Диссертация (Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано". PDF-файл из архива "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
С его помощью развивается умение обобщать и систематизироватьмузыкальный материал. Чувство ритма, напротив, разделяет звуковую массуна элементы – крупные и мелкие длительности, вычленяя деталипричудливого ритмического рисунка. Чувству ритма нужно движение,разделенное на фразы, обладающее собственной иерархией, оно предполагаетне стихийное, а волевое движение, направленное и целеустремленное. Еговременная природа не позволяет исполнителю остановиться, побуждаетпринять исполнительское решение и почувствовать верность результата,развивая таким образом самоконтроль и рефлексию.Аналитический слух составляет операционный компонент музыкальныхспособностей. Он ощущает движение высоты звука, ее скольжение или50колебание.Саналитическимслухомсвязанамузыкальнаямысль,звуковысотное высказывание – мелодия.
Музицирование и даже простовнимательное слушание музыки существенно разрабатывают аналитическийвнутренний слух и музыкальную память, ими обладают солисты-музыканты имеломаны.Считается, что все, что есть в музыке – это эволюция видов повторения.Аналитический слух распознает, прозвучало повторение или вариант прошлоймысли, появилась ли контрастная мысль. Отношения вариантного повторения(тождества) и отношение полного несходства (контраста) способны создатьформу любого музыкального сочинения (Б.В.
Асафьев).Но наличие музыкальных способностей не гарантирует успеха – дажепрекрасный музыкальный слух, и интонационный, и аналитический, ивнутренний, и даже прочная музыкальная память еще недостаточны длятворческих успехов в музыке.Увлеченные идеей тестирования, психологи пытались найти способ какможно более раннего определения уровня музыкальной одаренности. Так,первым в этом области стал тест Карла Сишора, изучавшего степеньдифференцированности музыкального восприятия начинающих музыкантов.Позднее,когдаиспытуемыеуспелипроявитьсякакмузыканты-профессионалы, корреляция с результатами сишоровских тестов оказаласьочень низкой. Последователи Сишора безуспешно пытались скорректироватьтесты; вероятно из-за того, что в основе аналитического слуха лежит лишьодна базовая операция – различение звуковых структур – тесты так и несмогливыявлятьмузыкальныеталанты.Возможно,неэффективностьтестирования связана с тем, что аналитический слух является лишь одной измногих необходимых музыкальных способностей.Тесты на музыкальные способности показывали прямую корреляцию свербальной частью интеллектуальных тестов, подтверждая их глубокуюпсихологическую связь с вербальными способностями.51Аналитический слух различает звуковые нюансы, воспринимая звукикак качественно разные, даже если их физические параметры отличаютсяочень мало, соотнося эти различия с едва заметными движениямичеловеческих мыслей и чувств.
Это можно отнести к микроуровню влиянияаналитического слуха в восприятии музыки, на макроуровне аналитическийслух фиксирует сходство и различие мелодий, гармоний, помогает восмыслении музыкального целого.Работа аналитического слуха совершается по принципу «от общего кчастному», от синтеза к анализу. При первоначальном восприятии целостноепроизведение представляется сливающимся потоком музыкальных фраз,гармоний, фрагментов и разделов. Затем, вне зависимости от уровнямузыкального образования, сознательно анализируется музыкальная ткань, сотнесением ее к какой-то из известных слушателю систем построениямузыкального материала. Анализируя музыку с разных точек зрения,слушатель начинает с мелодии, согласно ведущей роли, которую она играет вбольшинстве музыкальных жанров и стилей.
Хотя во многих сочиненияхритмсчитаетсяосновнойхарактеристикой,человеквсегдаотдаетпредпочтение мелодии как смысловому центру музыки, а подпевание, какпоказатель музыкального сопереживания, подтверждает это предположение.Мелодическая мысль наиболее родственна слову, в фольклоре онанеотделима от текста.Аналитический слух, речевой по своему происхождению, обрел вмелодии опору: он развивался как слух рече-мелодический.
И в наше времябесконечного музыкального разнообразия для большинства людей понятиямузыка и мелодия почти тождественны.Мелодическим слухом воспринимаются все протяженные звуковыелинии. В многоголосной музыке мы различаем несколько мелодий – всеодновременно и каждую в отдельности, будь то басовый контрапункт иливторящий подголосок.52Гармоническийслух–второйаспектаналитическогослуха,вычленяющий вертикально организованные единицы и соединяющийполученные созвучия в новую горизонтальную последовательность поопределенным правилам. Гармонический слух не только позволяет осознатьмногозвучность гармонии, но и упорядочить звуковую логику, лежащую воснове музыкального потока.Тембровыйслух–этоспособностьраспознаватьокраску,специфические особенности и свойства звуков и их сочетаний.
Испанскийпсихолог Эммануэль Гарсиа (Garcia, Emmanuel) показал, что звук, взятый наинструменте со светлым тембром (например, трубе) воспринимается выше,чем взятый на инструменте с «густым, темным» тембром (бас-кларнете).Обрести аналитический слух – значит научиться осознавать высоту какотдельное и самостоятельное качество, не путая ее с тембром.Еще один аспект аналитического слуха – внутренний слух, которыйпомогает мысленно представить всю музыкальную ткань после детальногоанализа.Навнутреннийслухопираетсямузыкальнаяпамять:всконструированном им образе музыка уже практически звучит во всембогатстве ее внутренних пропорций и отношений.
Музыкальная памятьможет использовать лишь материал, предоставленный внутренним слухом,поскольку непонятое и нерасчлененное не может фиксироваться осмысленно.При построении музыкальной мысли чрезвычайно важное значениеимеет чувство завершенности. Это свойство используется педагогами какодин из простых критериев наличия аналитического слуха у ребенка.Группа психологов Эдвина Ханца проверила тождественность чувствазавершенности мелодии и чувства завершенности речевой фразы впсихологическом смысле. Оказалось, контроль синтаксиса музыки и речиосуществляется одними и теми же мозговыми структурами.Отмечена интересная связь: импровизаторы и композиторы гораздолучше выполняют пространственные тесты, чем другие люди, в том числе иобладающие музыкальным слухом, но творчески себя не проявляющие.53Эта связь проступает ярче у детей, играющих на клавишныхинструментах.
Японские психологи во главе с Такэо Накадой обнаружили,что чтение нот является специфической пространственной операцией: вправом полушарии мозга обнаружена область, ответственная исключительноза чтение музыкальных партитур. Понятия и определения высотымузыкального звука, традиционно принятые в музыке – восхождение инисхождение, падение, взлет и др. предстали не метафорами, а точнымиопределениями расположения звука в пространстве. Слуховой интеллектпосредством ощущения пространства и звуковысотности взаимодействует созрительным интеллектом, делая музыку пространственным видом искусства.Даже поверхностный обзор возможностей и функций аналитическогослуха наводит на мысль, что столь многосоставная и сложная деятельностьдоступна далеко не всем.Гленн Шелленберг видит взаимосвязь между уроками музыки иинтеллектом как улицу с двусторонним движением. Полученные им данныепоказывают,чтоинтеллекта,ноурокифортепианосопоставимыевызываютнемузыкальныеувеличениезанятиянеобщегоимеютаналогичного влияния на развитие ребенка.
Другими словами, опытфортепианных занятий уникален [411].По словам Шелленберга, взаимосвязь между уроками музыки иинтеллектом представляется ему как «улица с двусторонним движением».«При обучении музыке природу практически невозможно отделить отвоспитания», – сказал он. – Я думаю, что умные от рождения дети чаще самихотят заниматься музыкой и делают это дольше, что в свою очередь ещебольше повышает эффективность их когнитивного функционирования»[380].Рассмотримначинающихспецификуобучениевразвитияклассеинтеллектуальныхфортепиано.Самауменийидеяуразвитияинтеллектуальных умений в процессе музыкальной деятельности базируется,в первую очередь, на теории деятельности Л.С. Выготского, а также на идеях54В.В.
Давыдова, В.И. Загвязинского, А.Н. Леонтьева, И.П. Подласого,С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной и др., которые полагают, что присвоениеисторического опытам человечества должно происходить не в процессесловесной трансляции информации, а путем активной деятельности самогосубъекта.В процессе исполнения музыкального произведения происходит нетолько формирование специальных интеллектуальных умений, но также иактивного, самостоятельного, творческого мышления учащихся, а уже наэтой основе осуществляется саморазвитие личности.Отметим наше понимание роли задатков и способностей в развитииребенка. Оно заключается в следующем:А)врожденнымиявляютсятолькозадатки,играющиерольпредпосылок или условий развития способностей, а сами способностиформируются в деятельности;Б) в области изучения способностей положения об обусловленностиспособностейрядомсоциальныхфакторовподтверждаютсяиотечественными, и зарубежными исследователями.
Однако, в сознаниибольшинства людей способности и талант представляют собой врожденныекачества, а их развитие представляется реализацией так называемого«генетического кода».Интеллектуальныеумениянаиболееубедительномогутбытьпроявлены при овладении методами теоретического исследования. Этоотносится и к музыкальной практике: к примеру, качественное исполнениемузыкального произведения невозможно без теоретического осмыслениясодержательнойсторонымелодическогостроения,музыкии–посредствомтребуетформы,применениягармонии,многообразныхпрактических навыков.Длительный опыт фортепианных занятий может быть уникальным длядетей, потому что навыки, приобретаемые ими существенно отличаются отнавыков, приобретаемых в иных практиках. Именно здесь ученик тренирует55способность к осуществлению длительных периодов пристального внимания,вовлекается в обязательную повседневную практику, осуществляет чтениенотной записи, запоминание объемных музыкальных построений, учитсяпониманию различных музыкальных структур – таких, как интервалы, аккордыи их последовательности, ощущает баланс и характер действий рук иотдельных пальцев, овладевает техническими (сопровождающимися тонкойдвигательной чувствительностью) навыками, регулирующими выражениеэмоций в процессе исполнения.Вышеперечисленные факторы положительно влияют на сам процесспознания, особенно в детстве, когда реакции мозга пластичны и чувствительнык воздействию окружения (Huttenlocher, 2002) (см.