Диссертация (Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности". PDF-файл из архива "Трансформация древнеримского концепта «верность» (fides) в культуре поздней античности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГЛУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГЛУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Н. Поздняя античность: история и культура. / Учебное пособие для студентовисторических факультетов. Белгород: Издательство Белгородского государственногоуниверситета, 2009. С. 6.139White L. T. The Transformation of the Roman World: Gibbon's Problem After Two CenturiesUniversity of California Press, 1966. P. 321.53Берлинском Гумбольтовском университете, по изучению «трансформацииАнтичности»(TansformationenAntike)140,derиспользованиетермина«трансформация» позволяет теоретически охватить момент перцепции античногонаследия и перерождения его в новые формы.
Трансформация происходит припереосмыслении,изменении,перемещении,новойкомпоновке,деконтекстуализации элементов античной культуры141.Трансформациикультуры–сложныйматериалдляреализацииисследовательских задач, в то же время они являются особенно важными дляраскрытиясущностиконцептуальныхизменений.Черезмировоззренческих сдвигов, происходит постижениепереход,эпохухарактера динамикикультурных процессов. Немецкий философ К.
Т. Ясперс указывал напринципиальную важность таких периодов для культуры: «величайшие явления вобласти духа в качестве перехода суть одновременно завершение и начало. Онисоставляют промежуточную стадию, нечто только на данном историческом этапеизначально истинное, чей образ неотвратимо остается в памяти людей, хотя ниповторен, ни воспроизведен быть не может.
Величие человека, по-видимому,обусловлено подобным переходом. Следовательно, основная черта историисостоит в следующем: она есть только переход»142. Русский мыслитель Н. Бердяевписал: «чтобы понять судьбу культуры, нужно рассматривать ее динамически<…>.
Культура есть живой процесс»143. Таким образом, намеченная областьисследования концепта верность в ракурсе античного понятия fides представляетинтерес в двух аспектах: как постижение сущности концепта верность, и какштрих, дополняющий общую картину культуры поздней Античности.140Medien und Sprachen humanistischer Geschichtsschreibung / Helmrath Hg. von J., SchirrmeisterA., Schlelein, S. Ser. «Transformationen der Antike». d. 11. erlin-N.Y.: Walter de Gruyter, 2009. S.2.141Böhme H. Transformation .
Einladung zur Transformation // Transformation - Ein Konzept zurErforschung kulturellen andels. Ed. hme, H., ergemann L. ünchen: ilhelm Fink, 2011. S.7.142Ясперс К. Т. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 252-253.143Бердяев Н.
А. Смысл истории. М.: Канон, 2002. C. 208.54Выводы по первой главе:В первой главе настоящего исследования на основе изучения научнойлитературы по данной проблеме и анализа основных философских позицийразработаны его теоретико-методологические основы:1.Верность – концепт культуры, многозначный и сложноструктурный,имеющий как постоянные, так и изменчивые характеристики, является«кластерным», то есть тесно связанным с другими понятиями и концептами иимеющим ряд субконцептов в своем составе, специфика которых влияет нанего непосредственно. Наряду с изменяющимися параметрами, он имеетосновные сущностные черты: субъектно-объектный стержень. Субъектверности – это действующая сторона, источник или первоисточникверности, имеющий активный характер, объект – это пассивная сторона,реципиент, принимающий верность, или то, на что направлена верность.2.Культура как антропоцентрический процесс и ее динамика являютсяопределяющимифакторамиреализующегосявдляфилософскойсуществованияконцептаинтерпретации,верность,межличностнойикультурной коммуникации.
Концепт верность аккумулирует в себе разныеисторико-культурные пласты, и древнеримский концепт fides являетсячастьюобщегопроцессакультурныхизменений.Концентрациянадиахроническом развитии определяет дальнейшую методику исследования всовокупности параметров внутреннего содержания в соотнесении скультурным фоном, для раскрытия структурно-функционального значенияконцепта в культурно-историческом контексте.55Глава II. ТРАНСФОРМАЦИЯ ДРЕВНЕРИМСКОГО КОНЦЕПТА«ВЕРНОСТЬ» В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИВ КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОГО ЯЗЫЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ2.1 . Концепт «верность» в ракурсе прототипической ситуацииКонцепт «древнеримская верность». Определение, описание, употребление.СогласнопостулатамшколыИсториипонятий,анализконцептуальныхтрансформаций должен начаться с «определения предмета изучения, описания егоосновных характеристик и очерчивания сферы его употребления» к моменту«переломного времени»144.
Эта базовая информация является точкой, от которойпроводятся последующие измерения диахронии концепта.«Главным выражением понятия « “преданность, верность” – наиболееобщим и одновременно наиболее четко выражающим его сущность в западноминдоевропейском ареале – является латинское слово fides»145. В исследованиях,посвященных Античности, понятию fides даются следующие определения,подчеркивающие его принципиальное значение и широкую функциональность вдревнеримском обществе. «С древних времен до начала принципата fides являетсяцентральным понятием римской жизни и мысли.
Все виды взаимоотношений исоюзов между Римом и другими соседними народами, а также богамипроисходили через связи, которые определяет fides»146. «Fides – понятие, котороестоит в центре политического, социального и правового устройства Рима. Сверностью сопрягались другие римские главные добродетели.
Она являетсяключевым понятием для римской системы морали»147. «Добродетель fides всегдабыла очень большой ценностью в Риме. На самом деле, в каком-то смысле это144Koselleck, R. Historische Semantik und Begriffsgeschichte. Stuttgart: Klett-Cotta, 1979. S. 8.Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс - Универс.,1995. С.
91.146Becker C. Fides // Reallexikon für Antike, 1968, VII, S. 801.147Pöschl V. Politische Wertbegriffe in Rom, Antike und. Abendland 26, 1980. S.3.14556краеугольный камень римской морали»148. П. Бояансе полагал, что fides – это идеяморали и остаток древнего индоевропейского сознания, который повлиял наримскую общественную структуру. Однако именно в рамках римской культуры,которая выбрала fides как основу социальной жизни, идея верности быласформулирована и понята с особой ясностью и идеализацией149.Объем материалов, в которых используется термин fides, огромен иохватывает значительный период времени.
Введение понятия верность вгосударственный, политический и религиозный дискурсы можно датировать VIIв. до н. э., когда царь Нума проводил реформы, согласно которым fides сталаосновой социальной жизни, и утвердил культ богини Фидес (Верность), введя ее впантеон почитаемых римских божеств150. Адаптация понятия верность кзаконодательному контексту – это достижение римской культуры.«Римляне классического периода считали верность в государственных ичастныхделахподлиннодревнеримскойдобродетелью,которойчастовосхищались соседние народы»151.
Римский писатель Валерий Максим (I в. н.э.)подчеркивает,что:«Верность…самыйизвестныйзалогчеловеческогообщежительства…она всегда имела силу в нашем государстве, и все народы эточувствовали»152. Эпический поэт Силий Италик (I в.н.э.) называет римлян«славный верностью род священный»153. Насколько эти и другие источники,свидетельствующиедействительность,овважностиираспространенностинаучнойлитературеfides,существуютотражаютдиаметральнопротивоположные мнения.
Популярная точка зрения (ее придерживаются Ж.148Liebeschuetz J. H. W. G. Continuity and Change in Roman Religion, Oxford: Oxford UniversityPress, 1979. P. 175.149Boyance P. Les Romains, peuple de la fides // ulletin de l’Association uillaume ude. - Suppl.Lettres d’humanite. Paris. 1964. № XXIII.
P. 91.150Тит Ливий, История 1, 21, 1. [Electronic resource] // Livius T. Ab urbe condita URL:http://www.thelatinlibrary.com/livy/liv.1.shtml#21 (accessed: 18.05.2014).151Otto W. Fides // Pauly- issowa, Paulys Realencyclopädie der Altertumwissenschaft, vol. 6.2,Stuttgart, 1909. S. 2281.152Валерий Максим, Достопамятные деяния и изречения VI, 6. / Пер. Алексеев И. СПб.: 1772. С.177-178. // Valerius Maximus. Factorvm et dictorvm memorabilivm. [Electronic resource] // The LatinLibrary.
URL: http://www.thelatinlibrary.com/valmax6.html (accessed: 5.06.2017).153Силий Италик, Пуника I, 634. Italicus S. Punica. [Electronic resource] // URL:http://www.thelatinlibrary.com/silius/silius1.shtml (accessed: 5.05.2014).57Фройбурже154, А. Пиганиоль155, С. Перли156) заключается в том, что свидетельстваантичных авторов являются достоверным основанием для того, чтобы считатьверность главной добродетелью и отличительной чертой древнеримскогохарактера. Другая позиция в определении fides, которой придерживаются Ф.Хампл157 и К.
Бартон158, заключается в том, что, она, прежде всего, являласьсредством для манипуляции, благодаря которой римляне подчиняли своемувлиянию другие народы.Для определения того, насколько fides является значимым понятием длядревнеримской культуры и в какой мере оно может быть использовано в качествебазового понятия в исследовании концепта верность, в настоящей работе былопроведено исследование источников с точки зрения повторяемости концепта.
Помнению культуролога А. Я. Флиера, анализ частоты упоминания является важнойопорой для систематизации: «В культурологии систематизация осуществляетсяглавным образом на основании устойчивости и частотности повторения тех илииных культурных паттернов»159. Проведенный частотный анализ повторяемостиосновного слова-репрезентатора концепта верность в источниках показываетстабильное присутствие понятия fides с древнейших, архаических времен и втечение всей поздней Античности160.Чаще всего fides встречается в выражениях, нравоучительного илиполитического характера. Согласно «Thesaurus Linguae Latinae» призывы ксоблюдению,сохранениюидемонстрации154fidesявляютсясамымСм.: Freyburger G.