диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 12
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала". PDF-файл из архива "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Он писал также труды по истории церкви, жития святых, например«Житие св. Вацлава», «Житие св. Яна Непомуцкого».Бальбин проявилинтерес к истории и культуре паломничества. Одна из работ Бальбина,состоящая из двух книг, посвящена марианскому паломничеству в Варту.Следом за данной работой Бальбин пишет сочинение о паломническихместах в Туржанех, находящихся рядом с Брно, а затем о пути к Деве МарииСвятогорской у Пршибрамы.Основой сохранения национальной идентичности Бальбин считалисторию и язык.
Он был убежден, что чехи не должны предавать своинациональные ценности, выработанные веками и переданные им великимипредками. Империи и папству должно импонировать, что Чехия – странакультурно и исторически развитая, поэтому недооценка Чехии можетизменить статус самой империи. Главная идея Бальбина-историка состояла втом, чтобы в период национального упадка чешский народ черпал силы вBalbín a jeho místo v české kultuře / Jan P. Kučera, Jiří Rak. – Praha: Vyšehrad, 1983. – 415s.; Bohuslav Balbín a kultura jeho doby v Čechách: sborník z konference Památníku národníhopísemnictví / Pokorná Z., Svatoš M.
(red.). – Praha: Památník národního písemnictví, 1992. –302 s.; Мельников Г. П. Богуслав Бальбин – чешский иезуит, эрудит, патриот XVII века //Человек XVII столетия. – М.: ИВИ РАН, 2005. – Ч. 2. – С. 95–99.7754своем славном прошлом. Он даже восхищался военными победами гуситов,как бы забывая их борьбу с католицизмом78.Самым известным и знаменитым произведением Бальбина являетсяогромный7-томныйтруд«MiscellaneahistoricaregniBohemiae»(«Исторические разнообразности Королевства Чешского»), над которым онстал трудиться, вернувшись в Прагу в 1676 г.
Это всеобъемлющее собраниесведенийискусству,погеографии,генеалогии,систематизации,геологии,религии,обработкииботанике,правуописаниязоологии,Чехии.сталэтнографии,Подобныйсовершеннометодновымиперспективным для науки XVII в. Этот грандиозный по объему труд былчастично опубликован в 1679–1687 гг.
Не менее известным историческимтрудом этого ученого стала семитомная «История Чехии в краткомизложении», публиковавшаяся с 1677 г., издание которой прерывалосьвластями и цензурой.Еще один патриотический труд Бальбина, долгое время остававшийсяв рукописи, автор писал в тайне. Издан он был только в 1775 г. историкомФ. М. Пельцлем. Смысл этого сочинения, написанного на латыни, запечатленв его оригинальном пространном названии: «Краткое, но обстоятельноерассуждение о счастливом прежде, теперь же бедственном положенииКоролевства Чешского, особенно о правах чешского или славянского языка вЧехии, о вредных умыслах к его погибели и о других подобныхобстоятельствах».
Бальбин здесь выступает как политический мыслитель,болеющий душой за свое отечество. Он высказывает свое отношение кпритеснениям чехов со стороны Австро-Венгрии следующим образом: «Тысокрушил старый дом, старое Королевство, а нового не создал. Горе тебе! Неизбегнешь ты наказания ни от отечества, ни от короля, потому что тыМельников Г. П. Богуслав Бальбин – чешский иезуит, эрудит, патриот XVII века //Человек XVII столетия. – М.: ИВИ РАН, 2005. – Ч. 2. – С. 95–99.7855уничтожил наследство их, которое, по свидетельству всех мудрыхполитиков, остается во владении подданных»79.Фундаментальнымсочинениемпобелогорскойэпохи,вкоторомсливается воедино любовь к родной стране и родному языку, является трудБогуслава Бальбина «Защита языка славянского, в особенности чешского»,где под словом «славянский» автор подразумевает чешский в защитунемецкому.
Стержневой темой этой работы является призыв к сохранениюнациональной идентичности посредством родного языка и любви кОтечеству.Парадоксальным является тот факт, что патриотически настроенныйчеловек, написавший трактат в защиту своего национального языка, самписал исключительно на латыни, которая оставалась языком межкультурногообщения интеллектуалов.
Но его патриотические идеи были воспринятыэпохой Национального Возрождения в Чехии и послужили фундаментом дляпостроения новых основ патриотизма.Большаяплеядавыдающихсяиезуитовпобелогорскойэпохирепрезентовала науку, литературу, художественное искусство в целом,именно они сформировали культуру эпохи барокко. Однако среди всехотраслей культуры того периода выделяются более значимые жанры.Приоритет одного над другим определялся тем, насколько последниеспособствовали отражению национальной идеи чехов, чешской религиознойментальности, выраженной в понятии – земский патриотизм, в науке – этоисториография, а в литературе – гомилетика и сборники духовных песен(канционалы).В Чехии XVII в. вырабатывается новая модель национальногосуществования в системе империи.
Поэтому той платформой, на которой79Цит. по: Лавровский П. А. Падение Чехии в XVII веке. – М.: Унив. тип. (Катков и К°),1868. – С. 74.56зиждился фундамент барочного патриотизма, стала историография.Побольшей части исторические сочинения XVII–XVIII вв. написаны налатинскомязыке,таккаконоставалсяобъединяющимязыкоммультикультурного пространства Европы, в том числе католиков ипротестантов. Историографию эпохи чешского барокко отличает, преждевсего, повышенный интерес к мифологизированной истории и культуресвоей страны, доминантой развития которой является религиозный фактор.Историографию побелогорской эпохи мы можем разделить на католическуюи протестантскую, развивавшуюся в эмиграции.
Этим может объяснятьсяполемика историков двух различных лагерей.Чешские католические историки главным образом основываются наиностраннойиезуитскойисториографии,преждевсегонаопытеболландистов. Последние сформулировали правила цензуры, определенныеТридентским собором, согласно которым причисление к лику святых лишьна основе сомнительных чудес и легенд должно быть подвергнутоисторической критике. На этом основано многотомное издание болландистов«Acta sanctorum» («Деяния святых»), приобретшее огромный вес в Европе.Чешская барочная историографияосновываетсяна трудах чешскихкатолических гуманистических хронитов XVI в.
Вацлава Гаека из Либочан иЯна Дубравиуса. В связи с изменением менталитета человека эпохи бароккочешская историческая проза все более начинает «лиризироваться», то есть внейусиливаетсяэмоциональноеначало,чтоотразилосьтакжевисторических сочинениях. Однако в целом барочная историография все ещеостается средневековой в плане отсутствия критики источников, доверия кстарым текстам и преданиям, что во многом способствовало созданиюмифологизированного образа родины80.80Kutnar F., Marek J. Přehledné dějiny českého a slovenského dějepisectví: Od počátku národníkultury aţ do sklonku třicátých let 20. století.
– 2. vyd. – Praha: Lidové noviny, 1997. – S. 91.57Внутричешская историографическая школа сформировалась главнымобразом вокруг Богуслава Бальбина. Большинство коллег Бальбина были,как и он, историками, иезуитами, патриотами своей родины, стремившимисяпосредством возбуждения интереса к истории своей родины утвердитьморальный дух нации.
Известным историком круга Бальбина был ВилемСлавата из Хлума (1572–1652). Нам известно, что он полемизировал спротестантами, но изданы были только его мемуары, поэтому большая частьего историко-культурного наследия сохранилась в рукописях.В 1675 г.вышла в свет работа «Leto a denopis celého královského Starého i Nového městPraţských léta Páně 1648 patnácte neděl, dnem i nocí trvajícího obleţeníŠvédského» («Лето и описание дней целого королевства Старого и НовогоМестПражскихв течение пятнадцати недель днем и ночьюпродолжающейся осады шведов в лето Господне от 1648 года») ЯнаНорберта Заточила из Левенбурга81. Данная работа представляет собойисторический дневник, написанный от лица участника военных событий ипредставляющий хронику осады Праги шведами, длившуюся 15 недель.
Вкруге Бальбина состоял известный моравский историк Томаш Пешина изЧехорода, который посвятил свою работу «Mars Moravicus» («Моравскаядоблесть») моравской истории. Последняя была опубликована в 1677 г. втипографии Я. А. Доброславина82. Другой моравский историк и священникЯн Йиржи Стршедовский, известный также под псевдонимом «моравскийЛивий» наряду с Томашем Пешиной из Чехорода принадлежит к ведущимисторикам – моравистам эпохи барокко. Он написал работу «Sacra Moraviaehistoria sive vite vita SS.
Cyrilli et Methodii» («Святая Моравия со временпребывания здесь святых братьев Кирилла и Мефодия»), которая былаопубликована в 1710 г. В данном сочинении автор уделяет особое внимание81Zatočil z Levenburku J. N. Kronika obléhání Prahy od Švédů. – Praha: Šolc, 1914. – 96 s.Pešina z Čechorodu T.
Mars Moravicus: Sive Bella horrida et cruenta, seditiones, tumultus ...& alia id genus mala, quae Moravia hactenus passa fuit: Descripta a ... [P. I., usque ad AnnumM.D.XXVI]. – Pragae: Joan. Arnolt de Dobroslavina, 1677. – 958 s. – KNAV Praha, sign. TC49.8258особенностям кирилломефодиевского культа в чешских землях, процессупереноса архиепископской кафедры из Велеграда в Оломоуц.
Главной цельюСтршедовского была пропаганда моравского местного патриотизма, чтолаконичновписывалосьвобщуюкартинучешскойнациональнойэтнокультурной ментальности.Еще один историк круга Б. Бальбина – Йиржи Кругериус. Его 12-томноесочинение «Sacri pulveres» («Священный прах») написано в 1669 г. в формеисторическогокалендаря,вкоторомосновноевниманиеуделяетсяисторическим и религиозным событиям в Чехии.Новое поколение историков, пришедшее на смену поколениюБальбина, с меньшей критичностью подходило к источникам и уже почтибезгранично доверяло как авторитетному источнику хронике Гаека изЛибочан, содержавшей многочисленные легенды и вымыслы83.