Диссертация (Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано". PDF-файл из архива "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Приложения, с. 160).В учебной программе музыкальных школ музыкальное произведениерассматривается с точки зрения культурной значимости, изучаемая музыкаявляется самоцелью, тогда как мы рассматриваем анализ музыки как средстворазвития интеллектуальных умений. Существенные особенности нашегоподхода связаны и со спецификой игры на фортепиано, анализом моторнодвигательных задач исполнения.Остановимся на методах развития интеллектуальных умений вмузыкальной педагогике.1. Анализ музыкального произведения.2.
Сочинение музыкального произведения, а также его частей.3. Изучение элементарной теории музыки.4. Освоение ряда способов эффективного движения.В процессе применения различных видов анализа музыкальногопроизведения происходит более глубокое его понимание с помощьюпостроения различных связей между художественным целым и его частями.Вместе с тем, разделяя целое на отдельные части, мы можем войти всерьезное противоречие с главной целью музыкального анализа и недостигнуть желаемого синтеза.56Ю.Н. Холопов отмечает, что «Лучший анализ – это синтез» [384, с.
130151]. А в музыке эти процессы слиты воедино. Так, осуществляя разборгармонического плана произведения, мы одновременно исследуем и красотузвучания, но специально не останавливаемся на ее художественнойценности. Субъективные чувства, вызываемые музыкой, принадлежатконкретному человеку и представляют ценность именно для него. Однако,продвинутыйслушательдолженпонимать,длячегокомпозиторупонадобился тот или другой элемент в музыкальной ткани. Мелодия,гармония, тональность, тембр и др.
– являются знаками, которые отражаюткрасоту музыки и трактоваться данные элементы должны в рамкахцелостности музыкальной формы.Значительный интерес представляют высказывания Б.В. Асафьева иЮ.Н. Холопова, который впоследствии перефразировал слова Асафьева:«Основное пожелание к музыковедам, с точки зрения интонационногометода анализа, очень простое и, можно сказать, единственное: если музыкане услышана, – не надо браться за анализ.
Услышать – это уже понять. Аслушать не слыша, и потом «анализировать» по поводу музыки – этогоникому не запретишь, но тогда интонационный анализ ни при чем.Музыковед, анализируя партитуру, разбираясь в рукописи, должен слышать,как композитор» [15].Ю.Н. Холопов же прямо возражает, настаивая, что «если музыка неуслышана, надо браться за анализ, чтобы её услышать» [383, с. 150]. Другимисловами, чтобы музыка была по-настоящему услышана, надо возвращаться кней раз за разом, вдумываться и анализировать.Сочинение музыкального произведения, или его частей с учетомприменения знаний, полученных учащимися полезно на всех этапахобучения. Уже на самых первых занятиях ученик может придумать ипередать в спонтанных, импровизационных композициях «музыку ветра»,«музыку весенней капели», «музыку часов» и т.п.57Со временем, после приобретения определенного опыта подобнойработы,ознакомлениясосновнымигармониямииритмическимифигурациями он сможет сочинить пьесы определенной музыкальной формы(вальсы или польки), а впоследствии – даже собственные каденции кконцертам и более сложные произведения.Элементарная теория музыки – необходимая часть пониманиямузыкального произведения.
«Содержание музыки – это впечатления жизни,это мысли и чувства, выраженные в звуках» (Р. Глиэр). Элементы музыки(средства музыкальной выразительности) выстраиваются по определеннымправилам,сложившимсяврезультатемноговековогомузыкальноготворчества.Их изучение развивает ассоциативное мышление, так как с помощьюотдельных нот (как с помощью букв) образуются интервалы, аккорды,формируютсягаммообразныепоследовательностизвуков,последовательности музыкальных фрагментов (секвенции) и т.п. [65].Овладение способами эффективного движенияТехнические упражнения играют огромную роль в становлениипианиста. Двигательная свобода и эффективность позволяют исполнителюсосредоточиться на художественном замысле и расширяют возможностиинтерпретации сочинения. От выбора туше (прикосновения к клавише)зависят качество и характер звучания инструмента.При целенаправленной работе юные пианисты сами оцениваютнеобходимостьприменениятойилиинойаппликатуры,характераприкосновения к клавише, широты и направления движения руки припередаче фразировки.Рассмотрим варианты развития интеллектуальных умений посредствомконкретного элементарного анализа музыкальных задач, применимых вмладших классах музыкальных школ на уроках фортепиано с помощьютаблицы №1.58Таблица №1Варианты развития интеллектуальных умений посредствомконкретного элементарного анализа музыкальных задачИнтеллектуальное умениеПример материла для их развития1.Умение классифицировать Гаммы, трезвучия, арпеджио и другиеи сравнивать (распределение упражненияобъектовпогруппамосновена (мажорныеобъединяют–вминорные,группыдиезные–мысленного бемольные…) Кроме того в различныхустановлениясходстваи тональностяхвозникаютразличия между ними по различныесущественнымсходныевариантыилиаппликатурыи исполнения.несущественным признакам)В форме «рондо» выделение рефрена иэпизодов;сравнениемузыкальногоматериала темы и вариаций.2.Умение выделять главное, Проведение темы и ее обращений всущественное(выделение многоголоснойфуге,построениепредмета мысли; сортировка тематического диалога в сонатной форме иматериала;ключевыхсмысловыхгруппировказнаковоенахождение т.п.идей,опорных Нахождение кульминаций в пьесе и вопунктов; фразепутемзвуковысотного,материала; гармонического и тематического анализа.оформлениеглавного)3.Умениеанализировать, Разбормузыкальногосинтезировать и обобщать в предполагаетединое целое предметы и фразировочной,явления по их основным мелодической,свойствам.анализпроизведениямотивационной,гармонической,динамической,моторнойструктуры цельной пьесы, представляющейединую художественную форму.594.Умениесоставлять Достижениенепрерывноговнутренний план действия и музыкальнойпридерживаться его.формыисполнения,чтовразвитияпроцессевременнойееприродемузыки.Таким образом, мы имеем конкретные возможности для развитияинтеллектуальных умений с помощью определенных музыкальных заданий,выполняемых учеником как во время урока, так и самостоятельно.Развитие музыкальных способностей детей может выступать в качествеосновы формирования интеллектуальных умений, поскольку, опираясь наприродные задатки, оно углубляет сенсорные (звуковые и тактильные),логико-аналитические,пространственные,двигательныеспособностичеловека.
Музыкальные способности в разной степени присущи всем людям,онивесьмаэффективноразвиваютсявпроцессемотивированнойдеятельности, формируя не только специальные интеллектуальные умения,но и развивая творческое мышление учащихся, на основе которогоосуществляется самосовершенствование личности.
Опыт фортепианныхзанятий - это уникальная возможность для детей выработать необходимыев дальнейшей жизни умения осуществлять и удерживать длительноевнимание, способность и привычку к ежедневной работе, навык чтениясложныхтекстов,запоминанияобъемнойинформации, координациидвижений, регулирования эмоций. Вариативные качества современногообразования, направленного на реализацию индивидуальной траекторииразвития личности, могут обеспечить широко применяемые в музыкеметоды, используемые как при теоретическом анализе, так и в практикеработы над музыкальным произведением. Это рефлексия, обращение кзнаково-символическим средствам организации информации, овладениедействиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,видение аналогий и причинно-следственных связей, способность рассуждать,базируясь на известных понятиях.60Выводы I главыФормирование мышления ребенка является одной из основныхпедагогическихзадачлюбойсовременнойобучающейсистемы.Взависимости от возраста, предметной дисциплины и уровня развитияученика, обучение может строиться на привлечении его общих илиспециальныхспособностей,ауровеньмышленияявляетсяличностнообразующей категорией общего интеллекта.
С опорой наприобретенные интеллектуальные умения могут успешно осуществлятьсявсе когнитивные процессы, и, в целом, любая деятельность, в которуювключено мышление.Интеллектуальные умения – это основа рационального способаповышенияэффективностиобучения,иихналичиепредоставляетвозможность экономить время, то есть, позволяет выполнить больший объемучебной работы за меньшее время.Младший школьный возраст – это возраст активного интеллектуальногоразвития,естественногопереходаотнепроизвольноговосприятиядошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению.
В это времяпроисходит становление ребенка как субъекта обучения, формированиесамой учебной деятельности, предъявляющей серьезные требования кличностным качествам ребенка, в том числе, к развитию воли. Проявлениеэмоций и сам характер мышления становятся более обобщенными,подготавливая тем самым необходимый для дальнейшего развития переходот конкретных операций к формальным. Попавшему в мир научных понятийшкольнику недостаточно только запоминания отдельной информации, от неготребуетсяформированиемыслительныхопераций,поэтомуосновнойпроблемой возрастной психологии является проблема соотношения обучения ипсихического развития.Музыкальное исполнительство имеет огромный потенциал развитияинтеллектуальных, в том числе, и общеучебных умений, полезных широкому61кругу обучающихся.
В музыкальной педагогике применяются такие методыразвития интеллектуальных умений, как анализ музыкального произведения,сочинениемузыкальногоэлементарнойтеориейпроизведениямузыки,илиовладениеегочастей,способамиовладениеэффективногодвижения.Исходя из теоретических предпосылок и анализа практическихрезультатов, мы считаем эффективным формирование интеллектуальныхумений посредством занятий фортепиано в системе дополнительногообразования в целом, и на уроках фортепиано в детской музыкальной школе,в частности.62Глава II«Опытно-экспериментальная работа по развитию интеллектуальныхумений у младших школьников в классе фортепиано»2.1.
Педагогическая модель развития интеллектуальных умений умладших школьников в процессе занятий в классе фортепианоВ педагогических исследованиях для того, чтобы структурироватьизученный теоретический материал, соединить результаты наблюдений идругих экспериментальных действий, получить компактное и логическиорганизованное отображениеизучаемогопроцессаприменяютметодмоделирования.«Моделирование–этометодвоспроизведенияиисследованияопределённого фрагмента действительности (предмета, явления, процесса,ситуации) или управления им, основанный на представлении объекта спомощью модели» [338].Для нашего исследования мы выбрали ряд способностей, отражающихсодержание интеллектуальных умений младших школьников. В их числеспособности: формулировать проблему; анализировать(объяснять)текст,ситуацию,собственныйрезультат; сравнивать схожие элементы, находить отличия; выстраивать какой-либо процесс в уме; развивать мысль, строить умозаключение; запоминать последовательность действий и воспроизводить ее поплану; удерживать внимание на изучаемом объекте; структурировать и систематизировать информацию;63 выражать свои мысли; сотрудничать, принимать точку зрения другого человека; отстаивать свою точку зрения с применением разных способовубеждения; ставить цель при выполнении какого-либо дела (в том числе, привыполненииучебныхзаданий)ипонимать,какиепутинеобходимы для ее достижения; планировать свои действия; стремиться к самостоятельности и самоконтролю; корректироватьсвоюдеятельность(действия)впроцессевыполнения задания; прогнозировать результат действий; оценивать результат выполненных действий.Полученная в процессе исследования информация нашла отражение впедагогической модели формирования интеллектуальных умений учащихсямладших классов детской музыкальной школы на занятиях фортепиано,представленной на схеме №3.Ввыбореинтеллектуальныхумений,которыеподлежалиформированию, мы опирались на Номенклатуру УУД [18], а также наклассификацию «ATL skills framework» Международной организациибакалавриата [410].Остановимся более подробно на технологиях и методах формированияинтеллектуальных умений у младших школьников в процессе занятий нафортепиано.64Схема №3Педагогическая модель формирования интеллектуальных уменийучащихся младших классов ДМШ на занятиях фортепиано65Для нашего исследования мы выбрали группы умений, отраженные всхеме № 4.66Схема №4Группы интеллектуальных умений, формируемых в экспериментеВся совокупность рассматриваемых в исследовании методов условноделится на три группы – общепедагогические методы, специальные методымузыкального образования,дополнительныеметодыформированияинтеллектуальных умений.Первая группа общеизвестна и не требует подробного описания:словесное объяснение, наглядность и иллюстрация, эвристический поиск,репродуктивнаяработа«пообразцу»,практическоевоплощениехудожественного замысла, умышленные ошибки – все эти приемытрадиционно применяются на уроках фортепиано.67Вторая группа методов ориентирована на эмоциональное восприятиемузыки, развитие образного и ассоциативного мышления, расширениекругозора ребенка: наблюдение за музыкой как за развивающимся объектом,а не обучение некой универсальной формуле; идентификация и переживаниечувств, вызываемых музыкой; размышление о музыкальной драматургии како средстве выразительности, моделирование художественно-творческогопроцесса посредством интонационно-стилевого анализа музыки и т.п.Третья группа методов ориентирована на работу в классе фортепиано.Среди представленных методов:• метод анализа нотного текста, который применяется сразу поокончании донотного периода обучения и далее применяется постоянно, чтоусложняет и углубляет знания ребенка, предоставляя опору на имеющиесянавыки;• методстилистическогоразнообразия,применениекоторогонеобходимо для расширения представлений ребенка и возможностейосуществления им эмоционального, логического, моторно-двигательногосопоставления изучаемого материала;• методпоискалогикимузыкальногоразвития,позволяющийинтерпретировать музыку согласно замыслу композитора, художественноговкуса и физических возможностей исполнителя;• методсопоставлениямузыкальногоматериала,являющийсяинструментом анализа текста, развивающий память и логику, начиная сочевидных различий в окончаниях фраз и периодов повторного строения,ведущий к пониманию вершин полифонического развития;• метод сочинения аккомпанемента и досочинения неоконченных фраз,развивающий креативность, многовариантность мышления;• метод музыкально-технического наращивания, который подразумеваетсистематическое и поступенное развитие ученика в соответствии с еговозрастнымиипсихо-физическимиособенностямиблагодаряиндивидуальным занятиям и гуманно-личностному подходу в обучении;68• метод формулирования проблемы и поиска нескольких вариантоврешения, применяемый при сопоставлении художественной задачи иисполнительских возможностей ребенка (соотношение темпа, звучности,подбор аппликатуры, исполнение реприз и т.д.).Среди технологий формирования перечисленных умений в классефортепиано в экспериментальной работе применялись следующие:Игровые технологии: обучение и воспитание через игру (Ю.П.Азаров, Л.С.