Диссертация (Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования), страница 38
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования". PDF-файл из архива "Жанровый подход к обучению музыке в условиях дополнительного образования", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 38 страницы из PDF
Это позволяет говорить о положительнойдинамике в изменении уровневых проявлений всех компонентов восприятиямузыки учащимися ДШИ как содержательной основы реализации жанровогоподхода в условиях дополнительного образования.201ЗаключениеПроведенное исследование в целом подтвердило выдвинутые положениягипотезыипозволилоубедитьсявправомерностиизбранногопутимоделирования процесса реализации жанрового подхода к обучению музыке вусловиях дополнительного образования, что позволило сделать следующиевыводы:1.Эффективность реализации жанрового подхода к обучению музыке вусловиях дополнительного образования обусловлена опорой на такие ведущиетеоретико-методические ориентиры как: направленность учебного процесса напонимание жанра как целостной системы взаимообусловленных признаков;изучение учебного музыкального материала в жанровом контексте, создающем уучащихсявозможностьвыходазафизическиеграницыпроизведений;формирование у учащихся умений слышать и осознавать жанровую семантику вмузыке и качественно реализовывать данные умения во всех видах музыкальнойдеятельности.2.Содержательной основой реализации жанрового подхода к обучениюмузыке в условиях дополнительного образования является восприятие музыки какначальный этап становления музыкального познания, музыкальной деятельностив целом.
Содержательное наполнение эмоционально-образного, рациональнологического, ценностного, коммуникативного и творческого компонентоввосприятия музыки обусловлено потенциалом видов музыкальной деятельностиучащихся, а также возможностями жанрового подхода, отражающего логикупроцесса восприятия и осознания музыки: от образного строя произведения черездифференциацию отдельных атрибутивных признаков жанра к обобщению науровне жанрового соответствия. Компонентный состав восприятия музыкиучащимися определил выбор критериев (с учетом их жанровой направленности),которые позволяют проследить динамику содержательных изменений данныхкомпонентов на разных уровнях их развития (уровень «реального» восприятия -202низкий,уровень«квазиадекватного»восприятия–среднийиуровень«адекватного» восприятия - высокий).Процесс реализация жанрового подхода к обучению музыке в3.условиях дополнительного образования происходит наиболее эффективно наоснове внедрения теоретической модели, логика построения которой обусловленастадиальностью как ведущим качеством восприятия музыки, определяющимпоследовательность его развертывания во времени в виде трех педагогическицелесообразных этапов (перцептивно-обучающего, эстетически-моделирующегои деятельностно-эвристического), чьи содержательные доминанты исходят извозможностей реализации жанровой направленности музыкально-теоретических имузыкально-исполнительскихдисциплинприменительнокразвитиюопределенных компонентов восприятия музыки учащимися.Эффективность внедрения модели процесса реализации жанрового4.подхода в практику дополнительного образования обеспечивается комплексомметодов обучения музыке, который основывается на диалектическом сочетанииспециальных и общепедагогических методов, связанных между собой по типуварианта и инварианта и используемых с учетом их специфики на конкретныхэтапах моделируемого процесса, а также на комплексном освоении категориижанранавсехдисциплинахмузыкально-теоретическойимузыкально-исполнительской подготовки.
На перцептивно-обучающем этапе наиболееэффективнытакиеметоды,какинформационно-рецептивныйметод,репродуктивный метод, наглядные методы, метод художественного контекста,методэмоциональнойдраматургии,методконтрастногосопоставленияпроизведений, метод цветовых уподоблений, метод сравнения.
На эстетическимоделирующемэтапенаиболееэффективнытакиеметоды,какметодкомплексного анализа на интегральной когнитивной основе, метод жанровойатрибуции, метод жанрового анализа, метод проблемного изложения, частичнопоисковый метод, словесные методы, метод художественного нравственноэстетического познания музыки. На деятельностно-эвристическом этапе наиболееэффективны такие методы, как метод практически-творческого моделирования,203методжанровойинтерпретации,методжанровогомоделирования,исследовательский метод.Проведенное исследование открывает перспективы для дальнейшейразработки комплекса методов обучения музыке, обеспечивающих реализациюжанрового подхода не только в учреждениях дополнительного образования, но ив системе профессиональной подготовки музыкантов в целом.
Предметомдальнейших исследований может стать поиск путей внедрения модели целостногопроцесса реализации жанрового подхода к обучению музыке в содержаниепрофессиональнойподготовкиучащихсяучрежденийсреднегопрофессионального музыкального и музыкально-педагогического образования, атакже путей интеграции учебно-методических и художественно-творческихаспектов данной подготовки.204Литература1.Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта:Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб.
заведений, обучающихся поспециальности 030700 «Музыкальное образование» / Э. Б. Абдуллин и др. – М.:Academia, 2002. - 268 с.2.Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования: учебник длястуд. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева; под общейредакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. - 336 с.3.Альбуханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности /К.А. Альбуханова-Славская.
– М.: Наука, 1980. - 380 с.4.Агажанов, А.П. Методика изучения ступеней лада в абсолютнойсистеме сольфеджио / А.П.Агажанов // Воспитание музыкального слуха: сб. ст.;сост. А.П. Агажанов. – М.: Музыка, 1985. - С.41 - 58.5.Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей: от детскогосада к начальной школе / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: НПО «Модэк», 1988. - 352 с.6.Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. – М.: ВЛАДОС, 2000.
- 336 с.7.Альшванг,А.А.Проблемыжанровогореализма/Избранныесочинения в 2 томах / А. А. Альшванг. - М. : Музыка, 1964 - Т. 1;ред. Г. Б.Бернандт [и др.], 1964. - 432 с.8.Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2004. - 128 с.9.Апраксина,О.А.Методикамузыкальноговоспитания/О.А.Апраксина. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.10.Арановская,И.В.Эстетическоепрофессиональном становлении будущегоразвитиеиегорольвпедагога / И.В.
Арановская //Интеграция образования, 2002. – №2/2. – С. 188-193.20511.Арановская, И.В. Адекватность музыкального восприятия какпедагогическая проблема / И.В. Арановская // Музыковедение, 2004. – №1. – С.43.12.Арановская,И.В.Музыкознаниеимузыкальноеобразование:взаимообусловленность и взаимодействие / И.В. Арановская // ИзвестияВолгоградского государственного педагогического университета. – Волгоград:Перемена, 2011. – №8. – Т. 62. – С.
191-195.13.Арановская, И.В. Теория и методика эстетического развитиябудущего педагога-музыканта в современной системе высшего образования:Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2002. – 127 с.14.Арановская, И.В. Эстетическое развитие личности и его роль всовременном музыкально – педагогическом образовании (методологическиеосновы): Монография / И.В. Арановская. – Волгоград: Перемена, 2002.
- 256с.15.Арановская, И.В. Музыкальное искусство и развитие личности / И.В.Арановская // Известия Волгоградского государственного педагогическогоуниверситета, 2008. – №8. – С.124-130.16.Арановский, М.Г. Музыкальный текст: структура и свойства / М.Г.Арановский. – М.: Композитор, 1998. – 343 с.17.Арановский, М.Г. Структура музыкального жанра: современнаяситуация в музыке / М.Г. Арановский // Музыкальный современник: сб. статей. –М.: Сов. Композитор, 1987.– Вып.6. – С.
5-44.18.Арановский,М.Г.Мышление,язык,семантика//Проблемымузыкального мышления: сб. ст.; сост. и ред. М.Г. Арановский. – М.: Музыка,1974. – С. 90-128.19.Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки / Л.Г. Арчажникова.– М.: Просвещение, 1984. – 112 с.20.Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении иобразовании / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 1973. – 142 с.21.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В.
Асафьев. – 2-еизд. – Л.: Музыка, 1971. – Кн. 1-2. – 376 с.20622.Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус // Вопросытеории и истории эстетики. – М.: Искусство, 1968. – 654с., С. 55-68.23.Базиков, A.C. Музыкальное образование в современной России:основные противоречия и пути их преодоления: дисс. ... д-ра пед. наук /А.С.Базиков. –Тамбов, 2002. –386 с.24.Байденко,В.И.Стандартывнепрерывномобразовании:концептуальные, теоретические и методологические проблемы: моногр. /В.И.Байденко. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов,1999. – 299 с.25.Баренбойм,Л.А. Фортепианная педагогика и исполнительство /Л.А.
Баренбойм. - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.26.Безбородова,Л.А.Методикапреподаваниямузыкивобщеобразовательных учреждениях: учебное пособие / Л. А. Безбородова, Ю. Б.Алиев. — 2-е издание перераб. и доп. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство«Планета музыки», 2014. – 512 с.27.Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – М. : Академия, 2000.
– 192 с.28.Белобородова, В.К. Музыкальное восприятие школьников / В.К.Белобородова, Г.С. Ригина, Ю.Б. Алиев / под. ред. М.А. Румер. – М. : Педагогика,1975. – 159 с.29.Бешелев С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки / С.Д. Бешелев, Ф. Г.Гурвич. – Издательство «Наука», М., 1973г. – 160 с.30.Бодина, Е. А. Воспитательная функция музыки: эволюция исовременные тенденции реализации: автореферат дис.