Диссертация (Лингвокультурные коды в семантике лексико-фразеологических единиц военного сленга США), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвокультурные коды в семантике лексико-фразеологических единиц военного сленга США". PDF-файл из архива "Лингвокультурные коды в семантике лексико-фразеологических единиц военного сленга США", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве ВУ МО РФ. Не смотря на прямую связь этого архива с ВУ МО РФ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Г. Крысько этнические стереотипырассматриваютсякакоднаизразновидностейоказывающих непосредственное влияние насоциальныхповедениестереотипов,человека,имеющихстихийный характер, обладающих такими свойствами, как оценочность иэмоциональность, и позволяющих экономить усилия и суммировать опытпредшествующих поколений. Как и социальный стереотип, этнический стереотипустойчив и может быть как истинным, так и ложным.
Этнопсихолог определяетэтнический стереотип как «схематизированный образ своей или чужойэтническойобщности,которыйотражаетупрощенноезнание(иногдаодностороннее или неточное, искаженное) о психологических особенностях иповедениипредставителейконкретногонародаинаосновекоторогоскладывается устойчивое и эмоционально окрашенное мнение одной нации одругой или самой себе» [Крысько: 71].К одному из важнейших свойств этнических, или национальных,стереотипов В. Г. Крысько относит их однозначность, которая позволяеткатегоризировать явления окружающего мира по принципу «свой-чужой»:«Стереотип однозначен, он делит мир на две категории: "знакомое" и"незнакомое".
"Знакомое" становится синонимом "хорошего", а "незнакомое" –синонимом "плохого"» [там же: 71 – 72]. Этнические стереотипы служат основойдля возникновения предрассудков, неверных суждений и предвзятых выводов опредставителях того или иного этноса [там же: 71].49Этнические стереотипы реализуются в виде стереотипов поведения истереотипов восприятия. Первые представляют собой устойчивые упрощенныемодели поведения, возникшие в результате исторического опыта и характерныедля всех членов этноса. Вторые воплощаются в устойчивых суждениях и образах,имеющих тесную взаимосвязь своих когнитивных и эмоционально-оценочныхкомпонентов [там же: 73].Среди функций, присущих этническим стереотипам, В.
Г. Крыськовыделяет:– регулятивную (стереотип оказывает влияние на поведение человека впроцессе его социализации);– ценностно-защитную (стереотип служит защитой сложившихся традицийи норм);– идентифицирующую (стереотип содержит оценочный компонент ивыражает эмоциональное отношение к объекту или явлению окружающего мира);– когнитивную (стереотип позволяет экономить умственные и временныересурсы человека в процессе постижения бытия);– манипулирующую (стереотип – это инструмент воздействия на людей дляреализации идеологических и политических целей) [Крысько: 71 – 74].В.
Г. Крысько дифференцирует этнические стереотипы на автостереотипы(совокупностьсужденийособственнойэтническойобщности)игетеростереотипы (комплекс представлений о чужом этносе). Автостереотипы –это мнения, оценки и суждения, как правило, положительного характера, в ихформировании важную роль играют исторические факты, хорошо известныепредставителям данной этнической общности. Гетеростереотипы, возникновениекоторых обусловлено спецификой исторического взаимодействия народов, могутиметь как положительную, так и отрицательную коннотацию. Гетеростереотипыскудны по содержанию и представляют собой суждения о наиболее отчетливопроявляющихся особенностях менталитета другого народа, не претендуя наисчерпывающую характеристику [там же: 75].50Согласно мнению В.
В. Красных, стереотип – это некое представлениефрагмента окружающего мира, инвариант участка картины мира, фиксированнаяментальная «картинка», возникающая в результате отражения в сознаниичеловека фрагмента реального мира [Красных, 2002: 177 – 178]. Стереотипырассматриваются лингвистом в двух разновидностях: стереотипы поведения истереотипы-представления.
Различия двух ипостасей, в которых выступаетстереотип, заключаются в выполняемых им функциях. Так, стереотипы поведениявыполняют прескриптивную функцию, которая позволяет им определять характерповедения и действий. Стереотипы поведения хранятся в сознании в видештампов, выступают в роли канонов, предписывают вербальное поведение в тойили иной коммуникативной ситуации [Красных, 2002: 179].Стереотип-представление выполняет предикативную функцию, определяя,чего следует ожидать в той или иной ситуации: «стереотип-представление естьнекотораяструктураментально-лингвальногокомплекса,формируемаяинвариантной совокупностью валентных связей, приписываемых данной единицеи репрезентирующих образ, представление феномена, стоящего за даннойединицей, в его [образа, представления.
– Е. Ч.] национально-культурноймаркированностиассоциативныхприсвязейопределенной(векторовпредсказуемостиассоциаций)».направленныхСтереотипы-представленияхранятся в виде клише сознания и функционируют в качестве эталонов [там же:178 – 180].Стереотипы-представления как некие минимизированные и национальнодетерминированные суждения об объектах окружающей действительности илиситуациях, в которых принимает участие человек, В. В.
Красных разделяет настереотипы-образы и стереотипы-ситуации. Ключевыми элементами стереотипаобраза выступают атрибуты, а стереотипа-ситуации – действия или предметы, накоторые данные действия направлены [там же: 196]. Так, «военный» может бытькрасивым, подтянутым, дисциплинированным и «дубовым» (РАС), но естьопределенные предметы-атрибуты, имеющие устойчивую связь с образомвоеннослужащего: мундир, погоны, фуражка.51Наглядным примером стереотипной ситуации выступает ассоциация«честь – отдать».
Для представителя русского лингвокультурного сообществаданная ситуация ясна, в то время как иностранцу могут потребоваться поясненияо формулировке названия одного из древнейших воинских ритуалов –выполнения воинского приветствия.Одним из важнейших свойств стереотипов является их национальнаямаркированность: даже в случае существования аналогов в разных культурах ихзначения часто оказываются не тождественными и различаются деталями инюансами.
На ключевую роль стереотипов, ассоциирующихся с этническойобщностью, в исследовании особенностей национального характера указываетТ. Г.Тер-Минасова.«стереотип»изЛингвиструсско-иприводитванглоязычныхпримердефиницииисточников:понятия«схематический,стандартизированный образ или представление о социальном явлении илиобъекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие устойчивостью.Выражаетпривычноеотношениечеловекаккакому-либоявлению,сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта»(Краткий политический словарь), «fixed mental impression [фиксированноеумственное представление]» (COD); «a fixed pattern which is believed to represent atypeofpersonorevent[фиксированныйобразец,которыйпринятосчитать представлением о типе человека или события]» (LDCE) [Тер-Минасова:138].В своих трудах Т.
Г. Тер-Минасова отмечает негативную окраску термина«стереотип» в русском и английском языках, что не вполне справедливо поотношениюкпроблеместереотипизациивконтекстемежкультурнойкоммуникации: «При всем своем схематизме и обобщенности стереотипныепредставления о других народах и других культурах подготавливают кстолкновению с чужой культурой, ослабляют удар, снижают культурный шок»[там же: 138 – 139].
Лингвист выделяет четыре основных источника информациио стереотипных качествах представителей различных этносов:521) международные шутки и анекдоты, которые рассказывают члены одногоэтноса о самих себе, и те, которые создаются другими народами;2) национальная классическая художественная литература, произведениякоторой получили признание в культуре этнической общности и оказализначительное влияние на умы представителей народа;3) устное народное творчество, фольклор;4) язык как самый надежный и научно приемлемый показатель менталитетанации, отражающий специфику характера своего носителя и формирующий егомировоззрение [там же: 86 – 93].Стереотипы как исходные предпосылки для оценки национальногохарактера и языковые средства их экспликации находятся в центре вниманияисследований А.
С. Романова, анализирующего специфику военной субкультурыСША. Среди лингвистических средств, отражающих стереотипные репрезентацииармейского социума, А. С. Романов называет не только лексико-фразеологическиеединицы, синтаксические конструкции, сравнительные обороты, пословицы ипоговорки, но и армейские анекдоты, строевые песни, языковые единицывоенного жаргона, вербовочные слоганы и тексты военно-политического иинтернет-дискурсов [Романов: 82].К одному из самобытных культурно детерминированных феноменовармейской среды, фиксирующих стереотипы, бытующие в вооруженных силахСША, относится армейский вербовочный слоган. Так, представление осплоченности воинского коллектива и неразрывного единства американскихвоеннослужащих вне зависимости от их звания и срока службы находитотражение в слогане "Army of One" – «Армия едина» [там же: 97 – 98].Многоплановым культурным феноменом, репрезентирующим стереотипныесуждения американских военнослужащих о социальных группах, профессиях,классах, нациях, возрастных категориях людей и др., выступают армейскиеанекдоты.
Например, в анекдоте "There are two army rules: № 1. The commandingofficer is always right. № 2. If the commanding officer is not right, see № 1" («В армиисуществуют два правила: № 1. Командир всегда прав. № 2. Если командир неправ,53смотри правило № 1») явно прослеживается стереотип об армии как социальноминституте, основанном на принципе единоначалия, отличительной чертойкоторогоявляетсяжесткаядисциплинаинеукоснительноеисполнениетребований воинских уставов [там же: 104 – 105].ОтдельныйинтереспредставляетпроведенноеА.С.Романовымисследование языкового материала интернет-форумов: «сетевая дискуссиявыступает в качестве одного из инструментов межличностной коммуникации.Сетевой форум фиксирует и передает не только культурную генетику этноса, но истереотипныепредставлениясетевого дискурса позволилобвыделитьокружающемактуальныемире».стереотипыАнализкакоположительных качествах (ответственности, готовности к самопожертвованию,патриотизме, выносливости, уважительном отношении к рабочей этике, гибкости,выдержке и т.
д.), так и об отрицательных свойствах представителя армейскогосоциума США (низком уровне интеллекта и общей культуры, агрессивности,грубости, кровожадности, наличии психических отклонений, безответственностии т. д.) [Романов: 167].Развивая тему отражения специфики военной субкультуры и стереотипныхпредставлений в семантике языковых единиц, Е. В.