Диссертация (Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано), страница 26
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано". PDF-файл из архива "Формирование интеллектуальных умений младших школьников в процессе занятий фортепиано", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 26 страницы из PDF
В этом случае профиль суммарных оценок за 5 серий небудет отражать нарастающую сложность.165Краткая характеристика основных принципов построения заданийCерия А. «Принцип взаимосвязи в структуре матриц». От обследуемоготребуется дополнение недостающей части изображения. Считается, что приработе с матрицами этой серии реализуются следующие основныемыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структурыи раскрытие связей между ними; б) идентификация недостающей частиструктуры и сличение ее с представленными образцами.
В серии Аиспользован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесьзаданиезаключаетсявдополнениинедостающейчастиосновногоизображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов.Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализаструктуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей водном из нескольких фрагментов.
Затем происходит слияние фрагмента, егосравнение с окружением основной части таблицы. При выполнении заданийэтой серии актуализируется умение дифференцировать элементы и выявлятьсвязи между элементами гештальта, дополнять недостающую частьструктуры, сличая её с образцами.Психологическоезначение:решениезависитотуровнявнимательности, уровня статистического представления, воображения иуровня визуального различия (дискриминации).Серия В. «Принцип аналогии между парами фигур» сводится к нахождениюаналогии между парами фигур.
Обследуемый раскрывает этот принциппутем постепенной дифференциации элементов. При решении используетсятакже способность постигать симметрию. Серия В построена по принципуаналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип,соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и,исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важноопределить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры восновном образце. На основании результативности выполнения заданий166серии В оценивается способность находить аналогии между парами фигур,дифференцируя их элементы.
Задание серии В состоит в нахождениианалогии между двумя парами фигур (дополнение отношений).Психологическое значение: способность линейной дифференциации исуждение (умозаключение) на основе линейных взаимосвязей.Серия С. «Принцип прогрессивных изменений в фигурах матриц» Заданияэтой серии содержат сложные изменения фигур в соответствии с принципомих непрерывного развития, «обогащения» по вертикали и горизонтали. Привыполнении этой серии обследуемый должен проследить закономерностиизменения фигур по горизонтали и вертикали и суммировать результат вискомой фигуре. Серия С построена по принципу прогрессивных измененийв фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все большеусложняются, происходит как бы непрерывное их развитие.
Обогащениефигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаруживкоторый, можно подобрать недостающую фигуру.Психологическое значение: проявляется способность к динамической(быстрой) наблюдательности и прослеживанию непрерывных изменений,динамическая внимательность и воображение, способность представлять.Серия D. «Принцип перегруппировки фигур» Серия составлена по принципуперестановки фигур в матрице по горизонтальному и вертикальномунаправлениям.
Успешность решения зависит от способности обследуемоговыявлять количественные и качественные закономерности построения, какматрицы в целом, так и ее отдельных столбцов и строк. Серия D построенапо принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найтиэту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальномположениях.Психологическоезначение:решениезависитотспособностейсхватывать количественные и качественные изменения в упорядочении(составлении) фигур согласно закономерности используемых изменений.167Серия Е. «Принцип разложения фигур на элементы» Априорно данная сериясчитается наиболее сложной.
Процесс решения заданий этой сериизаключается в анализе фигур основного изображения, выявления значимыхпризнаков, которые могут варьироваться, и последующей «сборки»недостающей фигуры по частям. Выполнение этой серии ориентировано навыявление способности к аналитико-синтетической деятельности. Серия Еоснована на принципе разложения фигур основного изображения наэлементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа исинтеза фигур.
Серия Е является самой сложной из всех и позволяет судить оразвитостиуиспытуемыхспособностиканалитико-синтетическойдеятельности. Здесь требуется складывать и вычитать элементы фигур,смешивать части согласно алгебраическому принципу. Недостающий членструктуры находят с помощью алгебраических операций с остальнымичленами структуры.Психологическоезначение:способностьнаблюдатьсложноеколичественное и качественное различие кинетических, динамических рядов.Высшая форма абстракции и динамического синтеза. Как видно изприведённого описания, материал теста «обращён» в целом к традиционнымлогическим операциям (сравнение и различие, анализ и др.).Невербальный характер материала значительно «высвобождает» весьтекст от влияния социокультурных особенностей жизнедеятельностиконкретного обследуемого и предоставляет возможность определить (сопределённойдолейвероятности)его«чистую»способностькцеленаправленному поиску необходимого решения.
При интерпретациирезультатов индивидуального тестирования важным направлением анализаявляетсяопределениеиспытуемыйспособа(логическоерешения,рассуждение,интуитивный метод, отказ).168которогоугадывание,придерживалсяработавслепую,Примеры тестовых заданий:169Проект «Сказки с музыкальными инструментами»[Климова, М. Сказка и музыка: живой звук / М. Климова [Электронныйресурс]. – режим доступа: https://www.papmambook.ru/articles/1433/]Известныеартисты,симфоническийоркестр,ЗалЧайковского,классика мировой литературы для детей – все это «Сказки с оркестром»,известный проект Московской академической филармонии.
Абонемент оченьпопулярен,записиэтихвыступленийпоказываютпотелевидению,бесчисленные ссылки публикуют родители в социальных сетях. Казалось бы– куда уж тут обычной маленькой библиотеке? Но мы попробоваливоспроизвести этот формат в домашнем варианте и уверены: он доступенповсюду.«Два брата»Евгений ШварцХудожник Николай КочергинИздательство «Речь» 2013Идею подала педагог из соседней музыкальной школы: вы ведь читаетедетям? Давайте попробуем сделать это под музыку! На Библионочи-2014170состоялось пробное выступление: «Сказка о потерянном времени» Е.Шварца, один чтец и два музыканта-педагога, аккомпанировавшие нафортепиано и нескольких саксофонах.
И детям, и взрослым оченьпонравилось: безусловно, «живая» музыка расцвечивает и разнообразитчтение,аувлекательныйсюжетпомогаетдетямвосприниматьинструментальные музыкальные фрагменты. Было решено когда-нибудьповторить это в расширенном варианте.Ближе к зиме тема всплыла еще раз. Ведь, казалось бы, стольконовогодних сказок! Но тут мы споткнулись: все, что приходило в голову,оказывалось либо слишком коротким, либо чересчур длинным, к тому же,чтобы подобрать разнообразную музыку, от текста требовалась определеннаяэмоциональная палитра, которой, на наш взгляд, недоставало многимтрадиционным рождественским историям.
Сделав круг по Андерсену,Гофману, народным сказкам и всему, что смогли вспомнить и найти, мывернулись к Шварцу. Размышляли так: часовое выступление смогутвыдержать дети лет с семи. Значит, можно взять достаточно эмоциональноепроизведение среднего объема.
«Два брата» – как раз зимняя история,достаточно сказочная и, в то же время, ориентированная на младшийшкольный возраст, не слишком короткая, но и не такая длинная, как, скажем,«Снежная королева». К тому же, проза Шварца написана по всем канонамдраматургии, ее легко разложить на разные голоса, и там есть, гдеразвернуться музыке.Внашемнебольшомгородепроходитнесколькотренинговораторского искусства, один из которых базируется в библиотеке. Егоучастники откликнулись охотно ‒ вот она, желанная практика публичноговыступления, возможность продемонстрировать приобретенные умения.Несколько репетиций «ораторов», отдельная подготовка музыкантов, а потомтри общих прогона – и вот за две недели готово представление, в которомучаствуют 7 чтецов, 10 юных музыкантов и два их педагога.
Инструменты:фортепиано, флейта, ксилофон, разные саксофоны.171В этот вечер в библиотеке был аншлаг: послушать сказку с музыкойпришлизавсегдатаинашихсубботнихчтений,родителиидрузьявыступавших учеников музыкальной школы, сторонние зрители, увидевшиенаше объявление в газетах или интернете. Некоторые из них именноблагодаря этому вообще узнали о мероприятиях нашей библиотеки.Получилось действительно здорово.
Атмосферная музыка, динамичныйдраматичный сюжет захватили слушателей, 45 минут пролетели на одномдыхании. Правда, дети в процессе перешептывались: «Это он нарочно такстрашно говорит?» Хоть сказка и мрачноватая, все-таки добро в нейпобеждает зло, а это главное.Конечно, это доморощенный вариант «Сказок с оркестром». Но ведь побольшому счету, читать может любой, кто ведет громкие чтения: родитель,учитель, библиотекарь или артист самодеятельности.
Музыкальные школыесть везде. Так чем же библиотека хуже филармонии?Сказки с музыкальными инструментами в детской музыкальной школе172173Дипломы учеников174Представление результатов эксперимента175.