диссертация («Украинский вопрос» в культурном пространстве Российской Империи первой половины XIX века), страница 5
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "«Украинский вопрос» в культурном пространстве Российской Империи первой половины XIX века". PDF-файл из архива "«Украинский вопрос» в культурном пространстве Российской Империи первой половины XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Главными агентами культурного влияния на него выступали Россия,Польша, Литва, а также Австро-Венгерская империя.-Определяя взаимоотношения между российским (имперским)культурным пространством и культурным пространством украинских земельв рассматриваемый период, мы можем определить их как конфликтные, чтобыло связано, с одной стороны, с культурно-национальным возрождением наУкраине, а с другой – с нарастающими попытками имперского центрапривестивсекультурноепространствоединообразию.21империикмаксимальному-Среди различных аспектов украинской культуры наибольшийинтерес у русской общественности вызывали вопросы, связанные сразвитием украинского этноса, его культурная самобытность, а также вопроспроисхождения и развития украинского языка-Украинскийвопросврассматриваемыйпериодвызывалнеоднозначную реакцию в среде российской культурной интеллигенции.Если часть ее пыталась отстаивать самобытные начала украинской культуры,понимаяукраинскоекультурноепространствокакавтономноеисаморазвивающееся, то другая (консервативно настроенная) подходила кпроблеме украинской культуры, скорее, с государственнических позиций,заявляя о подчиненности украинской культуры имперской и скорейшейнеобходимости ее унификации и русификации.Теоретическая и практическая значимость исследования.
Изучениеособенностей формирования и развития украинской культуры, а также еекультурологический анализ в преломлении ее через призму российскогообщественного мнения представляется крайне важным и актуальным, в связис неоднозначностью трактовок проблемы соотношения локального иглобальноговИсследованиерамкахвноситтоговкладиливиногокультурноготеоретическоепространства.осмыслениефеноменакультурного пространства, в том числе в части теоретической разработкипонятия «культурное пространство», его структуры, соотношения егоуровней и взаимодействия между ними.Материалы исследования могут быть полезны учреждениям иведомствам, занимающимся вопросами межкультурного взаимодействия.Кроме этого, они могут быть использованы при подготовке учебных курсовпо культурологии, истории культуры, истории России.Апробация работы и практическое использование результатовисследования.Результаты диссертационного исследования были апробированы намеждународныхивсероссийскихконференциях,22круглыхстолахисеминарах.
В частности, следует упомянуть о таких мероприятиях, каккруглый стол «Механизмы формирования украинской и белорусской наций вроссийском и общеславянском контексте (дореволюционный период)»(Москва, 2002), Никитинские чтения (Институт Славяноведения РАН),международная конференция «Этногеографическая терминология историивосточных славян» (Москва, 2003) и др.Помимо этого, основные научные результаты диссертации нашли своеотражение в статьях, опубликованных автором в научных изданиях,рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 1,4 п.л.44Выводы и положения, полученные по итогам диссертационногоисследования,легли в основу коллективной монографии45 и рядапубликаций автора.4644Александровский И.С. Образовательное измерение культурной политики Российскойимперии и «украинский вопрос» в XIX столетии // Genesis: исторические исследования.
–2018 – № 10. С. 59-65; Александровский И.С., Касаткин П.И. Формирование украинскогокультурного пространства в Российской империи в XIX столетии: основные тенденции //Genesis: исторические исследования. – 2018 – № 10 С. 66-71; Александровский И.С.Культурная политика Российской империи на малороссийских землях в XIX столетии:образовательный аспект // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики.Серия: Познание.
– 2018 – № 4 (79) С. 5-8.45Александровский И.С. «Украинский вопрос» на страницах периодических изданийвторой четверти XIX в. // Русские об Украине и украинцах. СПб.: Алетейя, 2012. C. 122171., а такжеАлександровский И.С., Лескинен М.В. Некоторые вопросыэтнографического изучения и полемики о малороссийском языке в российскойлитературной и научной публицистике XIX в. // Русские об Украине и украинцах.
СПб.:Алетейя, 2012. С. 172-243.46Александровский И.С. «Язык» или «наречие»? Полемика вокруг украинского языка вXIX в. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия:История и политические науки. – 2009 – № 1. С. 46-53; Александровский И.С.Украинский национальный характер в зеркале русской общественной и государственноймысли первой половины XIX в.
// История государства и права. – 2009 – № 24. С. 12-15;Александровский И.С. Начальный период деятельности Русского географическогообщества и его подходы к изучению восточных славян (1845-1850) // Наукові записки зукраїнської історії. – 2009 – № 15. С. 219-224; Александровский И.С. Некоторые аспектывосприятия российской общественностью малороссийской самобытности в первойполовине XIX в. // Белоруссия и Украина: История и культура.
М.: 2003. С. 165-170;Александровский И.С. Малороссийская тематика на страницах «Северной пчелы» //Славянский альманах, 2001. С. 144-159.23ГЛАВА I. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙИМПЕРИИ В XIX в.: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКСКИЙАСПЕКТ1.4 Культурное пространство: соотношение глобального и локальногоуровнейПреждечемговоритьоспецификекультурного пространстваРоссийской империи в рассматриваемый период, а также о соотношениирусского и других, в частности, украинского национальных компонентоввнутри него, на наш взгляд, необходимо определить саму категориюкультурного пространства, как базовую фундаментальную дефиницию.Следует отметить, что «чаще всего теоретики культуры уделяли вниманиевременномуисследованиюкультуры,подчеркиваятемсамымееизменчивость, подвижность. Однако многомерность культуры не может бытьопределена исключительно в темпоральных характеристиках».47 Такимобразом, представляется крайне актуальным проанализировать феноменкультуры с точки зрения его пространственных характеристик, которые, нанаш взгляд являются не менее важными.Термин «культурное пространство», который все чаще используется вкультурологическомдискурсесовременности,являетсянестольоднозначным и определенным.
Как верно отмечает А.В. Бабаева, «впоследнее время термин «культурное пространство» встречается в самыхразнообразных вариантах. Каждый из авторов вкладывает в него своевосприятие, поэтому усиливается разрыв между прочтением и смыслом,который вкладывался изначально».4847Бабаева А.В. Структура культурного пространства. Автореферат дисс.
на соискание уч.степени доктора философ. наук. Томск. 2004.48Бабаева А.В.Современная западная философия о культурном пространстве //Серия “Symposium”, Современная философия как феномен культуры: исследовательскиетрадиции и новации. Выпуск 7 / Материалы научной конференции Санкт-Петербург:Санкт-Петербургское философское общество, 2001. 224 с.24Как правило, когда речь идет о культурном пространстве, в первуюочередь встает вопрос о категории пространства как такового.
Темапространства впервые была поднята еще в античности (Демокрит,Аристотель, Эпикур и др.), затем на протяжении веков привлекала к себе всебольшее внимание и получала самые неожиданные ракурсы.49 Учитываяданный аспект, мы можем опереться на понимание пространства, с однойстороны, как протяженности в ее физическом понимании, а с другой – какметафизической сущности, не имеющей определенных границ. Исходя изэтого, культурное пространство может трактоваться как определеннаягеографическаякультурнымитерритория,культурныйособенностями(например,ареал,обладающаякультурноесвоимипространствоРоссийской империи) или же как пространство, скорее, в его временномпрочтении (например, культурное пространство средневековья).Как верно подчеркивает Е.В.
Орлова, «культурное пространствообнаруживает себя как некую материальную и духовную реальность.Осваивая пространство, насыщая его знаками и значениями, культураосмысляет его природные признаки. Изначально чисто топологическиепризнаки перерабатываются в так называемую «вторую природу» культурное пространство. Человек, как творец культуры, творит ипространство своего обитания».50 Таким образом, культура, как «втораяприрода» создается человеком и социумом, а, следовательно, обязательнымусловием существования культурного пространства является человек и егодеятельность.С другой стороны, «культурное пространство - это также пространствореализациичеловеческойвиртуальности49(задатков,возможностей,Шишкина А.А. Культурное пространство и культурный ландшафт как формыотражения культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки,культурология и искусствоведение.