Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Московский государственный лингвистический университет»(ФГБОУ ВО МГЛУ)На правах рукописиГоликова Мария СергеевнаТРАНСФОРМАЦИЯ ДРЕВНЕРИМСКОГО КОНЦЕПТА «ВЕРНОСТЬ»(FIDES)В КУЛЬТУРЕ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИСпециальность 24.00.01 – Теория и история культуры(философские науки)Диссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор исторических наук, профессорСоловьев Владимир МихайловичМосква – 2018ОГЛАВЛЕНИЕВведение………………………………………………..…………………….…….......3Глава I. Теоретико-методологические основы исследования концепта«верность»1.1.
Формирование основных теоретических подходов к интерпретации верностивкультурфилософскомаспекте:отпонятиякконцепту…………………………………………………………………….....…161.2. Диахроническоеразвитиеконцепта«верность»втеориидинамикикультуры…………………………………………………………………..…..….32Выводы по первой главе………………………………………………..………....….55Глава II. Трансформация древнеримского концепта «верность» в эпохупоздней Античности в контексте языческого мировоззрения2.1.
Концепт «верность» в ракурсе прототипической ситуации............…..……...562.2. Культурная репрезентация структурных трансформаций концепта fidesв эпоху принципата Августа …...………………….……………...…..…....…99Выводы по второй главе……………………………..…………………………...…120Глава III. Интерпретация древнеримского концепта «верность» в контекстекультуры раннего христианства как этап трансформационного процесса3.1. Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в христианскойадаптации…………...………….…………………………………………….....1223.2. Отражение христианского концепта «верность» (fides/πίστις) в социальнокультурных институтах поздней Античности ……...…………………..……150Выводы по третьей главе……………….………………………….…………….….160Заключение……………………………….…………………….….…….………….163Список литературы…………………………………………………..…….….…...171Приложения……………………………………………………….………..……….1971ВВЕДЕНИЕАктуальностьпроблемыисследованияобусловленаследующимифакторами.
Понятие верность рассматривается в современной философиикультуры прежде всего как морально-этическое свойство субъекта, егопреданностькому-либоиличему-либо,неизменностьвсвоихсловах,отношениях, в исполнении обязанностей, долга; в этом случае это понятиевыступает нравственной категорией и объектом анализа этики. Верностьрассматривается и в рамках гносеологии как ментально-гносеологическоеобразование–включеразныхкогнитивныхустановок,принциповсмыслообразования, ценностных категорий. Во многих культурах верностьявляется для человека данностью бытия и понимается учеными как объектонтологии.В античной и западно-европейской культуре феномен верности приобрелширокое значение, выполняя важнейшую роль в социуме – залога стабильностиобщественной жизни и духовного развития человека.
В настоящее время в наукепроисходит отход от традиционного толкования верности только как данности,присутствующей или отсутствующей в обществе; верность осознается в рамкахконцепта1, реализующегося в совокупности онтологического, гносеологическогои аксиологического уровней познания. Концепт верность – это результатцеленаправленной созидательной деятельности, который может быть подверженвлиянию различных культурных процессов и факторов, а также сам является ихпричиной.
Поэтому в настоящее время востребованными становятся ранее нерассматривавшиеся аспекты изучения концепта – в русле теории и историикультуры, в фокусе культурной динамики. Такой подход к теме может вскрытьновые закономерности во взаимодействии культурного целого и концептаверность.Концепт – это содержательная сторона знака, совокупность значений, опосредованныхпонятием, принадлежащая умственной, духовной и материальной сфере существованиячеловека, выработанная и закрепленная общественным опытом народа, имеющая в его жизниисторические корни, осмысляемая социально и субъективно.12В современной культурной действительности и в сфере научного анализаобращение к эпохе поздней Античности представляет особый интерес. Взападноевропейской цивилизации понимание верности под влиянием философиипостмодерна становится все более размытым и неопределенным.
Конфликтинтерпретации верности в европейской социокультурной и научной среде можнорассматривать как свидетельство нарушения межличностного и межкультурногодиалога, показатель неблагополучия в культурно-цивилизационном пространстве.Между тем возвращение к истокам европейской культуры, которая в течениепоследних столетий во многом определяла развитие разных народов мира,позволяет в новом ключе взглянуть на смысловую и практическую динамикуконцепта в контексте трансформаций поздней Античности. Именно римлянеосмыслили верность (fides) как основу государства, выразили в понятиях,которыми пользуются до сих пор представители социально-гуманитарныхдисциплин в разных странах мира.
В то же время анализ феномена верность –исследованиепереломноговремениимировоззренческогосдвига.Фундаментальный для римлян концепт «fides» заимствуется христианскимдискурсом.Античный материал дает возможность раскрыть закономерности ихарактеристики концепта, незаметные в синхронии, а сходные обстоятельствакультурной ситуации первых веков нашей эры образуют параллель ссовременнымиглобальнымиизменениямиевропейскойкультуры,делаяисследование трансформации древнеримского концепта верность актуальнымответом на запросы настоящего времени. В связи с этим внимание кпроблематике понятия верность, обретает немалую значимость, так каксоставление общей картины развития концепта способствует осознанию его местаи роли в современном мире.
Научно-теоретическая проблематика данногоисследования заключается в комплексе вопросов, связанных с динамикой иконцептуализацией верности в переломные эпохи. Новейший аналитическийаппарат философии культуры и культурологического познания дает возможностьрассмотрения поставленных вопросов.3Степень научной разработанности темы диссертации.
Начиная с эпохипоздней Античности и вплоть до XX века верность не являлась отдельнымобъектом научного анализа ни на Западе, ни в России, хотя постоянно возникала вракурсеисследованиясмежныхфилософскихпонятийипроблем(справедливости, доверия, морали, религии) (М. Бубер, Т. Гоббс, И. А. Ильин, Г.Марсель, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Н. С. Трубецкой, Д.
Юм).Теоретическизначимымидлянастоящегоисследованияявляютсяопределения верности в русле немецкой классической философии и немецкогоромантизма, которыми были заложены основные представления о значении иприроде объекта и субъекта верности (Г.
В. Ф. Гегель, Э. Кант, Ф. Шлейермахер,А. В. Шлегель, И. Г. Фихте). Такие «сквозные» определения и гипотезы врезультате привели к выделению верности как самостоятельного объектанаучного изыскания, заложили предпосылки и обозначили вектор дальнейшегоизучения.Идеи Дж. Ройса, изложенные им в Философии лояльности2, стали основойдля научной дискуссии, в результате которой, развиваясь и расширяясь,образовалось целое направление, объединяющее философов, которые исследуютверность в разных ракурсах. В русле философии верности с позиции морали иэтики верность рассматривали Х. А.
Блох, С. Брайан, М. Р. Конвитс, С. Келлер,Дж. Кляйниг, Дж. Дж. МакДермотт, Г. П. Флетчер, Проблематику характеристикиобъекта верности освещали в своих трудах: М. Барон, Дж. Ладд, А. Олденквист.Социокультурные аспекты понятия верность исследовали: Д. Гродзин, Дж.Кленси, Дж. Коннор, М. Хили, Р.
Е. Эвин.Параллельно, не пересекаясь с философией верности проходило изучениедревнеримского понятия fides (верность, доверие, вера) в русле классическойфилологии. В 1916 г. немецкий филолог-классик Э. Френкель в статье «Обистории слова fides», на основе масштабного лексического анализа, выявил2Книга «Philosophy of loyalty» не переведена на русский язык. В научной литературевстречаются разные варианты названия: «Философия лояльности», «Философия преданности»или «Философия верности».4конфликт между фундаментальной значимостью этого понятия для Античности инесовершенством современных научных представлений о нем. Выдвинутые имгипотезы послужили фундаментом для дальнейшего изучения древнеримскогопонятия верность в русле классической филологии и антиковедения (Р. Хайнц, П.Бояансе, Ж.
Фройбурже, С. Кальдероне, Дж. Халлегуарк, Х. Хампл, А.Пиганиоль).В дальнейшем появились работы, посвященные отдельнымрелигиозным,философским,социальнымаспектамэтогодревнеримскогопонятия, анализировались филологические аспекты употребления термина fides уантичных авторов. Однако изучения fides в поздней Античности до сих пор непроизводилось,хотяподчеркивалась(Д.Б.необходимостьБотте,К.такогоШтрекер).исследованиянеоднократноУзкоспециальныеаспектыдревнеримской fides в свете изучения родственных античных категорий,социальных институтов, литературного наследия отдельных авторов и источниковосвещали в своих работах: Э. Бенвенист, Д.
Барри, С. Дмитриев, Ж. Дюмезиль, З.А. Крук, С. Кальдероне, А. Кларк, Л. Ломбарди, Дж. Либешуйтс, А. Мейе, С.Парлей, В. Пешл, Д. К. А. Шоттер. Понятие fides анализировалось втеологическом ракурсе на материале источников периода раннего христианства(Э. Бруннер, Т. Морган, К. Штрекер). Важные аспекты концепта верностьзатрагиваются в смежных исследованиях понятий вера и доверие (Р.
С. Соломон,Ф. Фукуяма, Ф. Флорес).В поле современных научных изысканий в XXI в. превалируют дваисследовательскихнаправления.Представителипервого,впродолжениедискуссии Дж. Ройса и Дж. Ладда о характере объекта верность, рассматриваютширокий круг философских базовых проблем и этических вопросов, обсуждаяценность, границы понятия верность, его значимость для объединения людей идля интеграции в новую культуру, целесообразность и различные видыкультурной репрезентации: «множественная», «политическая», «потребительскаяверность» и др.
(Б. Герт, Ж. Графф, М. Р. Рутгерс, Е. Фелтен, Л. Янг). Другоенаправление, возникшее в последнее десятилетие, представлено рядом отдельныхработ, посвященных анализу верности в локальных культурах и конкретных5периодах истории в приложении к реальным историко-культурным эпохам иязыковым ареалам. П. Вудруфф (верность в древнегреческой традиции), К.Хиггинс (верность в конфуцианстве), Н. Бушманн, К. М. Борромаус-Мурр(верность в немецкой культуре), Л.
Р. Лаврентьева (верность в английскомязыке).Материалом для исследования послужили оригинальные тексты налатинском и древнегреческом языках языческих и христианских авторов I в. до н.э. – I в н.э.: сочинения Цицерона, Сенеки, Тита Ливия, Силия Италика, Тацита,Валерия Максима; I – II в. н. э.: Плиния Младшего, Авла Геллия, Геродиана; II –III в. н. э.: Тертуллиана, Евсевия Кесарийского, Киприана Карфагенского; III – IVв.
н. э.: Лактанция, Амвросия Медиоланского, Пруденция, Вегеция, Клавдиана,Аврелия Августина. Были привлечены данные ряда лексикографическихисточников и исторических документов посредством использования ресурсов иинформационных баз: Bibliotheca Teubneriana Latina (BTL), Loeb Classical Library,Oxford Latin dictionary (OLD), Perseus Digital Library, Thesaurus Linguae Latinae(TLL), Thesaurus Linguae Graecae (TLG).Объектом исследования выступает концепт верность в культурнодинамических процессах поздней Античности.Предметомисследованияявляютсязакономерностиразвитиядревнеримского концепта верность (fides) в культурном контексте указанногоцивилизационного ареала на примере латинских и древнегреческих источников.Цель данного диссертационного исследования состоит в раскрытиисодержательныххарактеристикконцептаверностьитрансформаций,происходящих с ним в переломную эпоху поздней Античности.Реализацияпоставленнойцелидостигаетсяпосредствомрешенияследующих задач:1)систематизировать базовые толкования и исходные принципы формированияконцептаверностьвконтекстепарадигмы;6современнойкультурфилософской2)рассмотреть основные теории и исследовательские подходы к интерпретациидиахронического развития концепта верность;3)провестианализсемантикидревнеримскогоконцептаверностьвдохристианскую эпоху для определения его структуры, характеристик ипроисходящих с ним процессов;4)соотнести полученные данные о семантической динамике концепта верностьс культурно-историческим пространством поздней Античности;5)выделить специфику концепта верность в раннехристианской культуре;6)проанализировать процесс реализации концепта верность в христианскомконтексте позднеантичной культуры.Теоретическойиметодологическойосновойдиссертационногоисследования являются фундаментальные идеи, принципы и научные позицииотечественныхпринципомизарубежныхисследованиясталфилософов.Базовымкультурфилософскимфилософско-антропологическийподходкпониманию культуры (Н.