диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 10

PDF-файл диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 10 Культурология (57144): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала) - PDF2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала". PDF-файл из архива "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Позже некоторыепостановки проводились и в соборе св. Вита рядом с гробницей ЯнаНепомуцкого.В XIX–XX вв. в кругах либеральных интеллигентов культ святоговоспринимался как символ насильственной рекатолизации, вседозволенностидействий иезуитов и насильственного вытеснения из народного сознанияславного гуситского прошлого. Однако в народе сохранилась любовь ксвятому, культ которого, освобожденный современным научным знанием отскепсиса старой науки, в начале XXI в.вновь занял почетное место вчешской культуре. В настоящее время вновь реанимированы святоянскиеводные торжества Navalis, прекратившие свое существование в первойполовине XX в., в 1925 г.63, организовываются церковные паломничества народину святого, в г.

Непомук Пльзенского района, выставки, посвященныесвятому, конференции, семинары.Еще один святой, к которому было устремлено внимание религиознойобщественности в Чехии в побелогорскую эпоху, стал полулегендарныйсвятой Иван – пустынник, иначе называемый Иваном под скалой64.Наибольшего расцвета святоивановский культ достиг в XVII в. В эту эпохусоздавались наиболее полные обработки легенды о святом Иване. Одна изсамых известных – стихотворная версия «Жития святого Ивана» Фридриха62О творчестве А. Салетки см.: Jacková M. Korunované století - deklamační drama,melodrama a komedie v jednom // Miscellanea theatralia: sborník Adolfu Scherlovi kosmdesátinám. – Praha: Divadelní ústav, 2005.

– S. 80–81.63Svatojánské slavnosti NAVALIS. Největší barokní slavnosti na vodě u Karlova mostu v Prazes třísetletou tradicí! [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.navalis.cz/cz/(дата обращения: 12.06.2013).64О проблеме подробнее см.: Ševčík J. Album svatoivanské. – Praha: Vyšehrad 2002. – 215s.; Мельников Г. П., Турилов А. А. Рец.

на кн.: Ševčík J. Album Svatoivanské //Славяноведение. – М., 2006. – № 2. – С. 115–118.45Бриделя. Она вышла в свет в 1657 г., написана прозиметром (состоит изпрозаических и стихотворных фрагментов). Бриделю также принадлежитлатинская версия легенды «Vita sancti Ivani, primi in regno Boemiae eremitae»(«Житие святого Ивана, первого пустынника в королевстве Богемия»),изданная в 1656 г. и ошибочно приписываемая Матею Фердинанду изБиленберка. Прощание Ивана с миром, входящее в стихотворную версию«Жития», написанногоБриделем, относится к величайшим вершинамчешской барочной литературы: «До свидания мир,/ здесь никогда не бываетхорошо,/ до свидания,/ здесь только одна печаль,/ подари мне твою надежду,/напрасно привлекаешь, /напрасно манишь…/ подобно как слава пустыньбероунских: /Радуйтеся, пустыни/ из них же сам есть/ и буду пребыватьдухом в вас/ Богу воспевать/рощи, леса, красивые горы/ это ваш обширныйплац/вот, что нужно для дворца./Радуйся, широкое поле, радуйтеся, долины/у вас всегда буду пребывать/ примите меня скалы!»65.

В 1785 г. послейозефинских реформ интерес к фигуре святого поблек и возродился лишь вXIX веке66.В эпоху барокко новое значение приобретает культ свв. Кирилла иМефодия67. Чешская средневековая традиция XIV–XVI вв. именно к нимвозводила христианизацию Моравии и Чехии. При этом гуситские авторыподчеркивают православие святых братьев, противоставляя их тем самыммиру католицизма.

Протестантскую интерпретацию свв. Кирилла иМефодия продолжили в XVII в. в своих сочинениях Павел Странский и ЯнАмос Коменский. Огромную роль в новой популяризации культа святыхсолунских братьев сыграли такие известные чешские католическиеписатели, как Богуслав Бальбин, Йиржи Крюгер, Томаш Пешина изЧехорода. В 1667 г. сложившийся кружок вокруг архиепископа Собека, аBridel F. Básnické dílo/ ed. M. Kopecký. Praha: Torst.

– S. 45–46.Vučka T. Pozapomenutý poustevník : svatý Ivan - první český zálesák?// Katolický týdeník,2005. – Roč. 16, č. 6. – S. 4.67Tkadlčík V. Obnova cyrilometodějského kultu // Cyrilometodějský kult na křesťanskémZápadě. – Olomouc: Matice cyrilometodějská, 1995. – Vyd. 1. – S. 29–53.656646также Бальбина, Пешины, Длоуговеского и других добавил в старыйлитургический устав просительную службу святым патронам, которыхставили на первое место перед остальными святыми: «…martyrum Tuorumatque patronorum Cirilli, Methudii, Viti, Wenceslai, Adalberti, Sigismundi,Georgii, Procopii, Benedicti cum fratribus Norberti, Iosephi atque Ludmillae»[«…Твоих же мучеников, наших патронов Кирилла, Мефодия, Вита,Вацлава, Адальберта, Сигизмунда, Георгия, Прокопа, Бенедикта с ихбратьями Нюрбертом, Йозефом, а также (сестрой) Людмилой».

– Перевод слат. яз. наш – Л. А.]68. Широкому почитанию солунских братьев сыграличешские и немецкие проповедники: Бартольд из Моста (Понтаниус), В. Г.Штирценвагер, В. Б. Естржабский, Б. Г. Биловский, Христиан АвгустинПфальц.Кирилло-мефодиевский культ особенно активизируется в барочнойМоравии. Оломоуцкие епископы считали себя продолжателями дела святыхКирилла и Мефодия, а Велеград по праву именовался центром деятельностисвятых братьев. Оломоуцкий епископ Карл II из Лихтенштейна осуществилповторное прославление свв.

Кирилла и Мефодия 9 марта 1676 г.Кирилломефодиевскаятематикаотраженаивдуховныхпеснях,тематически связанных со святыми братьями. Это, прежде всего, моравскиеканционалы Яна Розенплута и Йиржи Глоговского, далее – в некоторыхпеснях канционала Адама Михны «Музыка богослужебного года», МатеяШтейера, Антонина Кониаша, Йозефа Божана и других. Таким образом,святые братья почитались основателями христианской веры в будущемЧешском королевстве как протестантами, так и католиками.Почитание Девы Марии была важной составной частью католическойрелигиозности в Чехии.

Сохранение чистоты веры в Чешских землях изаступничества в неравной битве с протестантами при Белой Гореприписывалось в первую очередь заступничеству Девы Марии, зачавшейбез первородного греха. В Пражском университете каждый новый68Цит по: Kadlec J. Bohemia Sancta. – Praha: Česká katolická charita, 1989. – S. 25.47преподаватель был обязан дать присягу в том, что он верит в непорочноезачатие Иисуса Христа Девой Марией.

В эпоху барокко распространилисьмолитва «Ангел Господень» (Angelus Domini) и молитва Святого Розария.Марианский культ занял особое место в церковном году. Из всехпраздников, посвященных Деве Марии, особо выделяются двунадесятыепраздники Благовещения (Annunciationis B. V. Mariae, 25 марта) иВознесения Девы Марии (Assumptionis B. V. Mariae, 15 августа), а такжеНепорочного зачатия Девы Марии (Immaculatae Conseptioinis B.V. Mariae, 8декабря).Староболеславский образ Девы Марии (Палладиум земли Чешской),выкупленный у шведов, был окончательно помещен в Стара Болеславе 7сентября 1650 г.

в присутствии нескольких тысяч людей.Палладиума в эпоху барокко прославил в своем сочиненииПочитаниеКашпарАрсениус из Радбузы69. С эпохи средневековья староболеславский палладиумбыл тесно связан с культом святого Вацлава. В эпоху барокко вагиографической литературе намечается связь Палладиума с другимисвятымипатронамиЧехии,преждевсегоскирилло-мефодиевскойтрадицией, которая нашла широкое отражение в произведении Арсениуса изРадбузы, а также с культом св. Яна Непомуцкого в произведении Б. Бриделя«Житие св. Яна Непомуцкого» 1725 г.70 Таким образом, связь марианскогокульта с этнонациональным почитанием земских патронов получилазначительный авторитет в процессе рекатолизации в Чехии.Католическая религиозность эпохи барокко в Чехии в целомзначительно влияла на область профанного.

В XVII – начале XVIII вв. вовнелитургическомпространствеприходскойобщиныполучилираспространение религиозные общины (братства), посвященные Пресвятой69Kašpar Arzenius z Radbuzy Poboţná Knjţka O Blahoslawené Panně Marygii … – Praha: uPavla Sessia, 1629. – 239 s. Národní knihovna ČR, sign. 65 E 009418.70Цит. По: Mikulec J. Náboţenský ţivot a barokní zboţnost v českých zemích. – Praha, 2013. –S.

140.48Троице, Христовым страданиям на Кресте, Деве Марии и святым71. Цельюрелигиозных общин было почитание какого-то святого или одного изтаинств веры. На территории Чехии были известны братства Спасителя,Тела Господня, Девы Марии Скорбящей, Святого Розария и другие. Вначале XVII в. религиозные общины, как правило, относились копределенным приходам или монастырским храмам. Со второй половиныXVII в. подобные братства стали известны в деревнях и селах, а к концуXVIII в. количество религиозных братств на территории Чехии и Моравиидостигло 89572.затем –Изначально религиозные общины основывали иезуиты,другие ордены.

Участники религиозных общин были рьянымисторонниками католического обновления в стране: они принимали участиев богослужениях и церковных таинствах, устраивали заупокойные службыпоумершимчленамбратства,занималисьблаготворительностью.Организация религиозных общин определялась составом: в странепревалировалистуденческиеобщины,нобылитакжедворянские,мещанские и крестьянские. Данные религиозные объединения привлекаличешский народ к длительным молитвам, религиозным упражнениямопределенного характера, к паломничествам продолжительностью 2–3 дня,концентрируя свое внимание на практике духовного благочестия, в которыхпрофанное гармонично сочеталось с сакральным.Разновидностью религиозных общин считались марианские братства(дружины), которые возникали при монастырях с иезуитскими коллегиями.В состав таких братств не принимали лиц женского пола.Другой типрелигиозных общин – литературные объединения.

Последние занималисьпопуляризацией церковных песнопений на национальном языке. Такимобразом, религиозные братства, посвященные Христу, Деве Марии, святымслужили своеобразной формой богопочитания в рамках рекатолизации.71Mikulec J. Barokní naboţenská bratstva v Čechach. – Praha: Nakladatelství Lidové noviný,2000. – 154 s.72Mikulec J. Náboţenský ţivot a barokní zboţnost v českých zemích. – Praha, 2013. – S. 160.49Как мы видим, категория патриотизма, а значит и национальныйкомпонент неразрывно связаны с другой, очень важной и неотъемлемойкатегорией культуры эпохи барокко, категорией сакрального.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее