диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 14

PDF-файл диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 14 Культурология (57144): Диссертация - Аспирантура и докторантурадиссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала) - PDF2020-03-27СтудИзба

Описание файла

Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала". PDF-файл из архива "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Оптата, П. Гзела и В.Филатеса, изданная в 1533 г. в Намнешти-над-Ославой; «Грамматикачешская в двух книгах» Вавржинца Бенедикта Нудожерского, изданная вПраге в 1603 г.; «Грамматика чешская, на пять книг разделенная» ЯнаДраховского, вышедшая в 1660 г. в Оломоуце; «Точило языка чешского»Йиржи Констанца, написанная в Праге в 1667 г.; «Преизрядный способ какправильно писать или печатать по-чешски» Матея Штейера, известнаятакже под названием «Ученик».Наибольшую известность получила «Грамматика языка чешского» и«Чешская речь» Вацлава Яна Росы. О непреходящем интересе к языкутакже свидетельствовал повторный выход разговорника и учебника«Грамматика языка чешского» Вацлава Яндыты, изданных в Праге в 1704 г.Разговорник Яндыты выдержал шесть переизданий (1704, 1705, 1715, 1732,1739, 1753 гг.). В предисловии он содержал защиту чешского языка, а такжебыл снабжен словариком.

Очевидно, что для создания подобныхграмматических сочинений, существовала определенная стилистическаядифференциация и теоретическая норма, соблюдаемая редакторами ииздателями88.Письменный чешский язык XVII – начала XVIII вв. легитимно отражалестественноеразвитиеивнекоторыхжанрахпоказывалвысокохудожественный и культурный уровень.

Лишь более поздняякодификация, относившаяся достаточно предвзято к языку барочной эпохи,утверждала, что письменный язык морфологически копирует чешский языкконца XVI в. и из-за этого письменный чешский язык удален от устнойречи. Письменная чешская речь по-прежнему занимала высокое положениев иезуитских типографиях, где также печатались словари и грамматикичешского языка.88Alexová J. a kol. K jazyku a stylu českých barokních textů I.

– Vyd. 1. – České Budějovice:Jihočeská univerzita, Pedagogická fakulta , 1998. – 127 s.64В эпоху барокко прославление Христа, Девы Марии, святыхпроисходит не только на латыни, но и на родном языке. Родной языкпредставлялся эманацией божественного разума, божьим даром. Такимобразом, чешский язык становится сакральной категорией, а любовь к нему– не только долгом, но и проявлением религиозного служения.На чешском языке стала интенсивно развиваться поэзия, религиознопроповедническая и нравоучительная литература, агиография, канционалы.Язык чешского барокко – сочный, пластичный, образный. Именно он какникакой другой язык мог подойти для поэтических сочинений, требующихмаксимум эмоциональных переживаний. В эпоху барокко сформировалсяцелый мощный слой чешской культуры, который в науке получил название«полународного», так как он служил мостом, перекинутым от высокойкультуры к народным массам, а также являлся синтезом профессиональнойи собственно народной культуры.

При этом происходит проникновениеидей и форм высокой культуры в народную и наоборот. Образуется оченьсильный, жизнестойкий культурный тип, чрезвычайно характерный в целомдля чешской культуры. Именно к нему следует отнести чешскиеканционалы.Традиционный подход, введенный позитивистской богемистикойначала XX в., представляет чешский язык побелогорской эпохи как язык,постепенно регрессирующий или даже вымирающий. Указывается наупадок литературных норм и на проникновение простонародного языка, атакже наводнение письменной речи диалектными формами и германизмами.Уже в первой трети XX в. этот тезис начинает оспариваться в трудах З.Калисты, Й.

Вашицы и А. Новака89. Сейчас этот процесс достиг своегоапогея – язык чешских барочных сочинений получил полную историческую89Kalista Z. Tvář baroka. – Praha, 1992. – 180 s.; Ibidem. České baroko - studie, texty,poznámky. – Praha: Evropský literární klub, 1941. – 348 s.; Vašica J. České literární baroko:příspěvky k jeho studiu. – Brno: Atlantis, 1995. – 360 s.; Novák A. Dějiny českéhopísemnictví. – Praha: Sfinx, 1946.

– 320 s.65реабилитацию. Сегодня очевидно, что старая концепция была обусловленаисторико-культурными обстоятельствами своего времени.В настоящее время ведется грандиозная работа по актуализациикультурного наследия чешского барокко, в том числе чешского языка эпохибарокко как данного Богом, освященного наследия славных предков,представляющем собой синтез национального и сакрального.

Даннуюконцепцию освещают как чешские, так и русские ученые: А. Стих90, А.Финдлерова91, О. Коупил92, Ю. В. Кириллов93.§ 1.3. Воплощение религиозно-патриотического локусав культуре эпохи бароккоКатегории национального и сакрального, неразрывно связанные друг сдругом в эпоху барокко в Чехии, находят свое отражение в особенностяхчешского ландшафта. Сакрализация ландшафта наделяет чешский пейзажсакральной символикой и, соответственно, новыми смыслами. Здесь как бынет преграды между искусством, служащим сакральному, и природой.Стираниеграницмеждуприродой,религией,историей,культуройобъединяет мир горний и дольний в состоянии созерцания мистическоговоплощения Спасителя мира.

Данный ландшафт олицетворяет для путниканекий лабиринт, что является символом культуры и мировоззрения, вособенности чешского барокко. Отдельные элементы ландшафта и даже весьландшафтможет ассоциироваться с библейскими местами. ОтсюдаStich A. Jazyková a slovesná kultura v barokních Čechách // Sláva barokní Čechie.

Stati oumění, kultuře a společnosti 17. a 18. století / ed.Vlnas V. – Praha: Národní galerie, 2001. – S.235–252.91Fidlerová A. Barokní čeština: kontexty // Studie k moderní mluvnici češtiny 3. Čeština a dějiny/ Eds. Dittmann R., Uličný O. – Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci, 2013. – S. 64–91.92Koupíl O. Gramatografická a kulturní reflexe češtiny 1533–1672. – Praha: Karolinum, 2007. –333 s.93Кириллов Ю. В. Особенности чешского литературного языка XVII–XVIII вв.:диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.

– М.: МГУим. М. В. Ломоносова, 2010. – 152 с.9066стремление утвердить сакральный статус чешских земель, что можно считатьчастью барочного патриотизма94.В эпоху барокко все пространство Чехии визуально насыщаетсясакральными объектами, долженствующими показать, что она становитсяодной из важнейших земель католического мира. Иначе говоря, патриотизмчеховпреждевсегозаключаетсяворганизациинациональногопространства. Главными составляющими чешского сакрального ландшафтастановятся соборы, храмы, путевые костелы, отдельно стоящие часовни,Божьи муки, статуи Девы Марии и земских святых патронов, в том числеморовые столбы, кальварии (кресты, пьеты).Искусство барокко проникло в чешские земли из Австрии, земельюжной Германии и прежде всего Баварии.

Немалое влияние на искусствочешских земель оказали итальянские мастера. Тем не менее чешскоеискусство во многом отличается от искусства соседних европейских стран.Одной из самобытных черт чешского барокко является то, что в Чехииособый интерес и второе рождение получает средневековое искусствоготики. В это время строятся храмы в стиле, подражающем готике, а вготических храмах создаются барочные капеллы.Искусствоведческаялитература колеблется между терминами «барочная готика» и «готическоебарокко», но все исследователи согласны в том, насколько глубоким былопроникновение стиля барокко в искусство готики, в частности в готическуюархитектуру95.

В Чехии это наглядно демонстрируют постройки архитектораДжованни Сантини – Айхеля: храмы в Седлеце, собор св. Яна Непомуцкогов Ждяре-над-Сазавой,БлаговещенияДевыВознесения Девы Марии,МариивМарианскоммонастырский храмТынце,цистерцианскиймонастырь в Пласе, бенедектинский монастырь с соборомсвв. Петра иПавла в Райграде (Южноморавский край), монастырский собор Девы Марии94Мельников Г. П.

Историко-ландшафтная оптика чешского барочного патриотизма //Ландшафты культуры. Славянский мир. – М., 2007. – С. 95–112.95Kotrba V. Česká barokní gotika. – Praha: Academia, 1976. – 200s.67в Кладрубах и др.96В конце XVII – начале XVIII вв. было созданомножество отдельных часовен, украшенных живописными полотнами,статуй, придорожных каменных крестов, являвшихся частью городскоголандшафта, а также небольших деревень и сел.Среди отдельно стоящих статуй особое внимание занимает типмарианских (моровых) столбов, очень широко распространенный в эпохубарокко в таких городах Чехии, как Кутна Гора, Хрудим, Кацов, Усти-над –Лабой, Пльзен, Костелец-над-Орлицей, Святая Гора у Пршибрама, ВалашскеМезиржичи, Блатна, Брно, Добрушка.

Особое впечатление на зрителяпроизводят барочные скульптурные композиции в честь Пресвятой Троицы вПраге на Малостранской площади, Оломоуце, Теплицах, Карловых Варах,Йиндржихуве Градце, Тржебоне, Велешине, Нове Быстрице, Адамове.Отдельное место занимают моровые столбы, которые ставились в честьопределенного святого. Среди патронов, которым посвящены моровыестолбы, встречаются как средневековые святые – Рох, Себастьян, Розалия,так и святые XVI столетия – Карл Барромейский и Франтиск Ксаверий, атакже чешский святой Иван, чей культ был тесно связан с почитанием св.Людмилы.В XVII–XVIII вв. получили распространение отдельно стоящиедеревянные или каменные фигуры святых чешских патронов на площадях,кладбищах, у отдельно стоящих костелов.Трансляция национальных, этнокультурных и религиозных ценностейэпохи барокко в Чехии проявляется в форме барочных торжеств,демонстрирующих синтез светской и церковной власти, воплощенный вритуальном сопровождении сакрального празднества.

Отдельной формойторжествсчиталосьпаломничествоксвятымместам,получившеемасштабный народный характер. XVII–XVIII вв. можно назвать «золотым96Horyna M. Jan Blaţej Santini-Aichel. – Praha: Karolinum, 1998. – 487 s.68временем» паломничества к святым местам и вместе с тем проявлениемособой набожности97. По сравнению со Средними веками маршрутыпаломничеств во многом расширились, стали создаваться специальные картыдля паломников, где были обозначены часовенки, костелы и другие святыни,встречающиеся на определенном пути, а также атласы паломнических мест.Об обновлении старых или создании новых паломнических маршрутовзаботились дворянство и церковь.

Паломническая процессия была строгоструктурирована. Во время паломничеств делали определенные остановки успециальных мест (это могли быть часовенки, костелы, святые источники),звучали проповеди, молитвы и пение, раздавались специально испеченныехудожественно оформленные пряники.Барочное паломничествосимволизировало проявление особойлюбви к Богу, Деве Марии и святым, локализация почитания которыхявлялась сугубочешской. Марианский культ в эпоху барокко являетсяглавной составляющей, он получает как бы местную чешскую «прописку»,связывая чешский ландшафт, его локусы с сакральной сферой, обогащаячешскоеВозникаютпространствоновыеобщемарианскойкостелы,монастырикатолическойисимволикой.паломническиецентры,посвященные Деве Марии.

К известным марианским паломническимцентрамотносятсяСтараБолеслав,гдехранилсяпочитаемыйСтароболеславский образ Девы Марии, Святая Гора у Пршибрама и святаяГора в Моравии. Кроме упомянутых мест, возник еще целый ряд святыньместного значения: Градчаны в Праге, Млада Болеслав, Ржимов, Хлумек,Богосудов, Кралики, в Моравии – Туржаны, Вранов, Крштины, Слоуп,Сваты Копечек, Дуб. Известно также, что в XVII–XVIII вв. в Пражскомуниверситете существовал особый ежегодныйритуал, представляющийсобой крестный ход от Клементинума до храма Вознесения Девы МарииKalista Z. Česká barokní pouť. K religiozitě českého lidu v době barokní/ Ed.

Horáková M. –Ţďár nad Sázavou: Cisterciana Sarensis, 2001. – 287 s; Ohler N. Náboţenské poutě vestředověku a novověku. – Praha: Vyšehrad, 2002. – 229 s.9769перед Тыном, где находился несохранившийся до настоящего времениобраз Девы Марии Непорочного Зачатия (Virgo Maria Immaculataе),написанный К. Шкретой98.В эпоху барокко, конечно, огромную роль играли паломничества ксвятым земским патронам.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее