диссертация (Социологические рефлексии «новых» экологических катастроф теоретико-методологический анализ), страница 7

PDF-файл диссертация (Социологические рефлексии «новых» экологических катастроф теоретико-методологический анализ), страница 7 Социология (57222): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Социологические рефлексии «новых» экологических катастроф теоретико-методологический анализ) - PDF, страница 7 (57222) - СтудИзба2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Социологические рефлексии «новых» экологических катастроф теоретико-методологический анализ". PDF-файл из архива "Социологические рефлексии «новых» экологических катастроф теоретико-методологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Как писалиХоркхаймер и Адорно, «друг от друга и от природы люди отчуждены столь33Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. М., Медиум, 1997 г.С. 12.34Там же. С. 94.35Там же. С. 186.29радикально, что все, что они знают – это только то, для чего нужны они другдругу и что они способны друг другу причинить. Каждый является фактором,субъектом или объектом той либо иной практики, чем-то, с чем надлежитсчитаться или с чем более считаться не следует»36.Как видно, для Хоркхаймера и Адорно и люди, и живая природа вотношениях друг ко другу стали терять живость и привлекательность, всвоейбеззащитностипередсамимисобойониобрелинекуюмеханистичность.

Для более четкого определения этого состояния социологитакже употребляли термин К. Маркса, «отчуждение», однако у них онзаиграл другими красками: словно вместе с отдалгением от настоящейприроды человек отчуждался и от собственного внутреннего мира,егокрасоты и преходящести.Еще один социолог Франкфуртской школы, Г. Маркузе прямоостанавливался на изучении трудов З. Фрейда. В своей работе «Эрос ицивилизация» он описывает отношения между инстинктом к смерти иэксплуатированием внешнего мира. По Маркузе, весь прогресс цивилизациистроится и делается возможным только благодаря трансформации изадействованию инстинкта к смерти или его производных: агрессивныеимпульсы направляются на продолжающуюся эксплуатацию природы иусовершенствование средств, позволяющих это делать с наибольшейвыгодой для человечества.Вслед за Фрейдом, которого он считает не индивидуальным, асоциальным психологом, Маркузе пишет о том, что репрессия – феноменисторический, так как у его истоков стоит человек, и в первую очередь онапроявляется в методичном подавлении либидо37.

Цивилизация, конечно,предоставляет небывалые экономические, технологические и промышленныеплоды, но делается это не за счет созидательного инстинкта Эроса, а за счет36Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты. М., Медиум, 1997 г.С. 305.37См. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М.: АСТ, 2003.30разрушительногоТанатоса.Вконечномсчетеэтоприводиткдеструктивному господству не только и не просто над природой, но и наддругим «Я».Развив эту идею, мы можем сказать, что она иллюстрирует связиподавления и репрессии, существующие в политике, когда социальныйстатус людей у власти позволяет им доминировать и над процессамиистощения ресурсов природы и попытками ее реанимации, и надобывателями, которые являются потребителями рисков и с точки зрениястихийных бедствий, и с точки зрения решений правительств.Маркузе говорит о том, что вместо «репрессивного» доминированиянад природой, свойственного современным индустриальным обществам,необходимо «освободительное».

Он выдвигает идею о том, что «ни односвободное общество невозможно представить без того, что оно …прикладывает согласованные усилия, чтобы существенно уменьшитьстрадание,которое«освобождающеечеловекприноситдоминирование»мируозначаетприроды»38.«окультуривание»Такоеилиочеловечивание природы с помощью таких освобождающих физических икультурныхтрансформаций«дикой»природы,какпарки,сады,сельскохозяйственные угодья, резервации и национальные парки. В этомможно найти эхо христианских идей о «совершенствовании природы».На склоне лет Маркузе стал рассматривать возникающие в Европе иСевернойАмерикедвижениявзащитуокружающейсреды,какантикапиталистические социальные движения – нечто более обещающее, чемклассоваяборьба марксистов.

Длянего, они обещалидостижение«эмансипирующих» целей, о которых он говорил, и создание «посткапиталистического»общества.ПословамМаркузе,«экологическоедвижение раскрывается, как политическое и психологическое движениеосвобождения. Оно политическое, так как противостоит концентрированной38Marcuse H. Counterrevolution and Revolt. London: Penguin, 1972. P. 68, citing Barry J.

Environment and SocialTheory. NY, Routledge, 2005. P. 86.31силе большого капитала, угрожая его жизненным интересам. Онопсихологическое, потому что … умиротворение внешней природы, защитаживой окружающей среды также усмиряет природу внутри мужчин иженщин. Успешный инвайронментализм внутри индивидов подчинитдеструктивную энергию эротической энергии».39Еще один представитель Франкфуртской школы, Ю. Хабермас, вцелом, в своих работах пытался показать, что единственный подход кприродной окружающей среде, который мы имеем – инструментальный.

Имруководят представления о том, как лучшим образом с точки зрения техникии производства мы можем эксплуатировать ее. В качестве одной изопасностейсовременностионназываеткоммуникативную,тоестьнеобходимость предотвратить то, что человеческие социальные отношениямогут свестись к инструментальным нормам, которые больше подходятсфере технологической манипуляции природным миром. Он не хочет того,чтобы мы рассматривали друг друга или относились к другим людям так, какмы относились к природе.

Социолог говорит, что происходит не разрывнравственной взаимосвязи, но потеря нравственности, как «категориижизненных отношений»40.В этом смысле Хабермаса можно сопоставить с другими социологамиФранкфуртской школы, только вместо отчуждения и репрессивногодоминирования ключевыми понятиями для него будет инструментализм.В то же время Хабермаса заботило то, что альтернативой такогоинструментально-технического подхода к природе (основанного на еерасколдовании) – это равно опасная стратегия «нового околдовывания»природы с помощью некоего мистического или духовного мировоззрения,следующая за ее «овнешнением» (или опредмечиванием и последующимприсвоением)41.

По его словам, этот феномен может найти выражение в39Marcuse H. Ecology and the Critique of Modern Society// Capitalism, Nature, Socialism. Vol. 3 (3), 1992. P. 36.Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М., Праксис, 2007. С. 101.41Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М., Праксис, 2007. С. 40.4032«мистических философиях, либо в табу (ограничения вегетарианцев), либо вантропоморфном отношении к домашним животным, и остальном»42.

Обаподхода являются равно опасными и катастрофичными по своей природе, таккак первый обозначает отказ от человечности по отношению друг к другу и кприроде, а второй – возвращение к язычеству в людских сердцах и умах, чтотак же склоняет к жестокости и безнравственности и задает определенныемодели поведения, строящиеся на подобном насилии.Хабермас сохраняет дуализм между природой и обществом, равно каки между типами знаний, характерных для этих двух сфер.

Науки о природе,по его словам, позитивистские, то есть несущие объективное, ценностно неокрашенное знание, в то время как социальные науки нормативны, онизависят от ценностей и нормативных принципов.Примечательно, что Хабермас говорит и о литературе, и именно передней ставит задачу «трансляции технически применяемого знания впрактическое сознание социального жизненного мира»43. Тем самым онпоказывает искусство в качестве связующего звена между мирами природы,науки и человека, а также способно вернуть нас к нарративным практикам,как несущим исцеление и просвещение для пострадавших от катастрофлюдей.Как и Маркузе до него, Хабермас рассматривает подъем движений взащиту окружающей среды, как значительный и важный тип «новогосоциального движения», который находится «за гранью левых и правых».

Онимеет в виду, что политика «зеленых» не озабочена распределениемэкономического пирога, безработицей, потреблением, доходами, богатствоми т. д. Они, наравне с движениями за права сексуальных меньшинств ифеминизмом, стремятся бросить вызов существующим институциональным иморальным порядком, вынося на первый план политической борьбы вопросы42Habermas J. ‗A Reply to My Critics‘ // J.

Thompson and D. Held.Habermas: Critical Debates. London,Macmillan, 1982. Pp. 244–245.43Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007. С. 120.33идентичности и стиля жизни. Однако, если Маркузе видел политикуинвайронменталистов, как радикальную и эмансипирующую, для Хабермасаона была «оборонительной», то есть действовала в качестве реакции натехнологическое доминирование над миром природы современных развитыхобществ.Франкфуртская школа возникла в 1930-е гг., но для изучения корнейинвайронментальной социологии вернемся немного назад и переместимся надругой континент.

Здесь, в Америке, в 1915-е гг. возникла Чикагская школасоциологии. Несомненно, она играет особую важность для становленияэкологической социологии, а ее расцвет пришелся на 1920–1940-е гг. В числесоциологов, принадлежащих к этой школе: Р. Парк, Л. Вирт, Е. Берджесс идр. Методологической основой ей послужили идеи Чикагской школыфилософии, в первую очередь Дж. Дьюи44.Этасоциологическаяэкологическуюлабораторию.концепцию,Ейбылашкола,подарившаярассматриваласвойственнагород,ориентациямирусоциально-каксоциальнуюнаэмпирические,качественные исследования, нацеленные, в конечном счете, на практическоеприменение, то есть проведение реформ.

Теории, относящиеся к Чикагскойшколе – это теории социального взаимодействия, для нее характерныследующие термины: «социальные миры», «социальная эволюция», «чужой»,«самость». Социально-экологическая концепция так и не оформилась всамостоятельную дисциплину и после школы использовалась в основном какметод45. В этом ее основополагающее отличие от Франкфуртской школы,направленной на более философский, критический анализ тенденцийвзаимоотношений человека и природы.Важно отметить, что впоследствии, вместе с вспыхнувшей волнойинтереса к проблемам окружающей среды среди людей, в 1968 г.

былобразован Римский клуб, международная неправительственная организация,4445Баньковская С. П. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991. С. 14, 19.Там же. С. 29.34занимающаяся разработкой и продвижением изучения глобальных проблем.Именно в рамках его деятельности были созданы более 40 докладов, первыйиз которых – «Пределы роста» (1972 г.), а последний – «Come On!Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты» (2017 г.). Всеони нацелены на обзор социально-экологических проблем, в них показаныразличные стороны катастрофизма: от возрастающей бедности до гибелиокеанов и разорения природы, от проблем безработицы и занятости и довозникновения и роста новых медиа.Нодлявсехвышеперечисленныхсоциологоввопросывзаимоотношения человека и природы, их внутренняя логика и законыявлялись лишь частью их программы и не были в центре исследований.Непосредственно инвайронментальная социология зародилась в 1970-е,когда в США резко стало возрастать число организаций в защитуокружающей среды, а деградация окружающей среды стала заботить нетолько экологов, но и так называемых инвайронментальных экономистов.Уже в 1976 г.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее