисуществуетмеждуБогомичеловеком),превалирования субъекта-патрона, являлся созвучным христианской философии.Христианскийконцептимеетfidesтежемикроконцептыиядерныехарактеристики, что и древнеримский: субъект, объект, предмет передачи(доверие-верность), тот же протокол развития ситуации: обмен доверием,договор,испытаниепокровительство,ирядгарантия,некоторыххарактерныхвербальность,активность,признаков:защита,свободавыбора.Трансформация же, как и на предыдущих этапах (архаическом в классическом)заключается в изменении динамики отношений между микроконцептами, преждевсего объектом и субъектом.

Изменение динамики отношений достигается тем,чтотрадиционнаяструктураконцепта«субъект-объект»,становитсямногомерной, совмещающей несколько пластов коммуникации одновременно.Особенность христианского концепта верность – то, что она являетсяразновидностью межперсональной верности, притом один из коммуникаторовявляется сверхсубъетом – Богом – непознаваемым и не вписывающимся в рамкивзаимовыгодных отношений.

Уникальность христианского концепта fides такжезаключается в том, что философское объединение двух моделей верности в однойсистеме (надмирной: Бог и человек и земной: человек-человек) позволило165синтезироватьдвепротивоположныеинтерпретацииводну:приниматьархаическую модель – в которой доминантную позицию в структуре верностизанимал патрон, и в то же время развивать наследие и быть созвучнойпозднеантичнойязыческой(классической)тенденции,характеризующейсявозрастанием автономности субъекта-клиента.

Проведенный анализ показывает,что только на этапе христианской трансформации верность получает выраженноезначение частного личного дела.Христианская модель развивает личность,персональную ответственность, появляется значение нематериальности верности,уходит характер обязательного принципа взаимности: do ut des, facio ut facies(даю, чтобы ты дал, далаю, чтобы ты сделал).Распространение христианской «философии верности» обусловлено тем,что христианский концепт, в отличие от древнеримского концепта верностьклассического этапа, был суперактивен, благодаря спровоцированным римлянамигонениям, которые подталкивали христиан к активным действиям, вынуждалипроявлять свою верность, делать выбор.

Феномен мученичества является главнымвыразителем имеханизмомкультурного распространения христианскойверности в поздней Античности. Христиансктй концепт верность имел болеемежличностный, персональный характер, чем классический древнеримский. Хотяформальноосновывалсяоннаявлялсяличной«сверхперсональным»верностиХристу,ичтоидеализированным,повлиялонаноусилениехарактеристик стабильности и крепости концепта, а также распространение новойего интерпретации в поздней Античности.Базируясь на диахроническом анализе древнеримского концепта fides исопоставительном анализе совокупности культурных проявлений в разныхкультурах (древнеримской, греческой, древнееврейской) через призму выбраннойметодологии и подхода к интерпретации верности как части культуры выделеныосновные характерные черты верности как концептуальной структуры исформулировано следующее определение верности: верность – это моделькоммуникации, при которой субъект, основываясь на импульсе веры, ставитинтересы объекта выше своих собственных добровольно, действенно и166продолжительно.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее