Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 33

PDF-файл Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 33 Философия (58583): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности) - PDF, страница 33 (58583) - СтудИзба2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 33 страницы из PDF

Early Christian Literature: Christ and Culture in the Second and Third Centuries. London:Routledge, 2005. P. 164.436151небе, или на земле, – так как есть много богов и господ много, – но у нас один БогОтец, из которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которымвсе, и мы Им» (I. Коринф. 8, 5-6). Основной причиной, спровоцировавшейоткрытый конфликт на законодательном уровне, стал отказ христиан почтитьгений императора, принести жертвоприношение.

С этого момента началась волнаожесточенных гонений, перемежающаяся с временным затишьем.Действительно, клятва, приносимая на имя императора, имеет характерныепризнаки древнеримского концепта fides. Это был не просто договор, но«ожиданиепокровительства»исоответственнопризнаниевластиивсемогущества императора439. Специфика модели «императорской верности»заключалась в характерном превалировании одного коммуниканта над другим440.Такие же значения прослеживаются и в христианской интерпретации концептаверность – в коммуникации между Богом и человеком. Если межличностнаяверность приветствовалась христианской философией, то сосуществование двуханалогичных «вертикальных» моделей коммуникации верности оказалосьневозможным.

Это противоречие лаконично сформулировано в евангельскомтексте: «Нельзя служить двум господам» (Мф. 6:24).Возникает вопрос, почему гонения не начались непосредственно послевведения Августом присяги на имя императора, а только через 60 лет.Большинство первых христиан были евреи, так что изначально христианевоспринимались римской властью как часть иудаизма, к которому римлянеотносились толерантно.

Это связано с той поддержкой, которую евреи оказывалиРиму в его завоеваниях, когда он впервые вышел за пределы западногоСредиземноморья.Положениеиудеевбылоисключительнымврамкахрелигиозной политики империи. Они находились под особой защитой Рима иимели массу привилегий. В числе прав, данных иудеям Цезарем, была свобода от439Ведение присяги на имя Октавиана Агуста уже рассматривалось подробно ранее. Подробнеесм.

главу II. 2.440Об «императорской верности» см. С. 105-110.152военной службы441. Иудеи должны были уважать римскую власть, но не былиобязаны поклоняться гению императора. Такие исключительные права были уевреев вплоть до иудейского восстания против римского владычества в 66 года.После этого евреи теряют свои привилегии, поэтому при их отказе приноситьжертву идолу начинаются массовые гонения, всколыхнувшие всю империю.Столкнувшись со сложным конфликтом между христианами и язычниками,христианские проповедники оказались в сложной ситуации. Отказ христианпризнать императора богом и давать ему клятву верности квалифицировался какподрыв государственного устройства и предательство государства.

Именно в этотмоментвозникаетинтерпретационноенесоответствие,спровоцировавшееактивный целенаправленный процесс перетолковывания и попытки смысловойзамены таких традиционных и клишированных понятий, как: «божий мир» (paxdeorum442), «римская верность» (fides Romanorum), «римский мир» (paxRomana)443 на: «христианский Бог», «христианская верность» и «христианскиймир». Происходившие процессы являются катализатором интерпретации иразвития философии христианской верности.Различие в восприятии верности языческим и христианским миром так имогло бы остаться в рамках абстрактной теории, если бы не спецификадревнеримского концепта верность, требующая совокупности вербальноговыражения, действенности, соблюдения определенного ритуала.

Так как fides небыла просто философским отвлеченным понятием, но подкреплялась рядомдействий, христиане очень скоро столкнулись с необходимостью либоподдержать новую клятву, либо продолжать держаться своей позиции дальше.Огромноечислохристиан-римлянвоспринималоверностьврамкахтрадиционного римского понимания и протокола ее реализации и не моглосовместить верность Богу и богу-императору.

Конфликт, начавшийся с введения441Иосиф Флавий. Древности, XIV, 10, 12. Josephus Flavius. Antiquitatum Iudaicarum // FlaviiJoseophi Opera (in VII Vol.). ed. B. Niese. Vol.III. Berolini: Apud Weidmannos. 1892. P.281.442Linderski J. Pax deorum (deum) [Electronic resource] // // rill’s New Pauly, Antiquity volumes/ed. Cancik Н., Schneider Н. URL: http://dx.doi.org/10.1163/1574-9347_bnp_e911100 (accessed:14.03.2017).443Wengst K. Pax Romana and the Peace of Jesus Christ. London: SCM Press, 1987. P.

7.153«императорской верности» и присяги на имя императора, перерос в открытоепротивостояние мировоззрений и спровоцировал гонения непосредственно нахристиан.Lapsi – христиане, не выдержавшие мучений (или их перспективы) иотрекшиеся от веры, но впоследствии вернувшиеся в христианское сообщество,делились на следующие категории444:1)thurificati – те кто оказал верность, воскурив фимиам;2)sacrificati – те, кто принес жертву животными;3)libellatici – те кто уклонился от преследований путем получения сертификата(libelli) о свершении жертвоприношения (неважно было ли оно исполнено пофакту или документ являлся подделкой);4)acta facientes – те, что сделал фальшивые документы либо совершил другие(нечестивые) действия для спасения жизни;5)traditores – те, кто выдал священные предметы или сдал властям именатоварищей-христиан.Реализация верности христианами поздней Античности, многие из которыхбыли римлянами по рождению и воспитанию или находились в этой культурнойсреде, имеет ярко выраженные черты fides классического этапа развития.

Впроцедуре, по которой римская власть требовала отречения от христиан,прослеживаются характерные черты fides – активное действие, вербальнаявыраженность.Императору-философу Марка Аврелия верность христиан была непонятна.Мученическое свидетельство - наивысшее проявление верности – для него было«суетное хвастовство и ложное упорство»445. Неприятие и раздражение поотношению к поведению христиан, считающих свое поведение проявлениемверности, подчеркивает тот факт, что при гонениях Марка Аврелия правительствоне хотело «наказывать христиан как каких-то преступников, но желало именно444Osborne K. Reconciliation and Justification: The Sacrament and Its Theology.

Oregon: Wipf andStock Publishers, 2001. P. 60.445Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. Спб.: издание книгопродавца Тузова, 1904. C. 75.154обращать их, во что бы то ни стало снова к язычеству. Отрекшиеся отхристианской веры заключались в тюрьму и предавались мучениям какчеловекоубийцы и беззаконники, предательство не приносило им никакойпользы»446. Такая реакция римлян-язычников указывает на то, что они невоспринимали поведение христиан как реализацию fides. Гонения на христианстали окончательной гибелью fides Romanorum.

В борьбе против «верных»государство прибегало к мерам, противоречащим древним моральным устоям.Приветствовались доносы, рабов заставляли давать показания против хозяевхристиан447.Возникновениефеноменамученичестванадревнеримскойпочведемонстрирует многогранный конфликт интерпретации концепта верность,отразившийстолкновениихристианскогоитрадиционногоязыческогомировоззрения. Рассмотренные примеры мученичества и фактическое усилениехристианского понимания верности доказывают теорию, представленную втрудах Дж.

Ладда и А. Олденквиста, о пропорциональной зависимостидейственной актуализации верности и ее культурной репрезентации.Косвенно данный вывод о принципиально активном характере верности ивосприятия веры подтверждают данные исследования П. Сорокина, который,проанализировав культурную динамики и флуктуацию систем истины и знания,определил период I – V вв. н.э. как самый активный. «Это был период небезмятежной истины, неподверженной сомнению, а отчаянной “жажды верить”,подвергавшейся критическим нападкам со стороны эмпиризма и скептицизма»448.Социально-политическаярепрезентацияхристианскогоконцепта«верность».

После Миланского эдикта (313 г.), провозгласившего религиознуютерпимость на территории Римской империи, идея «христиане как «сообществоверных»» обретает плоть и кровь и преобразуется в «государство верных».446Лебедев А. П. Там же. С. 76. Описание гонений при императоре Марки Аврелии см.: Евсевий,История, V, 1. Ευσέβιος Καισαρείας, Εκκλησιαστική Ιστορία [Electronic resource] // DocumentaCatholicaOmnia.URL:http://www.documentacatholicaomnia.eu/03d/02650339,_Eusebius_Caesariensis,_Historia_Ecclesiastica,_GR.pdf (accessed: 18.06.2017).447Лебедев А. П.

Там же. С. 79.448Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. С. 309.155Диоклетиан и Константин попытались возродить в Империи древний концептверность в версии «золотого века» Августа при помощи ярких театральныхритуальныхобразов,заимствованныхиздревностиивременславныхдревнеримских царей449. Христианские авторы IV в. н.э.: Евсевий Памфил,Ювенк, Пруденций подчеркивают, что Христианство и Рим в этот периодстановятся одним целым, возвращая Империю в единство верности августовскоговека450.Эту тенденцию можно интерпретировать как создание новой картинывосприятия концепта верность.

Попытка объединения двух ментальных схемсубъектно-объектных отношений верности (первого и второго порядка: «Бог ичеловек» и «человек-человек»). Такое совмещение двух пластов верностипроисходитчерезпостроениедополнительногоментально-структурногообразования, посредством которого надмирный и непознаваемый Творец(субъект) отражается в своем образном замещении – в фигуре христианскогоимператора.Такимобразомосуществляетсяфилософскаяпопыткареализации коммуникации «Бог-человек» в масштабах этого земного мира.

УАмвросия Медиоланского в «Проповеди на псалом XXXVI» часто встречаетсяопределение «неверный» (infidelis) в двух эквивалентных значениях – враг449См. подробнее: Alfonsi L. L'epistola I clementina, i papiri magici, i ludi saeculari // Aegyptus.1947. № 27. P. 111-114.450Евсевий. Cлово Василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования 16, 3.Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. / Пер. СПбДА под ред. А. А.Калинина.М.:Labarum.М.:1998.[Электронныйресурс]//URLhttp://www.sedmitza.ru/lib/text/432492/ (дата обращения 28.04.2017).Пруденций. Против Симмаха, II, 578-95; 634-40; Prudentius. Contra Symmachus.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5302
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее