Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Fides: étude sémantique et réligieuse depuis les origines jusqu’a l’époqueaugustéenne. Paris: Les elles Lettres, 1986. – 361 p.155Piganiol A. Venire in Fidem // Revue international des droits de l'antiquite, № 5, 1950. P. 345-347.156Perley S. M. Fides Romana: Aspects of fides in Roman diplomatic relations during the conquest ofIberia (Thesis, Master of Arts). University of Otago. 2012. [Electronic resource] // URL:http://hdl.handle.net/10523/2352 (accessed: 12.06.2014).
P.1.157Hampl F. Stoische Staatsethik und frühes Rom. / Das Staatdenken der R mer, y Richard Klein,116-142. Damstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1973. P. 121-22.158Barton C. The Price of Peace at Rome // War and Peace in the Ancient World . ed. Raaflaub K.A.,Malden, MA: Blackwell Publishing, 2007. P. 251.159Флиер А. Я. Культурология как научная парадигма. [Электронный ресурс] // Культуракультуры.
2015. № 2. URL: http://cult-cult.ru/cultural-studies-as-a-research-paradigm/. (датаобращения: 28.04.2017).160Таблица частотности – см. Приложение № 2.1.58распространенным контекстом использования этого термина. Политическиедеятели Рима поздней Республики и Империи пытались показать, что онисовершают поступки (иногда предательство) исключительно из принципа,руководствуясь fides161 Такое употребление fides указывает на то, что самисовременники понимали, о чем идет речь. Как выразился П. А. Брант, «люди неапеллируют к стандартам, которые никто не соблюдает, и лицемерие не нужнотам, где нет добродетели»162. По мнению Й.
Х. Тиля, такое частое употреблениеотражает если не реальное присутствие добродетели верность в обществе, то еевысокую аксиологическую оценку: «Внимание [к таким добродетелям, как fides]доказывает, что подобный народ понимает ценность этих добродетелей (это чтото значит, но не слишком много), но не доказывает, что данный народ обладаетэтими добродетелями или проявляет их в большей мере, чем другие народы»163.Соглашаясь с вышеизложенной позицией, а также на основе проведенного врамках данного исследования контент-анализа, приходим к выводу о широкомупотребленииифункционированииfidesкакфакторакультурногосамоопределения, вне зависимости от того, как и в каких целях римлянеиспользовали это понятие164.Контекстуальное поле, в котором употребляется fides в античныхисточниках, весьма широкохудожественного165.
На базе источников исторического, культового исодержания,эпиграфическихданных,изображений,художественных артефактов, культовых вотивных предметов (различные вещи,161Barry J. M. Fides in Julius Caesar’s ellum Civile: A Study in Roman Political Ideology at theClose of the Republican Era. Dissertation submitted to the Faculty of the Graduate School of theUniversity of Maryland, College Park, in partial fulfillment of the requirements for the degree ofDoctorofPhilosophy.2005.[Electronicresource]//URL:http://drum.lib.umd.edu/bitstream/handle/1903/3213/umi-umd-3037.pdf;sequence=1(accessed:5.05.2014).162Brunt P. A. Amicitia in the Late Roman Republic // Proceedings of the Cambridge PhilologicalSociety. 1965.
Vol. 191. P. 19.163Thiel J. H. Punica Fides // Studies in Ancient History. Amsterdam: J. C. Gieben, 1994. P. 131.164См. Приложение № 2.165Подробнее см. статью: Голикова М.С. Феномен верности в древнеримском обществе //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Философскиепроблемы культуры XXI века. Выпуск 11 (590). Серия Философия и культурология .М.: ИПКМГЛУ «Рема», 2010. С. 145.59приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какоголибо желания, обычно с надписями) можно выделить следующие основные сферыиспользования:- социальная а) внутригосударственные дела: верность граждан - fides quiritium;сената - fides senatus, магистрата - fides magistratus; верность народа - fides publica;верность в юридических вопросах: надежность свидетеля - fides testis; верностьвоенная - fides militum;b) в международных отношениях верность по отношению к капитулировавшим ипринятым под защиту - deditio in fidem, верность гостеприимству – fides hospitii;с) межличностные отношения: верность в дружбе - fides amicitiae, верностьсупружеская – foedus matrimonii).- культовая (Fides – древнеримская богиня верности, покровительница союзов,договоров и клятв, которая помогала соблюдать данные обещания и следила за ихисполнением.
Сфера ее деятельности не ограничивалась исключительногосударственными и общественными делами, она также могла помочь и в личныхделах, оказывая покровительство тем, кто следовал своим обещаниям, защищаяих от козней и от ущерба, который могли принести люди, нарушающиедоговоренности)166.Исходя из приведенного общего внетемпорального обзора, мы можемзаключить, что fides в древнем Риме была не только объектом области идей, но исоциальнымикультурно-религиознымпонятием,являласьобъектомконцептуализации и гносеологической рефлексии.
Социальная и культурнаязначимость fides и ее многозначность дают основание считать ее «базовымпонятием» в определении Р. Козеллека, так как fides подпадает под критерии рядадефиниционных кластеров: «понятия, связанные с государственным строем»,«ключевое166слово,относящиесякполитическому,Голикова М.С. Там же. С. 146.60экономическомуиобщественному устройству», «понятия, претендующие на теоретическую роль, втом числе принадлежащие различным идеологиям»167.Широкая актуализация fides в разных сферах бытия раскрывает ее значениекак важного элемента культуры античного Рима, выполняющего культурныефункции168.Адаптационная функция. Верность обеспечивает приспособление человека кокружающей среде.
Делает древнеримское общество более сплоченным дляпреодоления внешних угроз.Коммуникативная функция. Fides являлась важнейшим понятием в процессекоммуникации, которое обеспечивало доверие, константность и прочностьсоциальных связей как между самими римлянами, так и регулировалоотношения между римлянами-завоевателями и завоеванными народами.Интегративная функция. Через понятие fides римляне включались вкоммуникацию с сопредельными народами и культурами и распространялисобственную культуру.Функция социализации. Посредством fides в социокультурное поле древнегоРима входили новые члены общества – клиенты.Информационная функция. Культ богини Fides служил зашифрованныммеханизмом передачи культурной информации из поколения в поколение втечение столетий.Данный вывод о культурной значимости понятия fides не предполагаетчетких временных рамок и основывается на источниках как архаических, так иболее поздних эпох: принципата и домината.
Временные границы периода,называемогоисследование«поздняяАнтичность»,концептуальныхтожедовольнотрансформацийусловны169.требуетболееОднакочеткойтемпоральной локализации. В русле методологии концептуальных изменений167Словарь основных исторических понятий. Избранные статьи в 2-х т. / сост. Зарецкий Ю.,Левинсон К., Ширле И. Т. I. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 24.168Примеры культурных функций концепта верность см. Приложение № 3.169Garnsey P., Humfress C. The Evolution of the Late Antique World. Cambridge: Orchard Academic,2001.
P. 1-8.61важно определить временной срез диахронического анализа исследования(Sattelzeit) – «кризисное время» (кризисный момент/переломный период), вкоторомпроисходиттрансформацияконцепта.Первичноеопределениетемпоральных границ представляется затруднительным, так как мы сталкиваемсяс основной проблемой фиксации концептуальных изменений: они могутпротекать, в то время как словарное выражение и даже смысловые значенияконцепта могут оставаться неизменными. Поэтому на стадии первичногоопределения опираемся на факты, которые могут косвенно указывать наконцептуальные изменения.В настоящей работе за исходную временную точку диахроническогоанализа взята эпоха принципата по трем причинам.
Во-первых, это время – началомасштабного сдвига культурных и духовных парадигм, которые отразились наряде социальных и философских структур; эта эпоха в полной мере может бытьназвана словами Р. Козеллека «переломным моментом». Снижение активностиидеологии fides приходится на период конца Республики и ранней Империи.Сложный и кровавый для Рима период гражданских войн (40 – 30-е гг. I в. дон.э.), когда в течение полувека все римское государство переживает тяжелейшиепотрясения, можно определить как кризис идеологии fides.