Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 34
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 34 страницы из PDF
[Electronicresource]//LoebClassicalLibrary.URL:https://www.loebclassics.com/view/LCL398/1953/volume.xml (accessed: 14.04.2016).Ювенк. О прославлении Господа. Juvencus. De Laudibus Domini, 19, 385. [Electronic resource] //DocumentaCatholicaOmnia URL:http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/03500450,_Vettius_Aquilinus_Juvencus,_De_Laudibus_Domini,_MLT.pdf (accessed: 03.02.2016).Он же.
Триумф христианских мучеников, 19, 385-388. Juvencus. Triumphus Christi Heroicus[Electronicresource]//DocumentaCatholicaOmnia URL:http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/03500450,_Vettius_Aquilinus_Juvencus,_Triumphus_Christi_Heroicus,_MLT.pdf (accessed: 03.02.2016).156христианства или враг законного христианского императора – в религиозном иполитическом смыслах.Яркий пример взаимопроникновения смыслов (архаического, классическогои христианского) в конкретной культурной актуализации является отрывок изкниги римского историка Вегеция (IV в. н.э.): «… воины заносятся в списки, изатем обычно их заставляют приносить клятву; это называется военной присягой.Они клянутся именем Бога, Христа и Святого Духа, величеством императора,которое человеческий род после Бога должен особенно почитать и уважать.
Кактолько император принял имя Августа, ему, как истинному и воплощенному Богу,должно оказывать верность и поклонение, ему должно воздавать самоевнимательное служение. И частный человек и воин служит Богу, когда он верночтит того, кто правит с Божьего соизволения. Так вот воины клянутся, что онибудут делать старательно все, что прикажет император, никогда не покинутвоенной службы, не откажутся от смерти во имя римского государства»451.Император становится образом Божиим, и солдат верен и служит уже не ему, аБогу.Ряд характеристик христианской государственной верности дублируетосновные черты актуализации языческой императорской верности, утвержденнойОктавианом452.
Верность может передаваться по наследству. В своей речи напогребение Феодосия I Амвросий Медиоланский поддерживает наследникаГонория, призывая двор и армию исполнить свой долг по отношению усопшемуимператору. Переход обязанностей верности по наследству поддерживаетсятремя доводами. Во-первых, она оправдывается законными основаниями; вовторых, божественным произволением (так император Феодосий при помощибожественной поддержки сам получил престол и fides)453; и, в-третьих, верность451Вегеций. Краткая история военного дела, II, 5. // Вестник древней истории, № 1, 1940. / Пер.Кондратьев С.П. [Electronic resource] // URL: Военно-исторический портал античности исредних веков. http://www.xlegio.ru/sources/vegetius/book-2.html (accessed: 14.06.2017).452См.
главу III. 3.453Амвросий Медиоланский. Слово на смерть Феодосия Великого, II.11. Ambrosius. De ObituTheodosii Oratio. Migne JP Patrologia Latina [Electronic resource] // URL:157преданных слуг, в силу своих константных характеристик, укрепит так же иверность императора. Даже если он не вполне готов стать патроном, Боги иверные христиане компенсируют недостаток надежности субъекта верности454.Пропаганда верности эпохи Константина заключалась в несколькихпоследовательных шагах: во-первых, представить верность Риму как долгвсякого цивилизованного человека, во-вторых, соединить логически Рим ихристианство – это приводило к тому, что, будучи верным одному – человекверен и другому.
Например, предавая христианскую веру, ты становишьсяпредателем Отечества. Пример такой философии «двойной» верности находится впроизведении римского историка III–IV вв. Евсевия Кесарийского «СловоВасилевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования»: «Но две,как бы из одного источника произошедшие, великие силы мгновенно всеумиротворили и привели в содружество. Эти силы были: римское царство,явившееся с тех пор монархическим, и учение Христово, и обе они расцвеливместе, в одно и то же время.
Сила Спасителя нашего сокрушила многоначалие имногобожие демонов и всем людям, эллинам и варварам, даже до последнихземли (Деян. I, 8), проповедала единое царство Божье, а римская империя,уничтожив сперва причины многоначалия, спешила все племена привести кединению и согласию и взяла себе независимые дотоле эпархии»455.
Здесь мысталкиваемсясфеноменом,называемымвсовременнойнауке«совмещенная/комплексная верность» (one-package loyalty) – верность одномучерез другое456.http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/03390397,_Ambrosius,_De_Obitu_Theodosii_Oratio,_MLT.pdf (accessed: 18.06.2017).454Амвросий Медиоланский. Там же. II. 6.455Евсевий, De Laudibus Constantini 16. Евсевий Памфил. Евсевия Памфила слово ВасилевсуКонстантину, по случаю тридцатилетия его царствования / Евсевий Памфил. Жизнь блаженноговасилевса Константина. / Пер.
СПбДА под ред. А. А. Калинина. М.: La arum. М.: 1998.[Электронный ресурс] // URL http://www.sedmitza.ru/li /text/432492/ (дата обращения28.04.2017).456Nibley H. The Unsolved Loyalty Problem: Our Western Heritage // The Western Political Quarterly.1953. Vol. 6. No. 4. P. 632.158Связь между древнеримской и христианской fides прослеживается также и впреемственностисимволикиверности.Рукопожатие,традиционныйдревнеримский символ доверия и верности переходит в христианскуюкультуру457.
Изображение dextrarum iunctio встречается в храмовых росписях, нанадгробиях первых христиан458.Христианская верность/вера персонифицируется в христианской традициив образе женщины, девушки, которая коррелируется с античным образом богиниФидес, продолжившей свою жизнь как значимый символический объект и вхристианской культуре. Богиня Фидес становится важным персонажем и вхристианской литературе, в которой следует отметить ряд характерных черт,позволяющих говорить о возникновении новой интерпретацииконцептаверность.
Если раньше Фидес упоминалась в ряду других добродетелей, тотеперь она постепенно занимает главенствующее положение «царицы мученикови добродетелей»459. Понятие верности переосмысливается в русле христианскогомиропонимания, как преданное служение Иисусу Христу, и в таком толкованиизанимает первое место среди добродетелей. Фидес становится одним из главныхперсонажейваллегорическойпоэмеАврелияПруденцияКлемента«Психомахия», в которой изображается грандиозная картина битвы добродетелейипороков.БогиняВерностьпредводительствуетгрознымвоинствомдобродетелей и в конечном итоге приводит его к победе. В поэме ФидесПруденция совпадает с Римской и символическим образом, и дружбой с Сoncordia(Богиней согласия). После победы Фидес обращается к победителям с призывомпостроить храм Христу: «жертвенник, дом высокий Христу460.
Современникамдолжна была быть ясно читаема аллюзия на храм Фидес, который был поставлен457Ricks S. D. Dexiosis and Dextrarum Iunctio: The Sacred Handclasp in the Classical and EarlyChristian orld. FAR S Review. № 18/1. 2006. P. 433.458Bovini G. La scene della 'dextrarum iunctio' nell'arte Cristiana // Bullettino della commissionearcheologica communale di Roma. № 72.
1946. P. 113-114.459Пруденций, Психомахия, 37. Пруденций К. А. Сочинения. / Пер. Шмарков Р. М.: Водолей,2012. С. 34.460Пруденций, Психомахия, 809-819. Там же. С. 53.159ей римским народом при царе Нуме. В отличие от древнеримской традиционнойФидес, ее христианизированная версия отличается воинственным характером.«Первой в поле спешит, к сомненному жребию битвы,Вера, готова на бой, взмятенная, в сельских одеждах,Наги плеча, власы нестрижены, длань беспокровна»461.Интерпретация верности менялось в античном обществе, и вместе с нимтрансформировался и образ богини Фидес. Она прошла долгий путь от языческойбогини до воплощения христианской добродетели. Неугасающий интерес ивостребованность древнеримской символики верности в христианской культуреподдерживает теорию британского историка Питера Брауна о том, что отличаясьвнутренне, внешне, языческая и христианская культуры были похожи, так как доIV в.
христиане и язычники воспитывались на одном античном наследии, ноинтерпретируя его по-разному462.Выводы по третьей главе:1.ХристианскаядревнеримскийкультураосознанноконцептицеленаправленноХристианеfides.заимствовалаподчеркивалисходстводревнеримской и христианской fides.
Христианская fides имеет то жеконцептуальное наполнение, что и римская: несколько коммуникантов, те жеэтапы развития прототипической ситуации. Однако изменение диспозицииуказываетнатрансформацию,котораязаключаетсявперестановкекоммуникаторов внутри концепта. Концепт верность в христианскомпониманииявляетсярекурсиейархаическогопластадревнеримскойверности, скорректированной греческой философией и древнеарамейскимирелигиозными установками.461Fides, agresti turbida cultu, nuda umeros, intonsa comas, exerta lacertos. Ps. 22-3Brown P. Power and Persuasion in Late Antiquity: Towards a Christian Empire.