Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 16
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
На данном этапе исследования мы можем предложить192Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс-Универс, 1995.C. 93.193Плавт, Два Менехма 571; 20; 291–304. Plautus T. M. Menaechmi. [Electronic resource] // TheLatin Library. URL: http://www.thelatinlibrary.com/plautus/menaechmi.shtml (accessed: 6.08.2015).194Heinze R. Fides // Hermes 1929.
64. №1. S. 140-166.195Freyburger G. Fides: étude sémantique et réligieuse depuis les origines jusqu’a l’époqueaugustéenne. Paris: Les elles Lettres, 1986. P. 199.73ввести понятие «векторная направленность» в рамках субъектно-объектныхотношений для определения направления, источника передачи fides-сущности.Fides в архаическом древнеримском ракурсе представляется как обладаниепредметом / сущностью, который обеспечивает «притягательность» данногоагенса-обладателя для других коммуникаторов в роли объекта для размещения ихдоверия. Т.е. fides – это «кредит доверия», который предоставляется враспоряжение другому и является для других людей гарантией того, что носителюfides можно доверять.По определению Э. Бенвениста, fides - это «качество, которым обладаетличность, вызывающая доверие к себе и оказывающая покровительство тому, ктодоверяет ей»196.
Природа этого качества с трудом поддается определению. Ф.Виакер рассматривал fides как магическую власть, силу, которой обладал человекво власти над другими людьми197. Это может быть и неодушевленный предмет,вещь, документ как таковой или являющийся собственностью держателя fides:sponsio (спонсия)198, cautio (гарантия), fideiussio (ручательство), договор,обязательство, подписанная бумага, слово, обещание. Сам предмет являетсягарантией в силу присущего ему качества обладать и внушать доверие.В ракурсе вышеописанного механизма действия fides, вера и довериеявляются близкими родственными понятиями. В древности считалось, что fidesявляется абстрактным именем, содержательно соответствующим глаголу другогокорня – credo, который переводится как «верить»199.
Именно в этом значении fidesбыла близка к словам, образованным от индоевропейского корня *kred, вчастности, к латинскому credo «верю». Согласно этимологическим исследованиямЭ.Бенвениста,корень*kredимеетзначение«актдоверияк(Богу),предполагающий вознаграждение» (в виде благодеяния, оказываемого божеством196Бенвенист Э. Там же. C. 93.Wieacker F. Bodenheimer E.
Foundations of European Legal Culture // The American Journal ofComparative Law. 1990. Vol. 38. № 1. P. 21.198Спонсия (от лат. sponsio, обязательство) – торжественное обещание, клятва.199Meillet A. Ibid. P. 215-218.19774верующему)200. Именно этот корень обнаруживается в credo, он обозначает«магическую силу» в человеке, от которого какое-либо лицо ожидает защиты всилу своей веры в него. Архаическое значение у римлян вышло из сферырелигиозной иперешлона социальнуюкоммуникацию, сохраняясвоихарактеристики.Латинское credere, родственное по своей семантической структуре с fides, вархаическую эпоху имеет c ней принципиальные различия. В глаголе «верить»превалирует значение субъективного действия, концентрации на процесседоверия, в то время как объект его веры и его характеристики не имеютпринципиальногозначения.Вархаическуюэпохуразвитиялексемы,образованные от корня *cred, имеют более низкую аксиологическую оценку, чемfides.Лексемы:credulus(легковерный,доверчивый,склонныйверить,принимаемый на веру), credulitas (легковерие, доверчивость) – имеют значениененадежности и предположения, не базирующегося на твердом доказательстве, вотличие от fides, которая обладает семантикой «обоснованного доверия», наличиянекоего гаранта, основания, рационального и полезного действия.Итак, прототипическая ситуация концептаверность развивается вментальном пространстве, которое разделяется между коммуникантами на двесемиотические сферы «влияния» – субъекта и объекта.II.
Договорпроцессобменаматериальном–это второй этап реализации ситуации «верность», в которомдоверием/верностьюуровне.Хотяотражаетсяимпульсомверностиуженаявляетсяфизическом,«доверие»,непосредственно «договор» – момент начала коммуникации. Fides имплицитновключает в себя значение «договор» – это не просто чувство «верность» или«доверие», но строго установленные отношения, что позволяет юридическирегулировать и следить за соблюдением верности в правовом поле.
Дляобозначения союза, основанного на принципах fides, используется лексема foedus200Бенвенист Э. Там же. C. 75.75201 202, . На основе словарной базы «Thesaurus Linguae Latinae» выделяютсяследующие значения203:I. Соглашения / договоры между людьми:1) общественные: между патрициями и плебеями, между другими народами;2) частные: после ссоры, тяжбы, для каких-либо необходимых действий(товарищество, заговор, консенсус, согласие), в любви или браке, дружбе,гостеприимстве, между коллегами.II. Между вещами: природный союз между природой и вещью в рамках общегомиропорядка и космогонии, между различными предметами.Суть взаимосвязи fides и foedus вывел Ж.
Фройбурже «foedus означает, чтоfides дана и принята»204.На основе материала текстов, выделены типичные коммуниканты ситуацииfides, которые в силу характерных признаков, векторной направленностидействий разделены на две группы: субъект (доминантная позиция) и объект(рецессивная позиция) (Таблица № 3).Положение Дж. Лакоффа и М. Джонсона о принципиальном каузальномхарактере ситуации подводит к необходимости определить цель коммуникациимежду субъектом и объектом. Э. Френкель интерпретировал fides как гарантиюдействия205. Fides-сущность является залогом-доказательством, на которыйкоммуникант может положиться и верить в то, что впоследствии события будутпроисходить по запланированному сценарию.201Варрон, О сельском хозяйстве, II, 4. Varro.
Rerum Rusticarum de agri cultura. [Electronicresource] // The Latin Library. URL: http://www.thelatinlibrary.com/varro.rr2.html (accessed:6.12..2016).202Согласно последним работам по изучению слова foedus (Gladhill B. Rethinking RomanAlliance: A Study in Poetics and Society. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2016.P. 36-42.), оно не является этимологически родственным fides, но античные писатели (Варрон,Цицерон) считали, что эти понятия связаны. Так как настоящая работа ставит целью раскрытиеаутентичных представлений античной культуры, foedus включено в сферу исследования.203Fraenkel E.
Fides / Thesaurus Linguae Latinae, Bd. VI, 1927. S. 66l - 691.204Freyburger G. I id. P. 82: «foedus = fides data et accepta».205Fraenkel E. Zur Geschichte des Wortes „fides“ // Rheinisches useum. 1916. LXXI. P. 187-199.76Таблица № 3Семантическое поле концепта «верность» в ракурсе субъектно-объектныхотношений договора206.Коммуникант АКоммуникант В(доминантная позиция)(рецессивная позиция)libertus (вольноотпущенник)patronus (патрон)cliens (клиент)patronus (патрон)dominus (господин)amicus (друг)Взаимныеобязательстваservus (раб)amicus (друг)pater (отец)familia (семья)pater (отец)filius (сын)respublica (государство)socius (союзник)Обязанности сторонуважение;демонстрацияблаговоления;поддержка.дары;жертвоприношения;регулярные консультации.Какое именно действие ожидалось от коммуникации в рамках ситуацииfides? Древнейшие примеры употребления термина fides (на вотивных предметах,в коммедиях Плавта и Теренция) – это выражения экскламативного характера,сакральные формулы, произносимые перед тем, как попросить помощи у богов.Человек взывает к fides, которой обладают боги, как к некой гарантии.
Вусеченной форме fides сокращается до простой просьбы о помощи: «Прошу!». О206Таблица составлена на базе данных Perseus Digital Library. Search Tools [Electronic resource] //URL:http://www.perseus.tufts.edu/hopper/morph?l=Patronus&la=la#lexiconhttp://www.perseus.tufts.edu/hopper/morph?l=Cliens&la=la#lexiconа(accessed:6.05.2014);Информации, предоставленной в исследовании Lintott A.W.
Patronus. [Electronic resource] //rill’s New Pauly, Antiquity volumes. / ed. Cancik H., Schneider H. URL:http://dx.doi.org/10.1163/1574-9347_bnp_e910210 (accessed: 29.08.16).77чем просит один из коммуникаторов? Общая выборка текстов в ракурсекаузальности действия выявляет превалирующие значения «защита», «протекция»и «помощь»207.Основной характеристикой этапа «договор» в древнейших текстах является«покровительство». Fides обозначает защиту, протекцию старшего и подчинениемладшего.
Семы «протекция» и «послушание» также делятся на безграничныйряд компонентов, зависящих от запроса и актуальности в конкретный моменттемпоральной реализации. Превалирует протекция, которая реализуется в видезащиты, помощи, источника благ. Бенефициарий оказывает ее реципиенту,который, в свою очередь, обязан повиноваться, чтить покровителя – такимобразом,реализуютсяподчинялисьвзаимовыгодныеРиму-завоевателюподотношения.формулировкойЗавоеванные«поднародыверность, подзащиту»208.На данном этапе развития субъект верности находится на доминирующейпозиции, он обладает fides, он является «патроном», он обеспечивает верностьсвоим клиентам. Коммуниканты ситуации имеют разную статусную значимость,они неравноправны и неравнозначны друг другу.
С. Кальдероне полагает, чтоглавной характерной чертой fides является неравенство партнеров209. «Верностьсвоему слову», «репутация», «постоянство», «ответственность» и «надежность»–определения, принадлежащие семиотическому полю микроконцепта «патрон».Концентрация первичного доверия на стороне одного из коммуникаторов иего доминирующая позиция показывают неравнозначность отношений вситуации fides.
Особенность древнеримского концепта верность заключается втом,чтосубъектверностиобладателя/источника/трансляторавлогически207силусвоегопревалируетнадстатусавторымТипичный пример: Плавт, Шкатулка 692: Iuno Lucina, tuam fidem! Юнона, помоги мне!Plautus.Cistellaria.[Electronicresource]//TheLatinLibrary.URL:http://www.thelatinlibrary.com/plautus/cistellaria.shtml (accessed: 6.05.2014).208Dmitriev S. The Greek Slogan of Freedom and Early Roman Politics in Greece . OUP USA, 2011.P. 437, 438.209Calderone S. ΠΙΣΤΙΣ—FIDES: Ricerche di storia e diritto internazionale nell' antichità. Rome:Tipografia S.