Диссертация (Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв". PDF-файл из архива "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Сама же практика совершения самоубийства воизбежание обращения в чужую веру получила названия «киддуш ашем»97. В настоящее время известно несколько средневековых еврейскихрукописей, в которых перечисляются еврейские общины, располагавшиесяна территории Европы, чьи члены предпочли подобную смертьобращению в христианство 98. Однако ни одна из них, даже Сэфер ЗиКаранили Гзерот Татну, не упоминает судьбы чешских евреев99.Основываясь на известных упоминаниях пражского погрома, можносказать, что поздней весной или ранним летом 1096 г. крестоносцы шли поНеобходимо упомянуть, что нормы, принятые во время Четвертого Собора в Толедо 633 г.,продолжавшие действовать на момент начала Крестовых походов, установили незаконностьнасильственного крещения, однако признавали законность уже совершенных крещений и в особенностине одобряли возвращения евреев обратно в иудаизм.
См. Conciliu Toletanum quartum – [Электронныйресурс] Benedictus Levita: информ.-справочный портал. 2006-2013.URL: http://www.benedictus.mgh.de/quellen/chga/chga_046t.htm97Киддуш а-шем – букв. «освящение во Имя [Б-га]» представляет собой обязанность каждого евреяпрославлять величие Б-га самоотверженным соблюдением его заветов вплоть до самопожертвования. Впоследствии этот термин стал употребляться исключительно для описания самоубийства как актасамопожертвования. См. Киддуш-а-шем [Электронный ресурс] Электронная еврейская энциклопедия.URL: http://www.eleven.co.il/article/1207098Кац Я. Евреи в средневековой Европе. Замкнутость и толерантность // Иерусалим, 1992.
С. 16499Йерушалми Й.Х. Захор: Еврейская история и еврейская память. М. – Иерусалим, 2004. С. 92-939646территории Чешского королевства в Иерусалим 100. Полностью отдавшисьрелигиозному рвению, они обращали встречавшихся им на пути евреев вхристианство. Вполне возможно, что часть пражских евреев осталась вновой вере. Часть евреев могла погибнуть от рук крестоносцев, анекоторые могли покончить с собой для совершения «киддуш а-шем». Всеравно не представляется возможным утверждать то, что весной-летом1096 г. пражское еврейство погибло полностью.Здесь следует обратиться к сообщениям Козьмы Пражского обегстве евреев из Чешских земель в Польшу и Венгрию.Отказ отхристианства рассматривался как предательство, отягощенное попыткойбегства.
Козьма-хронист описывает недовольство князя как законный гневвластителя, чьи подданные пытались его обмануть. Козьма восхищаетсятем, сколько имущества и золота было отобрано у евреев по велениюкнязя. Коморник, избавивший бегущих евреев от излишков богатства,произносит фразы, наглядно иллюстрирующие отношение Козьмы кфинансовому благосостоянию пражских евреев:«О, израильское племя, о ты, порожденье негодных!(…) Зачем вы уменьшить хотите добро, что досталось вам даром?Ведь это добро – оно наше: из вашего ЕрусалимаСюда ничего вы с собою – богатств никаких – не внесли»101.Примечательно то, что княжеский коморник сообщает, что всеотобранное богатство на самом деле не еврейское. Оно не прибыло изИерусалима вместе с сынами Израиля, но было найдено на чешской земле.Следовательно, каким-то образом евреи завладели этими богатствами, чтоозначает незаконность их владения.Гзерот Татну сообщает, что в Праге произошли убийства ханаанитов (т.е.
евреев) на праздникШавуот 4856 г., что переводится на юлианский календарь как 30 или 31 мая 1096 г.101Козьма Пражский. Чешская Хроника. III. 5 // Пер. и коммент. Г.Э. Санчука; отв. ред. РазумовскаяЛ.В. и Соколов В.С.//М. 1962. С. 17710047На самом деле подобное заявление призвано оправдать причину, покоторой князь и коморник считают возможным обобрать евреев. Козьманазывает евреев несчастными, но само мероприятие он считаетоправданным из-за размера изъятого у беглецов имущества:«(…) коморник, и воины, прибывшие с ним, тотчас же ворвались в дома евреев, захватилисокровища и лучшие вещи, которые там нашли.
Они ничего не оставили евреям, кроме зерна,необходимого для жизни. О, сколько денег было отнято в тот день у несчастных евреев! Столькобогатства не было вынесено и из горящей Трои на Эвбейский берег» 102.Интересно, что после изъятия у евреев «лучших вещей» и«сокровищ», в домах осталось лишь зерно для жизни. Сравнение стриумфом греков над Троей создает впечатление, что евреи действительнообладали несметными сокровищами, которыми вряд ли можно былозавладеть законным способом.Одновременно с этим коморник утверждает, что выполняетисключительно княжескую волю, никак не связанную с крещением евреев.Одновременно с этим крещение утверждается как проявление божьейволи,которому не следует противиться.
Коморник неодобрительноупоминаетвозвращениеевреевкиудаизму,воспринимаемоекаксомнительное действие. Однако тут же он утверждает, что дальнейшаясудьба крещеных евреев и законность их возвращения в иудаизм зависятот церковных авторитетов, а именно Козьмы-епископа.На этом почти прекращается повествование Козьмы-хрониста опериоде Первого крестового похода. Дальнейшие события касаютсяисключительно внутренних и внешних дел чешских князей, а евреи сноварастворяются в общем историческом процессе. При таком «исчезновении»евреев со страниц чешской истории нельзя точно сказать, как вКозьма Пражский. Чешская Хроника. III. 5 // Пер.
и коммент. Г.Э. Санчука; отв. ред. РазумовскаяЛ.В. и Соколов В.С.//М. 1962. С. 17710248последующие годы еврейские общины оправлялись от потрясений 10961098 гг. Можно только предположить, что следующие десятилетия евреиЧехии и Моравии пытались поправить свое положение.В последующие десятилетия евреи Чехии и Моравии стали активновозвращаться в иудаизм, и движение это было настолько массовым, чтонедовольство Козьмы-хрониста выразилось в тех словах, которые онвложил в уста епископа Германа, умершего в 1122 г 103.Герман описывается как невероятно мудрый и ученый человек, чьикротость и святость служили примером всем христианам. Тем не менее,перед самой своей смертью Герман страшился за свою душу, так как он несделал главного – не убедил и не способствовал закреплению евреев какхристиан в их новой вере и новой жизни. Это он считает величайшимсвоим грехом, достойным наказания 104.Таким образом предоставляется возможным сделать нескольковыводов о судьбе евреев Чехии в годы после Первого крестового похода.Первымпоследствиемдлянихсталонасильственноекрещение.Возвращение же евреев к иудаизму рассматривалось как предательство,упорное отторжение той благодати, которой являлось христианство.Очевидным последствием этих процессов стало дальнейшее взаимноеотдаление еврейского и окружавшего его христианского населения.Однако на протяжении следующих двух десятилетий евреи неуклонновозвращались в иудаизм, причем делали они это достаточно активно.Высшее духовенство Чехии на тот момент не противодействовало этомувозвращению.Здесь важно рассмотреть историю вышеупомянутого Якова Апеллы,богатого и влиятельного пражского еврея.
В «Богемской хронике» онописывается не иначе как сын Сатаны с дыханием василиска:Козьма Пражский. Чешская Хроника. III. 5 // Пер. и коммент. Г.Э. Санчука; отв. ред. РазумовскаяЛ.В. и Соколов В.С.//М. 1962. С. 179104Там же, с.17910349«Правая рука [Якова] оскверняет каждого, кого бы она не коснулась; его дыахние, подобносмрадному василиску, умерщвляет того, на кого обращено.
Многие люди, достойные веры,свидетельствуют, что часто видели рядом с ним сатану, который, приняв человеческий облик, оказывалему свои услуги» 105.Козьма-хронист утверждает, этот человек при помощи демоноврасположил к себе короля, а потом и вовсе взял на себя исполнениенекоторых представительских функций, чем нанес оскорбление не толькочешскому королевскому двору, но и всем христианам. Несмотря на егопредполагаемое влияние, в 1124 г. Яков Апелла был арестован после того,как его обвинили в осквернении алтаря в христианской церкви инаходившихся в церкви святых мощей 106.Однако в самой «Хронике» сообщается другая важная деталь – чтоЯков Апелла разрушил алтарь, возведенный в синагоге несколькимигодами ранее. Из этого следует, что в процессе обращения евреев вхристианство синагоги были осквернены и превращены в церкви, ивозвращение даже зданиям их первоначальных функций было предметомпреследования 107.22 июля 1124 г.
Апелла был брошен в тюрьму по личному приказуВладислава I; из дома Якова было изъято все ценное имущество, котороеКозьма-хронист описывает с восторгом, отмечая, что все это имуществопотом перешло в казну князя. Дальнейшее описание событий даетдополняет картину ареста самого Якова Апеллы и его имущества:«А помимо этого, его друзья по преступлениям, евреи, дали князю три тысячи гривен сереброми сто гривен золотом, чтобы преступник не был казнен. Князь с божьей милостью выкупил у всех еврееврабов-христиан и запретил впредь христианам поступать в услужение к евреям.Козьма Пражский. Чешская Хроника.
III. 57 // Пер. и коммент. Г.Э. Санчука; отв. ред. РазумовскаяЛ.В. и Соколов В.С.//М. 1962. С. 233106В «Хронике» утверждается, что Яков Апелла сбросил святые мощи в отхожее место.107Там же, с. 17910550Аминь, аминь! – говорю я, ибо какие бы грехи ни имел князь, - все он искупил этимпохвальным поступком и тем самым снискал себе вечное имя»108.Здесь важно обратить внимание на общую характеристику евреев,которую дает Козьма-хронист.