Диссертация (Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано". PDF-файл из архива "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
В числе приемов –непосредственное приспособление, развернутое во времени, невербальноевзаимодействие ансамблистов, подчиняющихся характеру и движениюмузыкального произведения.Наиболее развитая форма учебной деятельности предполагает, чтосубъект осознанно стремится к саморазвитию, что, в конечном итоге, иявляется целью обучения.Каждый учебный предмет предоставляет собственные возможности дляформированияуниверсальныхучебныхдействий(УУД),которыеопределяются в справочной литературе как «умение учиться, то есть,способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путёмсознательного и активного присвоения нового социального опыта» [69].
Такимобразом,формированиеУУДпроисходитврамкахцелостногообразовательного процесса и создает возможность сопоставлять приемыпознавательной деятельности, общие для разных предметных областей.Родственные по сути приемы различаются предметным языком, описывающимзадачи и способами знаково-символического их представления.Рассмотримуровнисформированностиучебныхдействий,предложенные А.Г.
Асмоловым:1. Неготовность ученика к самостоятельным учебным действиям: учениквыполняет отдельные операции, копируя учителя; не может планировать иконтролироватьсвоидействия,компенсируетсвоюнеготовностьксамостоятельной работе «зазубриванием» учебного материала.2. Ученик выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем иможет действовать относительно самостоятельно только после того, какучитель объясняет связь отдельных операция с решением задачи.3.
Неспособность ученика к осуществлению адекватного переносаучебных действий на новые виды задач.444.Способностькадекватномупереносуучебныхдействийвсотрудничестве с учителем [17].Из-за насыщенности и быстрого темпа изучения программ начальнаяшкола зачастую ориентирована на развитие, в первую очередь, логическогомышления, что происходит нередко за счет привлечения наглядно-образного изнаково-символического мышления. А.Л. Венгер предостерегает, что в данномслучае велик риск развития формализма, что выражается в формировании такназываемого «псевдологического» мышления.Современная педагогическая наука активно изучает возможностиразвития интеллектуальных умений в различных областях знаний. Имеютсядиссертационныеформированиюисследования,интеллектуальныхнепосредственноуменийпосвященныеобучающихсянаурокахлитературы (З.В.
Сизенцова), иностранного языка (Г.В. Белова), русскогоязыка (Л.С. Хадарцева), аналитических умений в гуманитарном образовании(Т.П. Соломонова) и др. Развитие интеллектуально-творческого потенциаларебенка средствами искусства изучала Д.В. Сафонова, интеллектуальноеразвитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительнымискусством рассматривала М.А.
Абрамова.Музыкальное исполнительство также имеет огромный потенциалформирования интеллектуальных умений, и традиционно рассматривается сточкизренияспецифическихвопросовразвитияпрофессиональногомузыканта, но не общеучебных умений, полезных широкому кругуобучающихся. Исходя из положения, что когнитивное развитие опирается наконкретный материал, мотивирующий конкретного ребенка и имеющийразличные сферы применения, мы считаем эффективным формированиеинтеллектуальных умений посредством занятий в классе фортепиано всистеме дополнительного образования в целом, и на уроках фортепиано вдетской музыкальной школе, в частности.Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт(ФГОС)ориентирует обучение на результат и развитие универсальных учебных45действий [294]. Многие метапредметные умения, отраженные во ФГОС,являются неотъемлемой частью работы начинающего пианиста.
В их числе:принятие и сохранение целей и задач учебной деятельности, поискасредств ее осуществления – ведь исполнение пьес всегда является конечнойцелю ее изучения, художественные задачи исполнения невыполнимы безпоиска моторно-двигательных или образных средств их решения. Вопрос «какэто исполнить?» решается исполнителем в каждое мгновение игры;творческий и поисковый характер решения проблем находит воплощениев самостоятельной подготовке музыкального произведения, всегда требующегопривыкания к нужному движению, не столько многократного, скольковдумчивого повторения сложного элемента;способность конструктивно действовать даже в тех ситуациях, которыенельзя характеризовать как успешные, формирование умения видеть ипонимать причины успеха или неуспеха в процессе учебной деятельности.Проанализировав возрастные особенности младших школьников, мыприходим к выводу, что занятия фортепиано могут оказать благоприятноевлияние на самые активные сферы развития ребенка, в числе которыхинтеллектуализация всех психических процессов, их осознание (рефлексия)и произвольность, образование систем логических операций над объектами,их классами и отношениями, развитие реального и воображаемогоманипулирования объектами, управление собственными эмоциями и волей,принятие универсальной системы эталонов поведения и оценки.Социум школьника расширяется до уровня «ребенок – общество», егокартина мира децентрируется, возникает разрыв между мотивацией исодержанием учебной деятельности.
Сотрудничество ученика и учителя вклассе фортепиано раскрывает многочисленные возможности развитияиндивидуальности и адаптации конкретного ребенка в соответствии с егоинтересами, характером, темпераментом, физическими возможностями итекущим психоэмоциональным состоянием.461.3.Развитиемузыкальныхспособностейдетейкакосноваформирования интеллектуальных уменийВ процессе занятий в классе фортепиано происходит последовательноеразвитие всех музыкальных способностей ребенка – слуха, ритмическихспособностей, координации движений, памяти, воображения, музыкальныхпредставлений и др.Для того, чтобы реализовать уже имеющиеся способности и максимальновыразительно и ярко исполнить музыкальное произведение, ученик младшихклассов зачастую действует неосознанно, интуитивно, но в процессе такойинтуитивной деятельности постепенно формируются его интеллектуальныеумения.
Обратим внимание на некоторые из них: рефлексия – это умение развивается уже с первых выступлений, когдаребенок, даже сделав ошибку, продолжает играть, стремясь не потерятьцелостность формы исполняемого произведения, а потом, послеконцерта, анализирует ситуацию; применение знаково-символических средств представления информациивпрактикепианиста реализуется причтениинотноготекста,изобилующего обозначениями темпа, громкости, агогических приемов,аппликатуры и др. Нотный текст, по сути, является некой «картой»,схемойдвижения,гдеобозначенпутьзвуковысотногоиметроритмического развития для того, чтобы исполнитель мог создатьсобственную модель изучаемых объектов и процессов; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам, видениеаналогий и причинно-следственных связей, рассуждения, обращение кизвестным понятиям – это методы, которые достаточно широкоприменяются в музыкальном образовании и привлекаютсякак притеоретическом анализе, так и в работе над освоением музыкальногопроизведения.47В документах Министерства культуры Российской Федерации отмечается,что современное образование обладает вариативностью, которая можетспособствоватьосуществлениюиндивидуальнойтраекторииразвитияличности [308].Врезультатеосвоенияучебнойпрограммывобластиобщеразвивающего направления музыкального образования обучающиесяприобретают следующие знания, умения и навыки:1.в области исполнительской подготовки навыкиисполнениямузыкальныхпроизведений(сольноеиколлективное исполнение); умениепривлекатьвыразительныесредствадлясозданияхудожественного образа; умение самостоятельно осваивать музыкальные произведения разныхжанров и стилей; навыки выступлений на публике; навыки взаимодействия с аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности данной образовательной организации;2.в области историко-теоретической подготовки: первичныезнанияомузыкальныхжанрахиважнейшихстилистических направлениях; знания наиболее ярких образцов мировой музыкальной культуры(творчество великих композиторов, выдающихся отечественных изарубежных произведений); приобретение основ музыкальной грамоты; знанияглавныхсредстввыразительности,применяемыхвмузыкальном искусстве; знания принятой музыкальной терминологии.3.длясольногоисполнениянеобходимы умения:48музыкальныхпроизведений создавать и удерживать в памяти художественный образ, адекватныйзамыслу композитора, а также жанру и стилю, времени созданияпьесы, и имеющий в то же время индивидуальную интерпретациюисполнения; выявлять и применять средства выразительности для последующегосоздания художественного образа; проявить волевые качества для донесения до слушательской аудиториихудожественного образа в процессе публичного выступления.Как видно из сопоставления требуемых ФГОС общеучебных умений испециальных знаний, умений, навыков учащихся детских музыкальных школ,освоение последних возможно только с опорой на первые, при этоммузицирование, как вид деятельности, дает широкий спектр развитияобщеучебных умений.В общей картине музыкальной одаренности музыкальный слух занимаетцентральное положение.Музыкальный слух в разной степени присущ всем людям, но степень егоразвития зависит как от генетических задатков, так и от социальных факторов.Считается,чтослухмладенцеввысокочувствителенкинтонацииизвуковысотности.
Позже, когда ребенок усваивает язык, эта способность, какнеактуальная, постепенно утрачивается.Развитие музыкального слуха, а именно его аналитического компонента,существенно расширяет возможности интеллектуального развития младшихшкольников.ВданнойработемыпользуемсятерминомД.К. Кирнарской,подразумевающей под аналитическим слухом «музыкальную способностьразличать и анализировать звуковысотность, соотношение частоты колебанийотдельных звуков» [157].49Схема № 2Модель музыкального таланта Д.К. КирнарскойВмузыкальнойпсихологиинаиболеедревнимкомпонентоммузыкального слуха многими учеными признается интонационный слух,истокикоторогонеобходимымвосходятсредствомкглубинамвыживания,бессознательного.интонационныйслухЯвляясьпозволялдревнему человеку распознать присутствие «Кого-то», оценить его опасностьи удаленность, отреагировать должным образом.Интонационный слух может зафиксировать характер движения вцелом.