Диссертация (Социально-культурное партнерство учреждений культуры и образования в профилактике детского неблагополучия), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-культурное партнерство учреждений культуры и образования в профилактике детского неблагополучия". PDF-файл из архива "Социально-культурное партнерство учреждений культуры и образования в профилактике детского неблагополучия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГПУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГПУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
С другой стороны, изучение актуальных характеристиксоциального пространства и тенденций его развития определяет возможностьпрогнозирования развития социальных связей, структур отношений, в которыебудет включен человек, в том числе – какие социальные вызовы возникнут, какиесоциально-значимые задачи необходимо будет решать обществу, какие структурыпартнерских отношений будут превалировать.Анализ исследований, представленных в зарубежной и отечественной науке,свидетельствует о следующем.
Социальное партнерство представляет собойрезультат развития отношений между человеком, отдельными группами лиц,государством и обществом. Расширение практики партнерских отношений, ихперенос в сферу производственных отношений предопределили рассмотрениепартнерства как механизма урегулирования социально-экономических отношений.39Изменяется назначение партнерских отношений (урегулирование конфликтов,удовлетворение потребности человека в социальной защите) на основе сохраненияего направленности на обеспечение удовлетворение общественных и личныхинтересов.
С одной стороны, сужается пространство реализации партнерскихотношений, обеспечивая более четкое понимание зон ответственности каждого изсубъектов. С другой стороны, актуализируется проблема социальной защитычеловека и его субъектная позиция.Представленнаяхарактеристикасоциальнойсоставляющейобъектаисследования определяет необходимость рассмотрения и его культурнойсоставляющей. Это может быть объяснено, с одной стороны, рассмотрениемкультуры как одной из составляющих социальной сферы, с другой – более позднимоформлением понятия «культура», его сущности, а также многообразием подходовк определению сущности понятия «культура».Как предмет детального изучения культура исследуется в культурологии.Однако, по мнению М.С.Кагана, основной задачей культуролога является изучениеконкретного типа или нескольких типов культуры [110]. При этом сама сущностькультуры, ее характеристики оказываются неуловимыми и неизученными.Как считает М.С.Каган, на основе философского анализа культуру можнохарактеризовать как особую форму бытия, которая образуется человеческойдеятельностью, охватывая:а)качествасамогочеловека(сверхприродныекачества),которыеформируются в ходе реализации различных видов деятельности, т.
е. качества,опирающиеся на природные возможности человека в ходе становлениячеловечества и воссоздающиеся вновь в ходе становления индивида (по закону«онтогенез повторяет филогенез»);б) несвойственные человеку способы деятельности, которые благодаряобучению, воспитанию и образованию изобретаются, совершенствуются ипередаются из поколения в поколение;в) многообразие материальных, духовных, художественных предметов,которое может быть охарактеризовано как «вторая природа», удовлетворяющая40сверхприродные, специфически человеческие потребности и обеспечивающаяпередачу накопленного многообразия другим поколениям; эта «вторая природа»отделяется от человека, приобретая самостоятельное существование и представляя,по мнению автора, инобытие;г) вторичные способы деятельности, которые служат распредмечиванию техкачеств человека, которые хранятся в предметном бытии культуры;д) вновь человек, выполняющий «вторую роль» в культуре, т.к.в процессераспредмечивания он растет, меняется, обогащается, развивается, становясьпродуктом культуры; среди множества качеств, формируемых культурой,значимой является потребность в совершенствовании собственной деятельности,определяющей дальнейший переход от человека, творимого культурой, к роли еетворца;е) связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общениемучаствующих в них людей как особым аспектом человеческой деятельности и,соответственно, феноменом культуры [110].Представленноепониманиекультурыпозволяетохарактеризоватьсложность его природы.
Рассматривая понятие «культура» как характеристикуспециалиста или результат партнерских отношений, важно осознавать сложность иэтапностьееформирования,последовательноепогружениечеловекавопределенную социально-культурную среду, стимулирующую присвоение тех илииных норм, ценностей, способов деятельности. Перевод ценностей и нормкультуры из внешне представленных во внутренние структуры и их дальнейшееотражение в поведении и деятельности человека задают логику организациивзаимодействия партнеров между собой, а также с семьями и детьми. Кроме того,можно спроектировать и реализовать специфическое содержание, формы и методыпрофессиональногообразования,определяющиеготовностьбудущихипрактикующих специалистов к социально-культурному партнерству в решениипроблем семьи и детства. Так, содержание должно отражать направленность наприобщение будущих специалистов к ценностям и нормам социально-культурнойдеятельности, расширение практики взаимодействия с различными субъектами,41обогащение опыта проектирования различных форм взаимодействия с семьями идетьми.
Подобная направленность содержания, его единство в ценностносмысловом наполнении задает основания выбора форм и методов организацииобразовательного процесса в учреждениях профессионального образования.Сформированные ценности и нормы партнерских отношений специалистов могутповысить эффективность реализуемых практик оказания помощи отдельнымкатегориям семей и детей, а также мероприятий культурно-просветительской ивоспитательно-образовательной направленности.М.С.Каган, Э.С.Маркарян однозначно подчеркивают связь категорий«культура» и «деятельность», ее историческую обусловленность.
Изучениеэволюции человеческой деятельности, ее дифференциации и интеграции позволяетоценить в адекватности развития культуры. Культура, как универсальнаяхарактеристика деятельности, определяет ее направленность.ценностныетипологические особенности и результат.Позиции обозначенных авторов сближают понятия «культура», «человек»,«общество» и, одновременно, противопоставляя понятие «культура» и «природа».При этом исследователи рассматривают человека в контексте культурныхвоздействий как объекта и субъекта.К.А.Альбуханова-Славская [12], А.И.Арнольдов [14], Ю.И.Ефимов [92],В.П.Тугаринов [279] отмечают, что человек является объектом культурныхвоздействий и субъектом, творцом ценностей, действуя в рамках культуры.Соглашаясь с утверждением обозначенных авторов, отметим, что подобноеизменение позиции человека в процессе взаимодействия с окружающим миром иосвоения им культуры согласуется со сложившимися положениями психологии(интериоризация и экстериоризация как механизмы формирования внутреннихструктур личности под влиянием усвоения социальной действительности),социологии (объект-субъектный и субъект-субъектный подход в пониманиисущности социализации человека), культурологии (освоение культуры в процессевзаимодействия с различными объектами окружающего мира), педагогики(ребенок как объект и субъект взаимодействия, формирование субъектности42ребенка).Единствопредставителейразличныхнауквпониманиипоследовательного изменения позиции человека в ходе освоения социального икультурного опыта отражает, с одной стороны, согласованность положенийсовременной науки.
С другой стороны, рассмотрение человека как объекта исубъекта в ходе взаимодействия с объектами и смыслами культуры позволяет наэтапе теоретического анализа и эмпирического исследования сформулироватьположения разрабатываемой концепции и технологии социально-культурногопартнерства в решении и предупреждении проблем детства.В работах В.С.Барулин [22] определил методологические позиции,раскрывающие феномен культуры:1.Гуманистический аспект культуры, в контексте которого человек являетсяносителем культуры и характеризуется во всем многообразии отношений сокружающим миром, включая общественные отношения, материальный идуховный мир. В таком контексте культура является неотъемлемым атрибутомобщественного человека.2.
Созидательный аспект культуры отражает рассмотрение культуры как слагаемойдеятельности человека, определяющей его развитие и саморазвитие как субъектаобщества.3. Ценностно-регулятивный аспект культуры определяет рассмотрение культурыкак условия развития человеческой сущности, ценностей и культуры конкретногочеловека, регулирующих его поведение.Определениерассмотрениявсущностирамкахпонятияпроводимого«культура»неисследования.являетсяобъектомУчитываяпозициюВ.С.Барулина. сформулируем следующее: важным является понимание культурыкак средства и условия развития человека общественного, включенного вразличные системы отношений, в том числе - отношения с миром культурныхсмыслов, значений, норм и ценностей, определяющихв последующемсамореализацию и саморазвитие человека как участника социокультурных практики общественных отношений.43СхожаямысльсформулированавпубликацияхВ.Ж.Келле[118],определяющего роль культуры как условия формирования человека, егосамосозидания и как формы его самовыражения.Данныеавторскиепозициипозволяютсформулироватьпониманиепартнерства как определенной культуры, присущей человеку; как определеннойхарактеристики, в рамках которой он реализует себя, свои возможности, созидаяновые материальные и духовные средства,изменяя общество и себя самого.Одновременно культуру можно рассматривать как своеобразную «настройку» надсистемой социальных смыслов и значений, осваиваемых человеком; этометапредметный результат жизнедеятельности человека, не связанный напрямую сосвоением определенной совокупности знаний и умений, а формирующийся подвлиянием совокупности факторов и условий.Для понимания сущности партнерства как взаимодействия людей вопределенном культурном пространстве значимой является позиция И.Ф.Исаева[108].