Диссертация (Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка), страница 19
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка". PDF-файл из архива "Вокальная подготовка школьников во внеурочной деятельности как средство совершенствования изучения китайского языка", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 19 страницы из PDF
1.3.Передача определенного состояния или художественного образа приисполнении упражнений очень важна при переходе к восприятию иисполнению китайских песен, включающем в себя несколько этапов.На первом этапе полезно познакомить учеников с фрагментами стиховкитайских поэтов прошлого (Вэй Ин-у, Ли Бо, Бо Цзюй-и и др.) в переводе нарусский язык, передающих тонкие оттенки чувств, связанных зачастую сзвучанием музыки, с настроением, возникающем под впечатлением звучаниятого или иного музыкального инструмента.
Для восприятия аутентичногозвучания китайской поэзии необходимо было обратиться к помощи учениковстаршихклассов,учителейкитайскогосотрудничающим с гимназией.112языка,китайскимколлегам,Важнейшим моментом в освоении китайской музыки являетсяобращение к пентатонике. Подробное описание алгоритма занятий,направленных на освоение интонационных и ритмических особенностей,свойственных китайской музыке дано в п.
1.3.Подчеркнем еще раз, что наличие в пентатонике групп из трех звуков –трихордов, состоящих из сложной для интонирования последовательности б.2 и м. 3 требует специального внимания при ее освоении. Хороший результатдают слова, придуманные на эту «неудобную» для восприятия европейцапоследовательность звуков – «Ветка сливы», «Цапля в чаще», при которой,второй звук повторяется, что облегчает задачу воспроизведения малойтерции сразу после большой секунды. В восходящем движении постепенноприбавляется верхний трихорд, также со словами, связанными по смыслу снижним трихордом – «Ветка сливы за окном», «Цапля в чаще промелькнет».В процессе занятий, например, на этапе распевания мы обращались и кдвухтактовым фрагментам старинных китайских песен, таких, как «Песня ослепом колдуне», «Провожание», которые исполнялись учениками сназваниями нот и приемом вокализации – на гласных звуках – «А», «О»,«Ю».Для распевания удобнее использовать двухтактовые фрагменты песен,отражающие характерные особенности мелодики и ритмической организациикитайскоймузыки–сопоставления,зеркальныеобращения,орнаментальность.На занятиях применялись также методы ансамблевого исполнениявокальных произведений с привлечением ударных инструментов оркестра К.Орфа или любых звенящих и стучащих предметов (металлических ключей,цепочек, деревянных ложек, кубиков и т.п.).
Мелодия исполняется методомсольфеджирования или вокализации (на одном гласном звуке – «А», «О»,«Ю».Заметный эффект улучшения выразительности, слитности звучания ичистоты интонации наблюдался в процессе привлечения выразительного113движения (здесь большую помощь оказало восприятие произведенийдревнекитайскогоизобразительногоискусства,картин,накоторыхизображались танцовщицы, певицы, придворные дамы), привлечения кисполнению вспомогательных предметов, таких, как веер, колокольчики,шелковый шарф или лента. С их помощью ученики могли зримо представитьслитность, плавность и гладкость мелодии, ее начало, кульминацию изавершение и т.п.Приразучиваниипесеннакитайскомязыкеосуществлялосьсотрудничество с учителем китайского языка, носителями китайского языкаиз числа сотрудников и гостей школы.
Это способствовало более точномувоспроизведениюпроизношениятекстапесни,передачитоновойсоставляющей китайского языка при чтении текста. Вопросы пониманиясодержания песни, освоения коммуникативной деятельности, формированияположительной мотивации для освоения китайского языка рассмотрены в п.1.3.Данный аспект общего музыкального и вокального развития учащихсяпоказалзначимостьпривлеченияполихудожественногоподходавобразовании, когда на занятиях музыкой привлекаются развивающиевозможности других видов искусства – художественного движения,театрализации, литературы (поэзии) и т.п.При составлении песенного репертуара на китайском языке мыобратились к материалам сборника «Известные китайские песни накитайском и русском языках», в который вошли песни таких китайскихкомпозиторов, как Жэнь Гуан, Сянь Син-хай, Ван Синь, Го Шунь-Чжун и др.,древним китайским песням, примеры которых приведены в книге Р.И.Грубера «Всеобщая история музыки.
Часть первая», современным детскимкитайским песням («Дети улыбаются»).В процессе работы были составлены педагогические портретыучащихся, отражающие уровни их проявлений на занятиях. Приведемпримеры педагогических портретов:114Высокий уровеньПолина М. Занимается с удовольствием. Музыкальна развита.Дисциплинированна. С готовностью разучивает новый материал, но не оченьхорошая музыкальная память. Для развития памяти используем упражнения:распевки, речитативы, вокализы. Постепенно начинаем петь кантилену.Ученица старательная, любит работать. Принимает участие в школьных иобщегородских конкурсах.
Работаем над укреплением певческого дыхания,дикцией, орфоэпией и артикуляцией, четкостью и осмысленностьюпроизношения. Голос мягкий, подвижный, тембрально окрашен. Интонацияустойчивая.Вокальные упражнения и песни исполняет уверенно ивыразительно. Родители поддерживают и поощряют занятия пением.Мелания Е. Старательная, добросовестная. Музыкально развита.Дисциплинированна. Стремится к освоению новой техники.
Хочет добитьсявысокихрезультатов.Некоторыеуспехиужеесть.Выступаланаобщегородском конкурсе. Постепенно начинаем осваивать кантилену.Работаем над дикцией, укреплением певческого дыхания. С удовольствиемготова петь в хоре. Голос мягкий. Интонация проявляется с переменнымуспехом. Родители поддерживают и поощряют занятия пением.КристинаК.Урокипениянравятся.Эмоциональноразвита.Музыкальные данные есть.
Дисциплинирована. Благодаря регулярнымзанятиям может вырасти в музыкальном плане. Много занимаемсяупражнениями: на четкость дикции, поем вокализы, распевки. Голос не оченьсильный, но мягкий. Интонация устойчивая. Родители поддерживают ипоощряют занятия пением.Николь Ч. С удовольствием занимается пением, но природные данныене очень развиты.
Голос слабый. Эмоциональность на низком уровне.Застенчива. Но очень старательная. Возможно, ученица сможет успешно петьв хоре. Занимается распевками, вокализами, много упражнения на развитиеэмоциональности. Работаем над укреплением певческого дыхания, дикцией.Не развиты резонаторы, поэтому делаем упражнения на их развитие. Для115повышения эмоциональности советую родителям водить девочку в театр, намузыкальные спектакли. Родители поддерживают и поощряют занятияпением. В любом случае, великой певицы из нее не получится, но она станетболее развита в эмоциональном плане, а также больше социализируется иприобретет новые навыки и хороший вкус.Амалия.
А. Очень фактурная ученица. Хорошая осанка, виднаявнешность. Никаких проблем с выступлением перед большой аудиторий.Любит, чтобы ее хвалили. Вокальные данные имеются. Стараемся ихразвивать. Упражнения исполняет с удовольствием. Домашние заданияисполняется качественно. При продуктивным занятиях может показатьхороший результат.Средний уровеньНастя Ш. Девочка способная, старается. Есть слух, чувство ритма.
Назанятиях старается работать, исполняет задания педагога. С увлечениемисполняет упражнения. К сожалению, не слишком успешно работает напублику. Стесняется. В классе у нее все получается отлично, на сценетеряется, пропадает подача голоса. Мы с ней верим, что стеснение пройдетсо временем.Марина Г. Прекрасный талантливый ребенок. Есть слух, чувстворитма. Обожает занятия. Домашние задания выполняет. Несколько разпыталась выступать на конкурсах, но не получается. Теряется, стесняется.Она носит очки, поэтому стесняется публики. Мы удачно работаем в классе.Верим, что с возрастом психологически проблемы пройдут.
Сама ученицаочень хочет учиться и петь. Постепенно начинаем петь кантилену.Катя С. Способная, активная ученица. Одинаково хорошо занимаетсясольно и в ансамбле. Выполняет домашние работы. Слушается педагога.Пока не добилась публичных успехов, но при должном старании может статьлауреатом общегородского конкурса. Уже поем кантелену. В репертуаремного известных детских песен и классических романсов.116Даша М. Милая способная ученица. Хочет добиться высокихрезультатов. Понимает важность занятий. Тщательно исполняет домашниезадания. Доверяет педагогу. Не хватает эмоциональности, пока немногозажата.
Поет, но нет полета. При должном отношении сможет стать болеераскованной, чтобы голос взлетал. Нужно работать над артистическойсоставляющей. Поем кантелену. Хочет и любит осваивать сложные партии.Очень увлечена классической музыкой.Низкий уровеньСоня М. Девочка способная. Имеет неплохие музыкальные данные.Но, к сожалению, с ленцой. Неохотно выполняет домашние задания. Нелюбит упражнения на распевки. Кажется, что инициатива заниматьсямузыкой исходит от родителей. При уважительном отношении к урокамдевочка сможет показать результат. Но ей надо полюбить пение.Яна Р. Девочка способная. Хороший слух, чувство ритма.
Ленится,пропускает занятия. Недобросовестно выполняет домашние задания. Ейнравится петь в ансамбле. Тяготеет к эстрадному пению. Невнимательна назанятиях. Но если изменит свое отношение к урокам и педагогу, то сможетпоказать результат.Федя К. Мальчик обладает хорошим слухом, чувством ритма, Назанятиях старается, но у него не очень хорошо получается исполнять заданияпедагога. Были попытки привлекать его к участию к общегородскимконкурсам, но высоких результатов он не добился.