Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
84.125Koselleck R. Richtlinien für das Lexikon politisch-sozialer Begriffe der Neuzeit // Archiv fürBegriffsgeschichte. 1972. Bd. 5. S. 86.126Koselleck R. On the History of Concepts and Concept of History //Disseminating German Tradition:The Thyssen Lectures, ed. Diner D., Zimmermann M. Leipzig: Leipziger Universitätsverlag , 2009. P.48исторической, культурной действительностью (реальностью) и имеют рядхарактерных признаков:сочетают опыт и ожидание таким образом, что становятся обязательными длялюбой формы выражения наиболее важных аспектов данного времени;исключительно сложно организованы – они всегда спорны;встроены в язык социального взаимодействия127.Понятие живет в слове, но в то же время оно больше, чем слово.
Такимобразом, между понятием и словом существует некий пласт смыслов, которыйотражается только на уровне интерпретации: «Значения слов могут быть точноопределены, тогда как понятия можно только интерпретировать»128.Важность «базовых понятий» раскрывается в их значении для постижениякультуры и окружающей действительности, так как они рассматриваются как«индикаторы реального исторического процесса, и как его действующиефакторы»129. В связи с этим, анализ понятия должен проходить в тесной привязкек конкретному контексту, но в то же время не ограничиваясь исключительнотекстологическим или лингвистическим аспектами, поскольку «существуюттакже внеязыковые, доязыковые и послеязыковые элементы любого действия,которые ведут к истории.
Они основаны на элементарных – географических,биологических и зоологических – условиях, которые все вместе влияют черезчеловеческую конституцию на общественные события. Эти доязыковые данности,43. Цит. по: McMahon D.M., Moyn S. Rethinking Modern European Intellectual History.
OUP USA,2014. P. 84.127Koselleck R. A response to comments on the Geschichtliche Grundbegriffe // New Studies onegriffsgeschishte №15. (The meaning of historical terms and concepts). 1996. S. 64.128Koselleck R. Richtlinien für das Lexikon politisch-sozialer egriffe der Neuzeit // ArchivfürBegriffsgeschichte, 1967, 11 (1). S. 86.
Цит. по: Диалог со временем. Альманах интеллектуальнойфилософии. М.: ИВИ, 2015. URL: http://roii.ru/dialogue/roii-dialogue-50.pdf (дата обращения12.03.2016).129Koselleck R. Einleitung. / Koselleck К., Conze W., Brunner O. Geschichtliche Grundbegriffe.Historisches Lexikon zur politisch-sozialen Sprache in Deutschland. Bd. 1.
Stuttgart: Klett-Cotta,1972. S. 14.49однако, схвачены людьми при помощи языка и преобразованы в конкретную речь,которой они передают действия и заботы»130.Разработанная Р. Козеллеком теория и методология диахроническогоанализа является целесообразной и соответствующей специфике нашегоисследования концепта, который определяется и формируется в культуре, преждевсего, при помощи понятий. Новизна его научного подхода обусловлена идеей,что именно многозначность и спорность понятия, анализ его трансформаций иизменений может гораздо более достоверно и полномасштабно описать его.Методология Р. Козеллека заключается в том, что он фиксирует различия иотклонения от нормы и таким способом находит концептуальную структуру.Понятие, в интерпретации Р. Козеллека – это фиксация когниции.Концептуальные изменения похожи на непрерывное импульсное движение.Первым появляется смысл, который находится в нерасторжимой связи сдействительностью, затем меняется словесноевыражение.Главная цельисследования – уловить «зазоры» между пониманием концепта и его выражениемв конкретной словоформе или реальном выражении.Центральным в позиции Р.
Козеллека является тезис о том, что языквыступает как индикатор культурно-исторических событий, но одновременно икак фактор131. Школа истории понятий соединяет в себе историческое икультурное исследование, основанное на исторической семантике термина.Исследования в этой областианализируют явление через призму егоэтимологических изменений, современной ему культуры и системы ценностей,концептуальногоилингвистическогоанализа.Применениеметодологии«Истории понятий» является актуальным направлением культурологическихисследований132.130Koselleck R.
Socialgeschichte und Begriffsgeschichte / Koselleck R. Historische Semantik undBegriffsgeschichte, Stuttgart, 1979. S. 95.131Koselleck R. Futures Past: On the Semantics of Historical Time. Columbia University Press, 2004.P. 86.132Melching W. Main Trends in Cultural History: Ten Essays.
Amsterdam: Rodopi, 1994. P. 7-15.50Диахронический анализ с позиций Истории Понятий. Методология школыистории понятий направлена на анализ того, что Р. Козеллек обозначил как«темпоральная структура понятия». Для достижения этой цели используетсямеждисциплинарный подход, комбинирующий различные методы в зависимостиотспецификиизучаемыхконцептов.Особенностямиметодологииконцептуальных изменений Р.
Козеллека являются следующие моменты:внимание к нюансам;внимание к изменению интереса;деконтекстуализация и реконтекстуализация, переход от внутреннегоабстрактного содержания к культурно-историческому контексту;фиксирование последствий теоретических изменений на практике133.Процедура анализа проходит в несколько этапов. «Слова прочитываются вих социальном и политическом контексте, имевшем место в прошлом, затеминтерпретируются взаимоотношения слова и предмета или факта и, наконец,формулируется историко-понятийный вывод»134.Настадиимикроанализаосуществляетсяанализвнутреннейконцептуальной структуры понятия/концепта, которая анализируется на разныхстадияхтрансформациивракурсеаспектов:раньше/позже,внутри/вне,поверхностный слой/глубокий слой. Стадии трансформации, выделяемые черезпризму анализа:1)Тематизация.
На начальном этапе исследования изучаемому понятию должнобыть дано определение, либо, если это затруднительно, следует описать егохарактеристики и сферу употребления. Это не определяет концепт, однакоявляется точкой, от которой проводятся дальнейшие измерения; моментом,которыйраскрываетпроблематику.Производитсяреконструкцияноминативного и семантического поля концепта.133Palonen K. An Application of Conceptual History to Itself: From Method to Theory in ReinhartKoselleck’s egriffsgeschichte // Redescriptions Year ook of Political Thought and ConceptualHistory, 1997, Vol.
1. P. 48.134Словарь основных исторических понятий: Избранные статьи в 2-х т. / Пер. с немецкого К.Левинсон; сост. Ю. Зарецкий, К. Левинсон, И. Ширле; научн. ред. перевода Ю. Арнаутова. М.:Новое литературное обозрение, 2014. С. 34.512)Формация. Выделяются новые значения определенного диахроническогосреза в ракурсе ономасиологических и семасеологических трансформаций,производится формирование концептуального поля.3)Интерпретация. Исследовательский ракурс фокусируется на определениях итолкованиях концепта. Внимание уделяется поиску в культурном тексте«конфликта интерпретации», который служит сигналом об измененииконцептуальной структуры понятия.4)На этапе модификации – фиксируются фактические результаты измененияконцепта и отражение внутренних процессов трансформации в культуре.Диахроническоеразвитиепроисходитнауровнеязыка(слова)ивнутреннего содержания концепта.
Культура более динамична, изменения в нейпроисходят быстрее, чем в языке. Язык более консервативен. Он фиксируетсдвиги, происходящие в культуре, позднее и удерживает их в себе дольше,поэтому семасиологический подход получает в нашей работе приоритет.«Ономасиологический аспект, то есть инвентаризация всех наименований длязаданного предмета, присутствует лишь постольку, поскольку соседствующиенаименования и синонимы демонстрируют историческое разнообразие илипоскольку вновь возникающие и утверждающиеся наименования служатпоказателем социальных и политических изменений»135.Следующим этапом протокола диахронического анализа концепта культурыявляется стадия макроанализа, на котором проходит исследование отражениявыявленной структуры в социокультурной реальности.
Репрезентация изучаемогоконцепта в социальных институтах, исторических процессах, в культурном фоне.В русле методологии школы истории понятий, мы можем проследить внутренниетрансформациичерезотношениямеждунепосредственноконцептомиреальностью (состоянием, Zustand). Согласно немецкому исследователю Х.135Словарь основных исторических понятий: Избранные статьи в 2-х т. / Пер. с немецкого К.Левинсон; сост. Ю.
Зарецкий, К. Левинсон, И. Ширле, научн. ред. перевода Ю. Арнаутова. Т. I.М.: Новое литературное обозрение, 2014. С.36.52Шультцу, непосредственно занимавшемуся этой проблемой, возможны четыреварианта развития таких отношений:1)состояние и концепт совпадают, находятся в стабильном положении;2)состояние и концепт меняются одновременно;3)реальность не меняется вслед за изменением переменной концепта;4)реальность изменяется при стабильном состоянии концепта136.К пласту диахронии принадлежит более общее выражение деятельности:события религиозного, социального, политического контекста, географические иантропологические категории, нелингвистические структуры137.Реализация стадии макроанализа в настоящем исследовании будетосложнена спецификой культурного контекста. В фокусе внимания – сложнаяэпоха культурной и мировоззренческой трансформации поздней Античности.
Помнению историка-антиковеда Н. Н. Болгова: «поздняя Античность III – VI вв.представляется если не в полной мере самостоятельной цивилизацией, то, покрайней мере, субцивилизацией»138. Многие авторы называют исследуемыйпериод переломным и определяющим для становления и дальнейшего развитиякультуры Европы139. Трансформация – это особый вид культурных изменений:модернизация ее отдельных элементов (прогресс или регресс вплоть до ихисчезновения). Однако эти изменения отличаются от эволюционных тем, что приизменении содержания, структура остается прежней.
По словам ЙоханнесаХельмрата,одногоизруководителей136междисциплинарногопроектаприКозеллек. Р. К вопросу о темпоральных структурах // История понятий, история дискурса,история метафор / Ред. Бёдекер Х.Э. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 23.137Harfensteller J.C. Koselleck applied: contributions of the distinction between language and action tothe study of social concepts / Panel Presentation for the workshop panel «The Sediments of History:Language and Time in the International Perception of Reinhart Koselleck» at the The 10th AnnualInternational Conference on Conceptual History Istanbul, Turkey, August 30-September 2, 2007.[Electronicresource]//URL:https://www.academia.edu/865457/Koselleck_applied_contributions_of_the_distinction_between_language_and_action_to_the_study_of_social_concepts (accessed 17.07.2015).138Бологов Н.