диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 40
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала". PDF-файл из архива "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 40 страницы из PDF
К стр. 125. В «Житии святого Ивана» Бридель использует образлани. Здесь лань неоднократно названа хозяйкой-покровительницей,посланная Господом заботиться о святом пустыннике: «Не забыл ты обомне, / дал слуге покорному, / не оставив верного, / лань-наставницу».Христос в образе лани помогает святому Ивану в борьбе с дьяволом,одолевающим его в пещере. «Открытые ставни пещеры» означают открытиесердца и души человека Христу.65. К стр.126. О высокой популярности мотива соловья в барочнуюэпоху свидетельствует и тот факт, что упоминание его встречается втворчестве большинства авторов этого периода. Приведем в качестве233примераследующиетексты:«Славящийсоловей» («Zdoroslavíček»)Феликса Кадлинского, «Славящий соловей в поле благословенном»(«Zdoroslavíček na poli poţehnaném») Игнация Длоуговеского, канционал«Райский соловей» («Slavíček Rajský») Яна Йозефа Божана, сборник песен«Соловей Святопрокопский» («Slavíček Svatoprokopský») бенедектинскогосвященника Павла Ильдефонса Вотавы, проповедь «Соловей святой – ЯнНепомуцкий» («Slavíček svatý Jan Nepomucký») литомержицкого каноникаЯна Йозефа Игнация Фогеля, или «Соловей Серафимский» («SlavíčekSerafinský»), изданный Яном Норбертом Фицким.66.
К стр. 135. Уже к концу XVI в. в католическом мире искусствополифонического пения на латинском языке достигло своего пика – прихрамах были специально обученные профессиональные хоры. В Чехии ещепри Фердинанде I создается императорская певческая капелла, служившаяобразцовых хором для католических служб.
В императорской певческойкапелле при императоре Рудольфе II можно было встретить канторов изразличных стран Европы – Италии, Франции, Голландии, Испании, Англии,Германии, Нидерландов. Это Арнольд ван Пругк, Филипп де Монте, ЯкобРегнарт, органисты Карел Буус и Льютон. В 1616 г. в Праге КршиштофомГарантом из Полжиц и Бездружиц было основано первое в Чехиимузыкальное общество под названием «Collegium musicim». В то же времяв связи реформационным движением в Чехии доминирующее значение вцерковной и культурной жизни общества стала приобретать духовная песняна национальном языке, поэтому церковное пение полифоническогохарактера на латинском языке отошло на второй план, постепенно совсемуйдя из церковного репертуара.
Впоследствии сборники песен на чешскомязыке проникают в католический социум, становясь феноменом культурыэпохи барокко, неотъемлемой частью жизни человека той эпохи.67. К стр. 136. Постановлением Пражского Синода 1605 года былоразрешено пение песен из канционалов во время мессы после чтенияЕвангелия.23468. К стр.
136. Нам известны три масштабных канционала, изданных вконце XVII – начале XVIII вв. Это «Королевская музыкальная капелла»Г. Ровенского, 1693–1694 гг.; «Католический канционал» М. В. Штейера,1683 г.; «Соловей райский» Я. Й. Божана, 1712 г.Чешский Канционал иезуитского священника, проповедника, богословаВацлава Матея Штейера был напечатан в Праге в 1683 году.
Переиздавалсявпоследствии пять раз (1687, 1697, 1712, 1727, 1764 гг.) в «Издательствесвятого Вацлава». В Канционале содержится 1000 песен и 800 напевов.Впоследствии после II Ватиканского собора (1958–1963 гг.) сталуниверсальным канционалом в Чехии.Канционал, написанный католическим священником Яном Божаном,«Соловей райский» был напечатан в 1719 г. в типографии Вацлава ЯнаТибелого в Градце Краловом. Меценатом сборника стал ФрантишекАнтонин Шпорк.69. К стр. 136–137.
Чешский музыковед Йиржи Фукач определяетлитератское братство как «любительскую организацию, служащую прихраме и, как правило, исполняющую функцию церковных певческиххоров»201. В одном из своих последних эссе английский историк-медиевистПитер Берк делит культуру средневековой Европы на отдельныесубкультуры: литераты (духовенство, грамотные мещане, знающие латынь)и мирян (обычный народ), который у Берка называется «illiteratus»202.Идею Берка продолжает чешский историк Михал Сватош, приведяантинонимичную пару «litteratus – illiteratus», сформировавшуюся врезультате окончательного развития средневекового чешского общества203.201Fukač J.
Literátská bratrstva// Slovník české hudební kultury / J. Fukač, P. Macek, J.Vyslouţil (ed.). – Praha, 1997. – S. 518.202Цит. по Burke P. Wörter machen Leute. Gesellschaft und Sprachen im Europa der frühenNeuzeit. – Berlin, 2006. – S. 57.203Svatoš M. Vzdělanec – učenec – profesor // Člověk českého středověku/ Nodl Martin –Šmahel František (ed.). – Praha, 2002. – S. 270.23570. К стр. 137.
В 1505 г. богатый бургомистр и меховщик Ян ФрануспожертвоваллитератскомубратствуГрадцаКраловабогатоорнаментированный канционал.71. К стр. 139. В предисловии ко второму изданию канционалаШтейера сказано следующее: «Случалось и такое, что те, кто не умелчитать, в церкви учил песни наизусть»204.204Цит. по: Jančík M.
Rukopisný kancionál z fondů Moravské zemské knihovny v Brněbakalářská diplomová práce na FFUM. – Brno 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: https://is.muni.cz/th/146821/ff_b/Bakalarska_diplomova_prace.txt (дата обращения:24.06.2014)..