диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала)
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала". PDF-файл из архива "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное образовательное учреждение высшегообразованияРоссийский государственный университет имени А. Косыгина (Искусство.Технологии. Дизайн.)На правах рукописиЛанцева Анна МихайловнаСООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСАКРАЛЬНОГО В КУЛЬТУРЕ ЧЕШСКОГО БАРОККО НА ПРИМЕРЕЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОГО ЖАНРА КАНЦИОНАЛАСпециальность: 24.00.01 – Теория и история культурыДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата культурологииНаучный руководитель:к.и.н., доц. Мельников Георгий ПавловичМосква – 20172СодержаниеВведение…………………………………………………………………………4Глава 1. Соотношение категорий национального и сакрального вкультуре чешского барокко……….…………………………………………26§ 1.1. Значение поражения чешского восстания против Габсбургов 1618–1620 гг.
для формирования новой историко-культурной парадигмы –чешского барокко……………………………………………….........................26§ 1.2. Категории национального и сакрального в чешской культуре эпохибарокко……………………………………………………………………….......31§ 1.3. Воплощение религиозно-патриотического локуса в культуре эпохибарокко …………………………………………………………………………..65Глава 2.
Особенности формирования чешского канционала каксамостоятельного литературно-музыкального жанра в XV – первойполовине XVIII вв. Чешский барочный канционал и егоавторы…………………………………………………………………………..79§ 2.1. Эволюция канционала как жанра. Ранние чешские канционалы XV –XVI вв. .………………………………………………………………………….79§ 2.2. Протобарочный сборник «Католический канционал» 1601 г.Творчество Яна Розенплута из Шварценбаха…………………………………89§ 2.3.
Творчество Адама Михны из Отрадовиц……………………………….92§ 2.4. Сборник «Амстердамский канционал» 1659 г. Я. А. Коменского каксинтез гуситской традиции и барочной эстетики………………....................103§ 2.5. Особенности семантической и композиционной структуры сборника«Рождественский вертеп» 1658 гг. Б. Бриделя…………………….................109§ 2.6. Сборник «Королевская певческая капелла» 1693–1594 гг.
В. Г.Ровенского………………………………………………………………………118Глава 3. Канционал как синкретический литературно-музыкальныйжанр……………………………………………………………………………..124§ 3.1. Образы и символы в чешских канционалах эпохи барокко на примеретекстов А. Михны и Б. Бриделя……………………………………………….1243§ 3.2. Особенности исполнения канционалов………………………………..134Заключение…………………………………………………………………….146Использованные источники и литература……………………...................153Приложение № 1………………………………………………………………180Приложение № 2……………………………………………………………... 2084ВведениеАктуальность темы исследованияВ третьем тысячелетии на повестку дня ставится сохранениекультурного наследия, в том числе славянских стран, в условияхглобализующегося мира и потребительской культуры, нивелирующейнациональное своеобразие и традиции.
В некотором смысле прообразомглобализации в центре Европы XVI–XVII вв. стала экспансия Австрийскойимперии Габсбургов, в основе которой лежал принцип интегративности иунификации, как в религиозной (католицизм), так и в культурной сферах.Чешское королевство, утратившее в начале XVII в. свою независимость вполитической среде, отстаивает последнюю в сфере культуры в формахпатриотического сознания, выражаемого в тематике произведений культуры.Таким образом, чехи пытаются сохранить свою идентичность в новыхисторических условиях, когда их земли стали частью мегапространстваГабсбургской империи. Для Чехии время нахождения в империи Габсбургов(до 1918 г.) стало импульсом к самореализации в культуре путем обращенияк своей национальной, культурной и религиозной традиции.
В то же времяпроисходитпроцессинтенсивноговхожденияЧехиивновоеобщеевропейское культурное пространство, рекатолизация и религиознаяреабилитация страны внутри католического мира. В эпоху барокко (XVII–XVIII вв.) именно в рамках католицизма осуществляется программасохранения своей этнокультурной идентичности. Нужно особо выделитьтакое явление, как барочный патриотизм, ярко проявившийся в музыкальнолитературном жанре канционала, который получил широкую популярностьсреди чешского народа и способствовал сохранению и развитию егоэтнокультурной и этноисторической идентичности.
Поэтому канционал какжанр репрезентативен в плане выражения чешской культурной ментальностии мировоззрения эпохи.5В данной работе чешская культура эпохи барокко анализируется черезпризму таких категорий, как национализм, патриотизм, этнокультурнаяидентичностьисакральность,религиозно-культурныеицерковныетрадиции. На протяжении нескольких столетий в Чехии и родственных ейславянских странах канционал как жанр изучается дифференцированно, чтонаносит в целом немалый ущерб научной концепции.
Существуютспециалисты, которые в отдельности исследуют языковую, звуковую,литературную или музыкальную сторону канционала, что является не вполнеоправданным,таккакэтисторонынаучногоисследованиянельзяизолировать друг от друга, их необходимо синтезировать в историкокультурном пространстве эпохи барокко в Чехии и родственных ейславянских странах.В нашей работе мы рассматриваем канционал какобразец синтезного вербально-фонического, словесно-музыкального жанра,что дает нам богатый материал как для конкретного историко-культурногоисследования, так и для теоретического осмысления феномена барокко вкультурологическом плане, имеющего целью доказать глубокую взаимосвязькатегорий сакрального и национального.Избранная нами тема актуальна в научном отношении, так какспособствует дальнейшему изучению чешского барокко – чрезвычайнопротиворечивой эпохи, привлекшей к себе внимание еще в XIX в.
иподвергшейся тотальной переоценке на рубеже XX–XXI вв. В современнойчешской гуманитарной науке около 2000 г. возник настоящий «бум»исследований эпохи барокко, связанный с актуализацией проблемысоотношения «своего» и «чужого», этнокультурной идентичности иинтеграционных процессов в Европе, что было стимулировано вхождениемЧешскойреспубликивсовременныеевроструктуры.Темсамымопределяется общественно-политическая актуальность нашей темы. Напримере анализа чешских барочных канционалов можно приблизиться ктеоретическому пониманию соотношения категорий национального и6сакрального в условиях утраты Чехией своей политической независимости,что является наиболее актуальным в наши дни относительно народов,входящих в мультинациональные политические гиперструктуры.Также наша тема важна для понимания соотношения светского ирелигиозно-церковного компонентов культуры.
Их синтез в эпоху бароккодал чрезвычайно положительный результат, который необходимо учитыватьв актуальных дискуссиях о взаимоотношении и взаимодействии профанных исакральных компонентов в культуре в целом.Степень научной разработанности проблемыОтносительно культуры чешского барокко существует огромноеколичество научной литературы, преимущественно по изобразительномуискусству. Гораздо меньше работ по истории литературы и особенно музыкиXVII–XVIII вв.
Это объясняется тем, что до конца XX вв. господствовалаконцепция чешского барокко как «эпохи тьмы», восходящая к либеральнопротестанской концепции чешской истории (писатель Алоиз Ирасек,философ и политик Т. Г. Масарик)1. Католическая точка зрения, высказаннаяв 1910–1930-е гг. историками Й. Пекаржем и З. Калистой2, согласно которойбарокко в чешской культуре было не упадком, не денационализацией, ановым, специфическим, причем весьмаценностным этапом развития,перешла во второй половине XX в.
только в искусствоведение. Восторгаясьформами барокко, отбрасывали его религиозное содержание. С 1960-х гг.появляются десятки искусствоведческих статей о чешском барокко вкрупнейших журналах, проводится конференция на философском факультетеуниверситета г. Брно, на которой вновь обращаются к общим проблемам1Jirásek A. Temno. – Brno: Tribun EU, 2010. – 555 s.; Masaryk T. G.
Česká otázka. Snahy atuţby národního obrození. – Praha: Čin, 1936. – 504 [9] s.2Pekař J. Bílá hora. Její příčiny i následky. – Praha 1921. – 159 s.; Ibidem. O smyslu českýchdějin. – Praha: Rozmluvy, 1990. – 418 s.; Kalista Z. České baroko baroko – studie, texty,poznámky. – Praha, 1941. – 351 s.; Ibidem. Tvář baroka. – Praha, 1992. – 180 s.7культуры чешского барокко. По результатам конференции вышел сборникстатей «О культуре барокко»3, в котором предпринята попытка отойти отатеистической и антиисторической концепции упадка, возникшей еще вэпоху Чешского Национального Возрождения и укрепившейся в чешскомсознании благодаря роману А.
Ирасека с характерным названием «Тьма»(«Doba temná»). Однако лишь на рубеже XX–XXI вв. произошла полнаяпереоценкачешскогобарокко,выдвинувшаянапервыйпланегорелигиозную и этническую составляющие. В некоторых работах чешскихученых,втомчислевстатьяхчешскогожурнала«Distance»4,рассматриваемая нами эпоха характеризуется как эпоха «светотени», чтоакцентирует внутреннюю противоречивость, динамичность и контрастностькультуры этого типа. В чешской науке и социуме начался настоящий«барочныйбум»,наивысшимвыражениемкоторогосталанаучнаяконференция и концептуальный научный труд под характерным названием«Слава барочной Чехии»5.Историография культуры барокко в целом весьма обширна ивнутренне, оценочно противоречива. Для авторов католического круга этакультура считается апогеем христианско-католической культуры.
Авторы,относящиеся к либеральному лагерю, а вслед за ними авторы эпохисоциализма,расценивалиэпохубарокконегативноименнозаеехристианский компонент, выдвинувший на первый план христианскуюсенсуальность и экстатическое переживание божественного, понимание миракак лабиринта, погруженного во тьму, выходом из которого являетсябожественный свет, духовный трансцензус. Конечно, барокко являетсяпрямой противоположностью материалистического миропонимания, поэтомуученые либерального толка и в особенности советские исследователи,осуждая барокко за его глубокую религиозность, стремились отлучить отO barokní kultuře: sbornik statí / ed.