Диссертация (Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв". PDF-файл из архива "Привилегии и конфликты еврейских общин в чешских землях во второй половине XIV - начале XVI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РГГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с РГГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Если опираться исключительно на христианскиедокументы, то выходит, что евреи спонтанно оказались на чешской землелетом 1096 г., пострадали от рук крестоносцев и вскоре после этогобежали в Моравию80. Дальнейшие упоминания о евреях также редки заисключением сообщений об одном или двух погромах.Однако если обратить внимание на нехристианские источники,можно установить, что евреи стали проживать на территории Чешскогокоролевства задолго до Первого Крестового похода. В данной ситуацииследует обратиться к таким источникам, которые классифицировались быкак произведения арабской описательной географии. Разумеется, в связи стем, что эти источники часто определяются именно как «произведениялитературы» из-за их высокого художественного уровня, существуютопределенные проблемы при работе с ними, о которых будет сказанопозже.В любом случае, можно сказать, что известных источников о раннейистории евреев в Чехии слишком мало.
Практически нет такихТомек В. История Чешского королевства// Издание книгопродавца С.В. Звонарева// СПб, 1868// Т. 3//с.1058041документов, которые бы позволили с точностью описать расселениеевреев по восточноевропейским территориям. Из-за этого фактическиневозможно сказать, когда евреи впервые появились в Чехии. Однакоможно относительно точно установить, к какому времени они уже точноприсутствовали на чешской территории.В данной ситуации необходимо обратиться к произведению Абу-льКасима Убайдаллаха ибн Абдаллаха ибн Хордадбеха «Книга путей истран»81.В «Книге путей» ибн Хордадбех описывает славянские земли и ихнаселение. Чешские земли упоминаются почти исключительно как место,через которые проходили важные маршруты раданитов 82. Раданитаминазывалисьособыееврейскиестранствующиекупцы,наделенныеторговыми привилегиями во многих королевствах.
Именно раданитамбыло доверено установление торгово-экономических связей междувосточными мусульманскими землями и христианской Европой. Караваныраданитов достигали самых дальних границ Священной Римской Империии Китая.Истинность и точность «Книги путей» не раз ставилась подсомнение. Современные исследователи критикуют исключительнуюкраткостьописаниявосточноевропейскогорегиона,атакжеспорадичность объяснения топографических названий.
При описанииВеликого Шелкового Пути ибн Хордадбех утверждает, что по нему можнодобраться до стены, за которой заперты народы и силы Гога и Магога83;Черное море ибн Хордадбех именует Хазарским и т.д.Отдельнымпредметомкритикиэтогоисточникаявляетсяиспользование термина «раданиты», а не «евреи». Сам термин можетИбн Хордадбех Книга путей и стран [Электронный ресурс] URL:http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/I.phtml?id=204982Там же.83Там же.8142переводиться с персидского языка как «знающие дорогу» 84, что вовсе неприравнивает раданитов к одной национальности. Этот же терминиспользуется достаточно неоднородно – при описания пути в «Арменийу»ибн Хордадбех отмечает, что там встречаются не просто раданиты, араданиты-евреи,чтотеоретическиподразумеваетсуществованиераданитов-неевреев85.Другим ранним свидетельством еврейского присутствия называютсхожее произведение, гораздо меньшее по объему.
Это записки Ибрагимаибн-Якубаеврейскогоал-АндалусизТортосы,происхождения 86.иберийскогоПолучивпутешественникаразрешениегерманскогоимператора, он посетил Чехию и прочие восточноевропейские славянскиеземли в 965-966 гг. В своем описании Праги ибн-Якуб упоминаетеврейских торговцев, однако не сообщает, были ли они странствующимиторговцами или они проживали в Праге на постоянной основе87.Преимуществом работы ибн-Якуба является подробное описание Прагикак главного для евреев торгового центра, может быть наиболее важногодля них во всем мире. Согласно его записям, привезенные в Прагуеврейскими купцами византийскоезолото и восточныепряностиобменивались на рабов, металлы, звериные шкуры и пушнину, и, самоеглавное, на зерно88.Несмотря на то, что записки этих путешественников могут бытьсамыми ранними достоверными источниками по истории чешских евреев,ихкрайнетруднопроверитьперекрестнымспособомиз-завышеупомянутой нехватки христианских источников.
Существуют, к томуВелиханова Н.В. Ибн Хордадбех, «Книга путей и стран»// М. 1986 [Электронный ресурс] URL:http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/framepred3.htm85Там же.86Куник А., Розен В. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах// Записки ИмператорскойАкадемии Наук// Т.1// Выпуск №2, 1879 г.// с. 21-2687Славяне и их соседи. Исторические корни этноконфессиональных конфликтов в странах Центральной,Восточной и Юго-Восточной Европы (Средние века – начало Нового времени)// Отв.
ред. Флоря Б.Н.//М.:2003// с. 35-3988Там же, с. 378443же, другие, менее авторитетные источники с еврейской стороны. Онисообщают, что первой еврейской общиной на территории современнойЧехии была община в Тршебиче, появившаяся уже в первых веках н.э.89,практическисразужепоследостиженияеврейскойдиаспоройевропейских территорий.Во многих существующих монографиях точкой отсчета еврейскогоприсутствия становится вторая половина XI в., когда уже можно точносказать, что евреи проживали на постоянной основе в чешских землях.Большую роль в определении нижней границы начала чешской еврейскойистории сыграла «Чешская хроника» Козьмы Пражского. Третья книга«Хроники» приближается к описанию Первого Крестового похода, ипомимо описания разгрома пражской еврейской общины летом 1096 г. 90,она предоставляет две достаточно важные даты – основания крупныхобщин в Брно в 1090 г.
и в Моравии 1091 г., за несколько лет до началадвижения крестоносцев91. Книга третья – единственная книга «Хроники»,в которой вообще упоминается еврейское население. Более того, в даннойкниге евреям уделяется достаточно пристальное внимание. Там такжеосвещаются события последующих лет и скандала с Яковом Апеллой.Представляется нелогичным объявить единственное описание техсобытий достоверным. Современные исследователи «Хроники» согласныв том, что она представляет собой тщательно отредактированный наборсубъективной информации, предназначенной для сохранения и передачиопределенного набора взглядов автора9293.Источниковедение истории южных и западных славян. Феодальный период.// Под ред. ЛаптевойЛ.П.// М.: Издательство МГУ// 1999 г.// с. 17-1990Козьма Пражский.
Чешская хроника// Отв. ред. Разумовская Л.В. и Соколов В.С.//М.: ИздательствоАН СССР// 1962 г.// с. 155-17091Там же, с. 14792Soukup D. Apostatrix gens: The First Crusade and Criticism of the Reversions of Jews in Cosmas’s Chronicleof Bohemia // Prague: Colloquia mediaevalia Pragensia, Issue 7. 2015. P. 4.93Třeštik D. Kosmova Kronika. Studie k počátkům českého dějepisectví a politického myšlení // Praha:Akademia, 1968. 251 l.8944Козьма Пражский описывает фактически два феномена, которыепозже становятся известны как Первый крестовый поход, - собственно,поход на Иерусалим, а также сопутствующее религиозное рвение,достигшее такого пика, что в немецких областях и в восточной Франции вгородах и деревнях осталось лишь немного жителей 94.
Вся эта массадвинулась в сторону Иерусалима, а ее часть решила пройти через Чешскиеземли.В отличие от остальных хронистов, Козьма не дает ни имен лидеровтех крестоносцев, ни описания их состава. Единственное, на что Козьмауказывает, так это на насилие над евреями, совершенное участниками тогопохода. Тем не менее, Козьма описывает это насилие общими словами, неназывая числа убитых или крещенных.
Он не дает тех красочныхописаний, которыми пестрят первые две книги «Хроники». Не называетсядаже ориентировочная дата, время года, в которое были совершены этинападения на евреев. Однако отмечается протест епископа Праги Козьмы(1091-1098 гг.) против насильственного крещения евреев, что далеко не повкусу Козьме-хронисту95.Козьма-хронист указывает, почему Козьма-епископ остался безкакой-либо поддержки. Опорой ему должен был быть князь, но в тотпериод Бржетислав II занимался строительством града Каменец на рекеНиса вместе со всей своей дружиной. Становится очевидно, что то самоерелигиозное рвение оказалось сильнее епископских увещеваний, пусть иоснованных на учениях христианской церкви.Козьма-хронист считал крещение, пусть и насильственное, благомдля евреев как для язычников.
В одном из предыдущих отрывков Моисеевзакон он называет губительным для человека, а в утрате новообращенных– возвращении только что крещенных евреев к иудаизму - винит КозьмуCosmas Pragensis. Chronica Boemorum. III. 4 // Козьма Пражский. Чешская хроника // Отв. ред.Разумовская Л.В. и Соколов В.С.//М.: Издательство АН СССР, 1962. С. 17595Там же.9445епископа, не побуждавшего евреев остаться в новой вере, и его влияние наостальных прелатов церкви.Из этого также следует, что прелаты церкви либо разделяли точкузрения Козьмы-епископа, либо не считали необходимым противостоятьвозвращению евреев в их веру96. Это злит Козьму-хрониста, которыйсловно рефрен продолжает описывать уход евреев из христианской верыкак одно из прегрешений чешских священнослужителей. Но прежде чемсказать о дальнейших событиях, следует рассмотреть, чем являлосьнасильственное крещение для самих евреев.Не стоит удивляться тому, что среди евреев отказ от веры такжесчиталсягрехом.Былораспространено мнение,что смерть илисамоубийство, избранные вместо отказа от иудаизма, праведнее ипредпочтительнее.