диссертация (Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала), страница 6
Описание файла
Файл "диссертация" внутри архива находится в папке "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала". PDF-файл из архива "Соотношение категорий национального и сакрального в культуре чешского барокко на примере литературно-музыкального жанра канционала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГИМО. Не смотря на прямую связь этого архива с МГИМО, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Режим доступа: URL:http://www.lb-spring.ru/articles/71-authentism). – 0,45 п. л.; Философский смысл концепта патриотизм в России и Чехии // Вестникславянских культур. – М., 2013. – № 3 (XXIX). – С. 5–11. – 0,29 п. л.; Славянство в контексте западной цивилизации на примерелитературно-публицистическогонаследиясвященномученикаИлариона (Троицкого). [Электронный ресурс].
Режим доступа: URL:http://www.srpska.ru/article.php?nid=22333). – 0,50 п. л.; Культ святого Вацлава: чешская идентичность и христианскаяуниверсальность // Вестник славянских культур. – М., 2014. – № 3(XXXIII). – C. 59–67. – 0,38 п. л.; Образ св. Ивана-пустынника в творчестве Ф. Бриделя в чешскойлитературе эпохи барокко // Сборник тезисов двух Международныхмолодежных межвузовских междисциплинарных славистическихконференций «Роль славянской молодежи в процессе устойчивогоцивилизационного развития».
– М., 2014. – С. 7–110. – 0,21 п. л.; Ранняя русская редакция службы святому Вячеславу и почитанияподвижника на Руси // Сборник тезисов двух Международныхмолодежных межвузовских междисциплинарных славистическихконференций «Роль славянской молодежи в процессе устойчивогоцивилизационного развития». – М., 2015.
– С. 80–86. – 0,29 п. л.;25 Сборник «Амстердамский канционал» Яна Амоса Коменского: историясоздания и особенности композиции // Культура и искусство. – М.,2016. – № 5. – C. 569–574. – 0,25 п. л. DOI: 10.7256/22221956.2016.5.20439. Преподобный Сергий и святая Людмила Чешская: сопоставлениеконтексте истории христианства Восточной Европы // ИзвестияИркутского государственного университета. – Иркутск, 2017. – Т.
20.– С. 190–197. – 0,33 п. л.Материалыирезультатыдиссертационногоисследованияиспользовались автором при подготовке лекционных и семинарских курсовдля студентов Государственной Академии Славянской культуры в 2013–2015гг., а также при подготовке проектных работ учащихся АНО Гимназии«Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия в 2014–2015 гг.Структура работыДиссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения,списка источников и литературы, а также двух приложений: нотного,состоящего из нотного материала, который включает в себя партитуры песениз канционалов XV – первой половины XVIII вв., и комментариев к текстудиссертации.Главаперваяпосвященасоотношениюкатегорийнационального и сакрального.
Она призвана выявить степень сопряженностикатегории тотальной сакральности христианского мировосприятия человекаэпохи барокко с такими светскими категориями, как патриотизм, историзм,этничность. Вторая глава посвящена канционалу как литературномузыкальному жанру эпохи чешского барокко.
Рассматривается историягимнографического творчества с XV века вплоть до первой половины XVIIIв., анализируются основные чешские канционалы эпохи барокко, их общие испецифические черты. В третьей главе рассматриваются символические итекстологическиеособенноститекстовпесенвканционалах,исполнительская практика канционалов как в эпоху барокко, так и в нашевремя на примере аутентичных ансамблей.
В заключение приводятсяосновные выводы.26Глава 1. Соотношение категорий национального и сакрального вкультуре чешского барокко§ 1.1. Значениепоражения чешского восстания против Габсбурговгг.1618–1620дляформированияновойисторико-культурнойпарадигмы – чешского бароккоНачало XVII в. стало переходным периодом между двумя эпохами,сыгравшими огромную роль для Чехии и всего чешского народа в целом.На протяжении XVII в. меняется культурно-историческая парадигма, когданасменурелигиознойтолерантностиприходитнасильственнаярекатолизация, а расцвет национального языка и культуры сменяетсяинтегрированием национально-языкового элемента в общекультурноепространство империи Габсбургов.
Чешское королевство факическилишаетсясвоейсамостоятельностиистановитсянаследственнымвладением Габсбургов. Земли в Чехии раздаются королевской властью такназываемомуинтернациональномудворянству–офицерамармииГабсбургов, участвовавших в Тридцатилетней войне (1618–1648 гг.),началом которой послужило восстание против Габсбургов (1618–1620 гг.).До этого в XV–XVI вв.
гусизм и гуситская традиция были основой чешскойкультуры. Так как Чехия раньше других европейских стран была охваченареформационным движением (гусизмом), ее культура развивалась двастолетия преимущественно по реформационному типу.Историческимводоразделом, своего рода отправной точкой, национальным изломомчешской истории стала битва при Белой Горе в 1620 г., котораязнаменовала начало нового периода в истории Чехии. Со временигуситскихвойнпротиворечий,возниклокоторыеконфессиональнойсредемножествонеисоциальныхзамедлиливылитьсявипроявитьсяострыйрелигиозныхвширокойконфликтмеждупротестантами и католиками, перешедший впоследствии в вооруженное27восстание.Врезультатеразгромавосстанияпобедившаясторона(католики) развернула череду репрессий.
21 июня 1621 г. на Староместскойплощади в Праге были казнены 27 предводителей восстания. Протестантыбыли вынуждены принять католицизм или навсегда покинуть пределысвоей родины. Среди эмигрантов был и известный гуманист, педагог,епископ Общины чешских братьев, музыкант Ян Амос Коменский иисторик Павел Скала из Згорже. Известный католический историк XVII в.Богуслав Бальбин называл битву при Белой Горе «проклятием» чешскойистории.
Если гусизм прежде всего опирался на свои конфессиональныеустановки, позже приобретя черты национального характера, что особеннопроявилось в функционировании чешского языка, то сословное восстание1618–1620 гг., только маскируясь под гусизм, было выражениемполитического прессинга обеих враждующих сторон. Так, современник техсобытий, иезуит, писатель-сатирик Михал Печка пишет следующее: «Чехихотели уподобиться своим предкам, гуситам, но не имели ни их силы, ниотваги, ни благородства, ни мудрости, ни доблести, ни их военногоискусства…»29.После подавления восстания начинается период усиленной интеграцииЧехии в систему империи Габсбургов, что, прежде всего, означалорекатолизацию и подчинение земских институтов имперским. Результатамиэтих процессов была массовая эмиграция некатоликов и растворениечешского элемента в среде «интернационального» дворянства, вторичнаягерманизация чешских городов, резкий рост количества и значениямонастырейипаломническихцентров,религиозныхбратств.Встилистическом отношении наступила эпоха барокко.
Вследствие этихобъективныхтрансформацийкультурачешскогоэтносаиспытывалаогромное негативное воздействие, но она сохранилась, приняв новые формыи содержание, доминантами которого становятся новая религиозность и29Цит. по Kratochvil A. Oheň baroka. – Brno, 1991. – S. 34.28историческийпатриотизм,взаимосвязанными.Конечно,причемэтиотрицаетсяикатегорииоказываютсянегативнорасцениваетсягуситское прошлое, на смену которому в качестве патриотическойдоминантывновьприходиткультчешскихнациональныхсвятыхдогуситского периода.Вплоть до середины XIX в.
чешские протестанты воспринималипоражение 1620 г. как национальную трагедию, в то время как католикисчитали это событие результатом победы Церкви над ересью. В эпохуНационального Возрождения Й. Добровский, Ф. Пельцль, Й. Юнгманнвоспринимали битву у Белой Горы символом национального поражения иунижения.«Отецчешскойистории»Ф.Палацкийохарактеризовалбелогорскую битву как начало «наибольшего отдаления от основногонационального развития»30. В полемику с протестантом Палацким вступиликатолически настроенные историки В. Томек31и А. Резек32. Так, Томексчитал, что побелогорский абсолютизм спас чешскую нацию от анархии. Сточки зрения А.
Резека, Белая Гора способствовала сохранению чехаминациональнойидентичности.Этоненациональноеверховенствонаднемецкойнационального патриотизма.периодупадка,стихиейа,инапротив,оживлениеТ. Г. Масарик в «Чешских вопросах»упоминает феномен Белой Горы четыре раза. Для него это «только погреб, вкотором умерли два предшествующих года»33, когда «в сердце чешскойземливыступилиисториографияиностранцыназвалавсюпротивпоследующуюиностранцев»34.эпохуЧешскаяпобелогорской,асформировавшееся в этот период мировоззрение – барочным. Чешскийисторик конца XIX – начала XX вв.
Й. Пекарж, разделяя добелогорский иPalacký F. Drobné spisy. – S. 275.Tomek V. V. Dějepis města Prahy (1855–1901). – Praha, 1898. – Sv. 6–7.32Rezek A. Dějiny Čech a Moravy nové doby. Od míru Westfálského aţ do smrti císařeFerdinanda III. (1648–1657). – Kn. 1 – Praha: I. L. Kober, 1908. – 513 s.33Masaryk T. G. Česká otázka. Snahy a tuţby národního obrození.
– Praha, 1948. – S. 216.34Tamtéţ. – S. 245.303129постбелогорский периоды, считал, что сложившиеся новые историкокультурныеусловиясуществованиячешскойнацииспособствовалипрогрессивному развитию Чехии. Он не скрывает своего восхищениябарочной культурой побелогорской Чехии: «Историк должен признать то,что барокко, которое победоносно вступило как новый духовный властительв завоеванное Чешское королевство, несло с собой сильную культурнуюстихию. Это заключается не только в эстетическом богатстве, которым этотстиль наполнил Чехию…, но и зависит от этого эмоциональноговыражения…»35.Довольно трудно точно обозначить начало и конец эпохибарокко, так как одна эпоха переходит в другую, обогащая своиммировоззренческим и культурным потенциалом следующую.