диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 11
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала". PDF-файл из архива "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Во многомреальное воплощение этой категории определял процесс рекатолизации. Онотносительнополноизученчешскимиисториками73.СогласноВестфальскому мирному договору 1648 г., господствовал принцип «cuiusregio, eius religio» (от лат. – «чья власть, того и вера»). В Чехиипобелогорского периода вся власть была сосредоточена в руках Габсбургов –светской опоры католицизма.Общие принципы рекатолизации былиразработаны церковью на Тридентском соборе в 1545 и 1553 гг.
Процессрекатолизации в Чехии, неразрывно связанный с борьбой католичества ипротестанства в Европе в средние века, повлиял на положение католическихорденов в Чехии.В чешских землях движущей силой рекатолизации чехов в рамкахимперии Габсбургов стал орден Иисуса (иезуиты). В Чехии орден иезуитовосновал свои первые дома уже во второй половине XVI в.
в Оломоуце, Брно,Чешском Крумлове, Хомутове, Йинджихуве Градце и на территорииКладска. Большинство из них служило одновременно коллегиумом исеминарией. Наиболее значительным иезуитским заведением был пражскийКлементинский коллегиум, который стал образцовым католическим учебнымзаведением.
Именно на орден иезуитов были возложены огромные надеждыпо реализации тридентских декретов Католической Церкви, так как вплоть доокончания Белогорской битвы чешское общество представляло собойнекомпактное сосуществование разнихконфессий.Главнойцельюиезуитских общин считалась борьба с еретиками (протестантами) ивозвращение «заблудших» в лоно истинной веры, Католической Церкви.
В73Catalano A. Zápas o svědomí: kardinál Arnošt Vojtěch z Harrachu a protireformace v Čechách.– Praha, 2008. – 640 s.; Loutnan H. Obracení Čech na víru aneb Rekatolizace po dobrém a pozlém. – Praha, 2011. – 384 s.; Mikulec J. Náboţenský ţivot a barokní zboţnost v českýchzemích.
– Praha, 2013. – 400 [16] s.50диапазон функций иезуитского ордена на территории Чехии вплоть до1620 г. входило миссионерство и образование. Одним из основных средстврекатолизации простого населения стала проповедь иезуитов, а такжедуховное и светское образование, обеспечивающее трансляцию духовнонравственных идеалов в обществе.
По образному выражению чешскоголитературоведа и католически ориентированного публициста В. Битнара«после своего прихода в Чешские земли иезуиты и в чешском народе началиотделять зерна от плевел <…> Как сильный ливень, сходили на слушателейих патетические проповеди, призывающие к покаянию»74. «Духовныеупражнения» отца – основателя ордена Й. Лойолы распространили своюмиссианскуюметодологию,основаннуюнарелигиозно-нравственныхпринципах правой веры (католицизма), с помощью которой происходилпроцесс рекатолизации на огромных географических пространствах внутриордена, но вместе с тем способствовала созданию духа барочной культуры.Самым известным деятелем иезуитов в Чехии второй половины XVI в.стал священник, религиозный деятель, богослов Петр Канизий75 родом изГолландии,получившийуниверситете.
Канизийбогословскоепроявилсебяобразованиевкак неутомимыйКельнскоммиссонер ипроповедник. В 1554 г. с разрешения Папы Римского Григория VIII Канизийпривез в Прагу 12 своих коллег и единомышленниковдля расширениякатолической миссии в Центральной Европе.После битвы на Белой Горе вся деятельность иезуитов сводилась крекатолизации основного населения страны, для которой были необходимыслужители,миссионеры,педагоги,врачи.Иезуитыосновываютобразовательные заведения при храмах и монастырях для представителейразных сословий: приходские школы, пятилетние гимназии, иезуитскиеBitnar V. O podstatě českého literárního baroku.
– Praha: Vyšehrad, 1941. – S. 6–7.Brodrick J. Jezuita Petr Kanisius (1521–1597). – Olomouc: Refugium Velehrad–Roma, 2012.– 896 s.; Jedin H. Canisius Petrus // Neue Deutsche Biographie (NDB). – Berlin: Duncker &Humblot, 1957. – Bd. 3. – S. 122; Oswald J., Rumme P. Petrus Canisius, Reformer der Kirche.– Augsburg: Sankt Ulrich, 1996.
– 366 s.747551коллегии, организовывают типографии, издают книги на чешском языке,открывают аптеки при монастырях, лечебницы, госпитали – прообразысовременных больниц. Все эти социально-культурные функции выполнялииезуиты вместе с другими монашескими орденами на территории страны.Однако рекатолизация в Чехии не была цельным явлением. Здесь можноуказать на два типа этого процесса – ненасильственную и насильственнуюрекатолизацию, которая осуществлялась как государственными, так иклерикальными силами.
Главной задачей католической церкви былаликвидация всего, что каким-либо образом связано с протестантизмом. В1624 г. была учреждена комиссия по обращению в католицизм, которыйопределил число приходов, а также начальный процесс обращения вкатолическую веру. С 1628 г. происходил насильственный процессобращения в католичество. Были известны такие случаи, когда люди подстрахом смертельных пыток все же переходили на сторону католическойцеркви.Особенности рекатолизации в Моравии заключались в изначальноболее благоприятных условиях. Еще до Белогорской битвы там более чемполовина приходов была в руках католического духовенства, существовалимонастырские общины.
В побелогорский период наряду со старымитрадиционными монастырями возникает целый ряд новых монастырей натерритории Моравии.Огромную роль в издательской деятельности иезуитов игралособлюдение признанного на Триденском соборе списка запрещенных книг(Index librorum prohibitorum), цель которого представляла сохранениеистинности и чистоты католицизма от зараженияверующих католиковчтением еретической литературы, что отвечало политике рекатолизации.Кроме универсального списка, принятого Римом, составлялись еще иместные списки запрещенных книг. Так, в Чехии иезуитами ВацлавомШтурмом и Антонином Кониашем был составлен список запрещенных книг,написанных по-чешски и по-немецки.
В этот список входили сочинения Гуса52и его последователей, представителей Общины Чешских братьев, лютерановикальвинистов,жившихнатерриторииЧехии.Государственныеиздательства концентрировались при высших учебных заведениях, либо присоборах. Главным издательским центром считался Клементинум в Праге.Самое старшее издательское общество в Чехии было учреждено иезуитамипод названием Издательство имени святого Вацлава («Фонд святогоВацлава»), руководимое писателем, переводчиком, гимнографом М.
В.Штейером, которое выпускалосвященныепеснопения,агиографическую литературу, гимны,канционалы–восновномто,чтобылоориентировано на простого читателя. Издательство святого Вацлава былоосновано в 1669 г. при коллегии св. Игнация на Карловой площади в Прагена деньги матери Штейера, Марии, которая была богатым пекарем. «ФондсвятогоВацлава»послужилсвоегородапрообразомгородскоймуниципальной библиотеки.
Главной целью этого издательства считалосьраспространение Святовацлавской Библии. Известно, что данное заведение,основанное Штейером прослужило в своем статусе вплоть до конца XIX в.В Чехии, помимо главного издательства в Праге, Клементинума, былооткрытосамостоятельноеархиепископскоеиздательство,котороепросуществовало лишь до 1632 г., а также частные издательства, напримериздательства Павла Сессия, Йиржи Черноха и других.С 1622 г. после поражения протестантов при Белой Горе формируетсястаршее поколение чешских иезуитов, по большей части представителейчешской нации. К ним относятся такие видные фигуры чешской нации, какБогуслав Бальбин, братья Ян и Матей Таннеры76, Антонин Кониаш. ЯнТаннернаписалмножествоагиографическихсочинений,сочиненийисторического характера, работал в жанре духовной эссеистики, окрашеннойсакрализованным патриотизмом.
К известным сочинениям Я. Таннера76См. подробнее о Таннерах: Hájek Z. Barokní dějepisec genealog Jan Tanner // Lidovénoviny. – č. 296. – Brno, 1944; Kopecký M. Bratří Tannerové. (K 300. výročí smrti MatějeTannera.) // Studia Comeniana et historica. – Uhersky Brod, 1993. – № 23, č. 50. – S. 72–82.53относятся «Житие св. Войтеха», «Житие св.
Вацлава», «Святой путь от Прагидо Старой Болеславы», «История Вальдштейнов и Штернберков».Другой заметной фигурой чешских иезуитов стал человек европейскогомасштаба, миссионер, историк, поэт и горячий патриот Богуслав Бальбин(1621–1688). В чешской науке XX–XXI вв. существуют серьезныеисследования, посвященные Б. Бальбину, у нас же он крайне мало изучен77.В 1664 г. Бальбин написал жизнеописание Арношта из Пардубиц («VitaVenerabilis Arnosti primi Archiepiscopi Pragensis») – первого пражскогоархиепископа, где огромное место уделил жизни и деятельности императораКарла IV.