Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 42
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 42 страницы из PDF
Котельников«Колыбельная»Г. Свиридов«Грустнаяпесня»А. Гречанинов«Недовольство»Г. Свиридов«Дождик»С. Майкапар«Тревожнаяминута»К. Тушинок«Сердитыймедвежонок»Г. Свиридов«Упрямец»А. Хачатурян«Андантино»С. Прокофьев«Сказочка»К. Тушинок«Цветнойдожды»С. Прокофьев«Пятнашки»Р. Шуман«Хорал»Ю. Штуко«Ночноешествие»С.
Прокофьев«Раскаяние»Р. Шуман«Шахерезада»Р. Шуман«Первая утрата»Г. Свиридов«Парень сгармошкой»Г. Свиридов«Колыбельнаяпесенка»А. Гречанинов«Материнскиеласки»А. Гречанинов«Марш»К. Тушинок«Великан»К. Тушинок«Силачи»К. Тушинок«Менуэтслонов»С. Прокофьев«Траурноешествие»С. Майкапар«Похоронныймарш»Р. Шуман«Солдатскиймарш»С. Прокофьев«Марш» C-dur. Г.
Свиридов«Попрыгунья»А. Хачатурян«Сегоднязапрещеногулять»А. Хачатурян«Две смешныететенькипоссорились»Г.Свиридов«Колдун»Р. Шуман«Охотничьяпесенка»К. Тушинок«Фанфары»Необходимо внимательно прослушать музыкальные примеры и определить,какое настроение она вызывает у вас, какие возникают в вашем представлении225образы при прослушивании. Подберите слова, подходящие для вашегопереживания музыки.Пробный вариант тестирования (пять фрагментов из цикла «Детскийальбом» П.И, Чайковского):1. «Утреннее размышление»- умиротворенно, спокойно2. «Сладкая греза» - ласково, мягко, нежно3. «Баба Яга» - враждебно, тревожно, сердито4 . «Болезнь куклы» - огорченно, жалобно, скорбно5.
«Игра в лошадки» - задорно, проворно, игривоВ случае самостоятельно подобранных определений своих переживанийучащимися, происходит их оценивание диагностом как продуктивных, т. е.творческих. В этом случае в индивидуальной диагностической карте выставляется2 балла. В случае затруднений и невозможности учащимся самостоятельноподобрать определения, ему предложен выбор - из пяти слов необходимо выбратьодно, которое более всего подходит для характеристики эмоциональногосодержания фрагмента. После чего называются пять терминов из разных секторовсловаря эмоций; один из них соответствует характеру музыкального фрагмента,остальные отражают альтернативные или противоположные эмоциональныесостояния.
Здесь правильно указанное определение оценивается в 1 балл.Например (в соответствии с пробным вариантом предъявления фрагментов):1-й - задорно, спокойно, тревожно,решительно, тоскливо;2-й - весело, сердито, гордо, нежно, тяжело;3-й - сердито, озорно, мягко, вяло, шутливо;4-й - решительно, жалобно, гневно, празднично;5-й - устало, тяжело, ласково, умиротворенно, игриво.Если учащийся сумел самостоятельно определить эмоционально-образноесодержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняетсвои синономичные характеристики-мыслеобразы, то такой ответ следуетоценить как продуктивный и зафиксировать 2 баллаВерноеопределениеучащимсяэмоционально-образногосодержания226прозвучащего музыкального фрагмента с помощью диагноста оценивается какадекватно-репродуктивныйдиагностическойуровень.Вэтомслучаевиндивидуальнойкарте выставляется 1 балл.
Неправильное определениеоценивается в 0 баллов.Индивидуальная диагностическая картаФИО учащегосяСлепокурова Екатерина. Возраст 11 летНаправление «Инструментальное исполнительство» (гитара)НеадекватнаяАдекватнаяПродуктивнаярефлексиярефлексиярефлексия1 серия1 фрагмент2 балл2 фрагмент1 балл3 фрагмент2 балл4 фрагмент1 балл5 фрагмент1 баллИтого: 7 баллов3 серия1 фрагмент1 балл2 фрагмент2 балл3 фрагмент2 балл4 фрагмент1 балл5 фрагмент1 баллИтого: 7 баллов4 серия1 фрагмент2 балл2 фрагмент2 балл3 фрагмент2 балл4 фрагмент1 балл5 фрагмент1 баллИтого:Итого: 8 балловОбщий вывод о степени развития эмоциональной рефлексии учащихсястроится на основе 10-бальной системы, где низкому уровню развитияэмоциональной отзывчивости на музыку соответствую от 0 до 3 баллов, среднему– от 4 до 7 баллов, высокому – от 8 до10.227Диагностический ключ-матрица эмоций, их направленности и степенивыраженностиВектор 1Позитивные эмоцииВектор 3(радостно)могуче, величественноуверенно, достойноплавно, нежноликующе, блестяще,бодро, звонколегко, лучистоСпокойно,Мудро,МирноТорможениеВозбуждениеробко, покорноуныло, жалобноугрюмо, подавленноВектор 2тревожно, нетерпеливопрезрительно, сердитогневно, яростноНегативные эмоции(грустно)Вектор 4228Приложение 4Слуховой аудио-тест1Ф.
Шопен. Полонез As-dur 4 такта2Д.Д. Шостакович. Вальс-шутка Es-dur 4 такта3Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» As-dur 4 такта4Л. Моцарт Менуэт d-moll 4 такта5М.И. Глинка. Полонез из 2 д. оперы «Иван Сусанин» D-dur 4 такта6Шопен ноктюрн Es-dur 4 такта7Фрагмент «Мазурки» П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом»4 такта.8П.И, Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из цикла«Детский альбом» 4 такта9Фрагмент «Польки» П.И.
Чайковского из цикла «Детский альбом» 4такта.10 Фрагмент из пьесы «Новая кукла» П.И. Чайковского из цикла«Детский альбом» 4 такта.229Приложение 5Анкета слушателя№Задание1Эмоционально –образнаяхарактеристикапроизведения(написать 5определений)28Характеристикасредствмузыкальнойвыразительности(подчеркнутьнужное)Ответ2. Особенности мелодиивокальная или инструментальная,плавная или скачкообразная,широкого дыхания или короткие фразысвой вариант (указать, какой)3.
Лад мажор, минорвид лада (натуральный, гармонический,мелодический)другой лад (указать, какой)4. Особенности ритмического рисункаравномерный или неравномерный ритмическийрисунок,какие длительности преобладают, особенностиритма (пунктир, триоль, синкопа, другое),другие особенности (указать, какие)5. Гармонический языккакие обороты преобладают; какие яркиеаккорды или гармонические оборотыпрозвучали6. Фактураа) полифоническая,б) гомофоннаяв) другая (указать, какая)7.
Особенности динамики, динамических230оттенков, штрихиплавные переходы от нюанса к нюансу,контрасты форте и пианоприглушенная динамика,яркая динамикапреобладающие штрихиlegato, staccato, non legato, pizzicatoдругие (указать, какие)8. Исполнительский составкакие инструменты участвуют в исполнениимузыки910Наиболее яркиесредствамузыкальнойвыразительностиЖанрпроизведения:(во второй строкеуказатьразновидностьжанра)Выписать из вышеперечисленныхПесенныйТанцевальныйМаршевыйдругой231Приложение 6Лист практического задания для определения жанровой спецификимузыкального произведения по нотному тексту№Вопрос1 Определите лад, тональность, тональный план (кратко)произведения.2 Определите форму произведения (фрагмента).3 Охарактеризуйте склад произведения, тип фактуры.4 Назовите особенности мелодии произведения5 Определите особенности ритмического рисунка.6 Назовите особенности гармонического языка вэкспозиционном разделе формы, в кульминации и каденциях.7 1.Охарактеризуйте штрихи8 2.Охарактеризуйте особенности динамики.9 3.Охарактеризуйте диапазон звучания10 Назовите наиболее специфические средства музыкальнойвыразительности и определите, признаками какого жанраони являются.232Приложение 7Методика Е.В.
Назайкинского «Жанр и имя»№Название№Название1Аллеманда17Ноктюрн2Баркарола18Опера3Бурре19Пассакалья4Вальс20Песня5Гавот21Полонез6Галоп22Прелюдия7Инвенция23Романс8Колыбельная24Серенада8Концерт25Симфония10Краковяк26Сицилиана11Куранта27Соната12Мазурка28Сюита13Марш29Токката14Менуэт30Экспромт15Месса31Элегия16Миниатюра32ЭтюдПервый этапДля каждого жанрового термина в предложенном списке необходимоотыскать первичные значения, используя словари (музыкальные,этимологические, словари иностранных терминов).№1НазваниежанраАллеманда2БаркаролаЗначенияОт фр.
- немецкая) — танец XVI—XVIII вв.,величественный и плавный емп умеренно медленный,размер 4/4от ит. bаrса — лодка - песня лодочника; Песнявенецианских гондольеров, а также вокальное илиинструментальное произведение в стиле такой песни233франц. bourrée, от bourrer делать неожиданные скачки–из франц. яз., где valse < нем. Walzer, суф.производного от walzen «вращать» от нем. Walzer, отwalzen - выкручивать ногами в танце, кружиться3Бурре4Вальс5Гавотhttp://enc-dic.com/enc_music/Gavot-1643.htmlфранц.gavotte, от прованс. gavoto, букв.
- танец гавотов,жителей области Овернь во Франции) - старинныйфранц. нар. танец.6Галоп78ИнвенцияКолыбельная9Концертиз франц. galop, которое восходит к франк. *walh hlaup"кельтская рысь". wala-hlaupan - хорошо бежатьот лат . inventio - изобретение, выдумкаот «колыбать» (практически исчезнувшему из языка),имеющему значение "качать".нем. Konzert, от итал.
concerto — концерт, букв. —состязание (голосов), от лат. concerto — состязаюсьпольское krakowiak — от названия города Краковфранц. courante, итал. corrente — бегущая) —старинный придворный танец итальянскогопроисхождения, распространенный в XVI— XVII вв.польское mazur — от названия Мазовии — польскийнародный танец..10 Краковяк11 Куранта12 Мазурка13 Марш14 Менуэт15 Месса16 Миниатюра17 Ноктюрнфр. marche, буквально: шествие, хождениефранц.
menuet, от menu -маленький, мелкий,французский танецфранц. messe, от позднелат. missa, принятоекатолической церковью название литургии .франц. miniature, итал. miniaturaфр. nocturne — ночной18 Операитал. opera, букв. — труд, дело, сочинение19 Пассакальяитал. passacaglia, франц. passacaille, испан. pasacalle, отиспан. pasar — проходить и calle — улица20 Песня21 Полонез22 Прелюдия23 Романс24 СеренадаОт петь, пою́.фр. polonaise — польскийот лат. praeludo — делаю вступлениеот испанского слова "romance", что значит романский,то есть исполняемый на "романском" (испанском)языке.фр. sera — вечер23425 Симфонияот греч. «созвучие» — жанр симфоническойинструментальной музыки26 Сицилианаитал. siciliana, франц. sicilienne, букв.
— сицилийская27 Сонатаит. sonata, от sonare — звучать28 Сюитафранц. suite, букв. — ряд, последовательность29 Токкатаитал. toccata, букв. — прикосновение, удар, от toccare— касаться, трогать; испан. tocar, франц. toucherот лат. expromptus — готовый30 Экспромт31 Элегиягреч. elegeia, родств. elegeton — дистих и elegos —траурное пение в сопровождении авлосафр.
etude — изучение32 ЭтюдВторой этап. СистематизацияПреподаватель предлагает несколько групп обобщающих характеристик жанров.Первая систематизация• Национальность, страна - аллеманда, романс, полонез.• Конкретная местность, провинция – гавот, краковяк,мазурка, сицилиана.• Официальная функция (государственная,развлекательная, ритуальная) – месса.• Время исполнения – ноктюрн, серенада.• Конкретная обстановка, предметы, место расположения –баркарола, пассакалья.• Связь с предметами и их функцией – колыбельная• Музыкальная связь участников исполнения – концерт,симфония• Указание на источник звучания музыки – песня• Указание на инструментальное звучание – соната• Связь с действием, с типом действий – опера• Характер музыкального движения – куранта, токката• Модус исполнительской экспрессии – элегия• Характеристика музыкальной формы – миниатюра,сюита• Музыкально-профессиональная функция – этюд• Принцип сочинения – инвенция, экспромт• Характер сопровождаемого музыкой движения – вальс,бурре, галоп, марш, менуэт.• Композиционная функция – прелюдия• Принцип сочинения – инвенция.2351.2345678Вторая систематизацияНациональность, страна – романс.Конкретная местность, провинция – гавот, краковяк, мазурка.Время исполнения – ноктюрн, серенада.Конкретная обстановка, предметы, место – баркарола.Связь с предметами и их функцией – колыбельная, баркаролаМузыкальная связь участников исполнения – концерт,симфонияУказание на исполнительские средства – песня, сонатаСвязь с действием, с типом действий – операХарактер сопровождаемого музыкой движения – вальс, бурре,галоп, марш, менуэт.Характер музыкального движения – куранта, токкатаМодус исполнительской экспрессии, причудливый характер элегияКомпозиционная функция – прелюдияХарактеристика музыкальной формы – миниатюра, сюитаМузыкально – профессиональная функция – этюд.Принцип сочинения – инвенция, экспромтОкончательная систематизацияУчащиеся самостоятельно заполняют таблицу1Региональная, национальная,Аллеманда,социальная характеристикароманс.Гавот, краковяк,Конкретная местность, провинциямазурка,сицилиана.23Жизненная, социальная функция(официальная, ритуальная функция)Пространство, время, обстановка.МессаНоктюрн,Время исполнениясеренада.Конкретная обстановка, предметы,Пассакальяместо.Связь с предметами и их функцией4Баркарола,колыбельная ,Характер исполнения и звучанияМузыкальная связь исполнителейКонцерт, симфонияИсточник звучания, инструментарийПесня, соната2365Способ звукоизвлеченияОсобенности музыкального текстаКомпозиционная функцияТоккатаПрелюдияХарактеристика формыМиниатюраМузыкально – профессиональная ЭтюдфункцияПринцип сочинения67Тип образностиМодус грусти, страдания, печалиСвязь с другими искусствамиДействиеХарактер сопровождаемого музыкойдвиженияХарактер музыкального движенияИнвенция,экспромтЭлегияОпераБурре, вальс,марш, галоп,менуэтКуранта237Приложение 8Экспертный лист взаимооценки учащимся выполнения жанровойинтерпретации одногруппником54321Исполнитель наиболее точно подобрал и сумелвоспроизвести исполнительские приемы воплощения жанра.Все выбранные исполнителем приемы полностьюсоответствуют жанру произведения.Исполнитель не везде грамотно подобрал и сумелвоспроизвести заданный жанр, некоторые из приемов несоответствуют жанровой специфике произведения.Исполнитель допустил серьезные ошибки в выбореприемов воплощения заданного жанра в исполнительстве, вего интерпретации сложно распознать специфику заданногожанра.Исполнител практически не сумел отразить жанровуюспецифику произведения.Исполнитель не справился с заданием, при наличиинескольких попыток.Приложение 9Экспертный лист взаимооценки учащимся выполнения жанровогомоделирования одногруппником54321Автор точно, ярко и грамотно воспроизвел в своемпроизведении наиболее типичные для моделируемого жанрапризнаки, в произведении ясно слышна его жанровая специфика.Некоторые средства выразительности, использованныеавтором в данном сочинении, не соответствуют жанру заданноймодели, в воплощении жанра нет целостности.Большаячастьиспользованныхавторомсредстввыразительности не соответствует заданной жанровой модели иизбраны ошибочно, средства выразительности отсылают кдругой жанровой модели.Автор не сумел создать жанровую модель, припрослушивании произведения сложно распознать его жанровуюспецифику.Автор не справился с заданием, при наличии несколькихпопыток238Приложение 10Методика Е.В.