Диссертация (Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития". PDF-файл из архива "Религиозное образование в современном российском обществе содержание, особенности и перспективы развития", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный областной университет (МГОУ)На правах рукописиЛевицкая Александра АлександровнаРЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМРОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ ИПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯСпециальность 09.00.11 – Социальная философияДиссертацияна соискание ученой степени кандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорМайкова Валентина ПетровнаМосква – 20192ОглавлениеВведение ................................................................................................................ 3Глава 1.
Методологические основы исследования религиозногообразования в современном российском обществе ............................................... 261.1. Понятие «религиозное образование» и основные принципыисследования ................................................................................................................ 261.2. Динамика взаимодействия светскости и религиозности вроссийском образовании ............................................................................................ 511.3.
Компаративный анализ практики государственного регулированиярелигиозного образования .......................................................................................... 70Глава 2. Особенности развития религиозного образования всовременном российском обществе .......................................................................... 912.1. Основные характеристики религиозного образования ...................... 912.2. Противоречия процесса осуществления религиозного образования....................................................................................................................................... 1082.3. Тенденции и перспективы развития религиозного образования.... 125Заключение ......................................................................................................
146Список литературы ........................................................................................ 1513ВведениеСовременная система образования – это важнейший фактор гуманизацииобщественно-экономическихустановокличности,отношений,формированияспособствующихновыхрасширениюжизненныхмежкультурноговзаимодействия. Поиск новых путей решения образовательных и воспитательныхзадач, связанных с обеспечением мировоззренческого самоопределения личностии формированием ценностной системы, включает в себя рассмотрение вопроса овзаимоотношениях общества и религиозных организаций в сфере просвещения.Актуальность темы исследования.Почти девяносто лет в России знания о религии не преподавались в среднейшколе, а высшая школа давала сведения о данном феномене только в ракурсенаучного атеизма, поэтому проблематика религиозного образования не входила вполесоциально-философскогоисследования.Вработах,посвященныхформированию мировоззрения учащихся, не упоминалось о его религиознойсоставляющей.
Это отразилось на снижении способности современной наукибыстро отвечать на вызовы меняющейся социокультурной ситуации, когдадемократизацияобщественнойжизнисделалаактуальнойплюрализммировоззрений и способов развития личностной духовности.В обществе, где религиозная жизнь перестает рассматриваться какмаргинальное явление, нахождение оптимальных форм включения в содержаниеобразования элементов религиозных знаний становится условием эффективностирезультатов образования и воспитания.
Современная система образования, решаязадачи подготовки эффективных специалистов и формирования необходимогоуровнякультурыигражданскойлояльностиличности,сталкиваетсяснеобходимостью уделять внимание подготовке обучаемых к встрече с феноменомрелигиозной веры в условиях современного российского общества – традиционномногоконфессионального и многонационального.В настоящий период решения о включении в процесс образования ивоспитаниярелигиознойсоставляющейреализуютсянаосновании4прагматических управленческих решений, принимаемых в соответствии свекторами официальной государственной политики и с учетом некоторыхрезультатов богословского опыта, но без ориентации на методологические идеироссийской науки, поскольку таковые только создаются. Практика образования ивоспитания показывает, что включение религиозных знаний в процесс обученияпроисходитприболееактивномучастиипредставителейрелигиозныхорганизаций, которые иногда вынужденно забирают приоритет в этом процессе вусловиях неготовности светских органов образования вести продуманную ивзвешенную политику формирования мировоззрения.Российская система образования, с разной степенью эффективностиреформируемая по западным эталонам, до сих пор отличается своеобразием инеповторимостью,посколькудействуетвобществе,гдемногоконфессиональность сочетается с доминированием одной конфессии, гдероль религии в истории государства и общества очень высока и, в большинствеслучаев, позитивна, а длительный исторический этап в культурной политикехарактеризуется как антирелигиозный.В практике российского образования необходимо сочетать религиозность исветскость.
В данном случае светскость должна означать научный подход, как впреподавании знаний о выбранной профессии, так и в преподавании знаний орелигиях,котороедолжноосуществлятьсявобязательномпорядке.Религиозность же как принцип образования следует, мы думаем, понимать, какформирование в процессе обучения знаний о тех социальных функциях, которыеможет выполнить только религия, и обеспечение всем желающим допуска кспециальным знаниям о вероучениях. Важно научиться сочетать два подхода ксистеме обучения, дать человеку понимание, что светскость и религиозностьодинаково важны и всегда сопутствуют человеку, что источником моралиявляется не только религиозная сфера, как и не только светская.
Взаимодействиеи взаимопроникновение религиозности и светскости друг в друга, как в жизни,так и в системе образования, всегда будут существовать, их невозможноигнорировать. Поэтому необходимо определить и обосновать место религии (т.е.5религиозных знаний, представителей религиозных организаций) в системеобразования и воспитания современного российского общества.
На данном этапестановится важным проанализировать основные противоречия, определяющиесоотношение религиозности и светскости в образовании, влияющие на развитиерелигиозного образования и религиозной составляющей светского образования,выявить тенденции и перспективы их развития.Степень научной разработанности темы.Изучение целей, содержания и форм религиозного и светского образованияпроводится в рамках различных наук – социальной философии, религиоведения,культурологии, педагогики, социальной психологии, социологии. В результатеэтого сложились определенные методологические подходы к изучению процессаобразования.Феноменологические идеи и подходы к анализу процесса образования вцелом развиты в трудах Э. Гуссерля, Ф.
Шлейермахера, Л. Фейербаха, Г. ван дерЛеува, П. Тиллиха, М. Элиаде, Р. Нибура, У. Смита и ряда других выдающихсяфилософов и религиоведов. Гносеологические вопросы соотношения веры изнания, религии и науки, субъективного и объективного рассматриваются вкритико-рационалистическойпрограммеК.Поппера,эволюционнойэпистемологии Т. Куна и И. Лакатоса, а также в отечественных работах в областитеории познания (В.В. Ильин, В.А. Лекторский, С.В.
Михалкин, В.В. Налимов,B.C. Степин и Т.И. Ойзерман1).Методологически значимым основанием для раскрытия социальныхаспектов теории неконфессионального религиозного образования является англоамериканская аналитическая традиция философии образования, связанная сименами И. Шеффлера, Р. Питерса и П. Хёрста, и сформулированная в рамках1Ильин В.В. Теория познания.
Введение. Общие проблемы. 2-е издание. М., 2010; Теорияпознания. В 4-х томах. Под ред. В. А. Лекторского и Т. И. Ойзермана. М., 1992-1994; МихалкинН.В. Генезис, философия и методология науки // учебное пособие для аспирантов. Москва,2007; Налимов В.В. Возможно ли учение о человеке в единой теории знания. Спонтанностьсознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. 3-е изд. М.,2011; Стёпин В.С. Научное познание в социальном контексте.